Редакция «Ведомостей Казахстана» вместе с коллегами из Казахстана и стран Центральной Азии посетила ультрасовременный и технологичный завод по производству сверхскоростных поездов компании Sifang в городе Циндао, провинции Шаньдун. А также побывала в Жемчужном центре Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), где в 2018 году проходил знаковый саммит этой международной организации. Начало здесь.
Поездостроение
На второй день пребывания журналистам показали завод CRRC Qingdao Sifang, где производятся суперсовременные поезда «Фусян» («Фусин»). Это машиностроительное предприятие масштаба всей КНР (системообразующее) и способно произвести сильное впечатление на любителей индустриального туризма.
Завод в Циндао покрывает 42 % парка всех высокоскоростных и сверхскоростных поездов, эксплуатируемых Китайской высокоскоростной железной дорогой. «Фусяны» являются визитной карточкой CRRC, которой принадлежат независимые права интеллектуальной собственности на них.
Помимо этих техническо-технологических шедевров компания производит вагоны для метро, монорельсовые поезда, городские трамваи, электрички, поезда прошлых технологических эпох на экспорт.
Работники СМИ побывали в цехах сборки локомотивов и вагонов, в самих поездах разных классов (удобные все), в кабине машинистов. «Фусяны» напичканы разнообразными ноу-хау и удобствами. К примеру, пассажиры могут прямо в них заряжать сотовые телефоны (беспроводные столы-зарядники установлены между кресел).
Роботы
Уровень технологического прогресса в Китае ушел так далеко, что после казахстанских реалий ощущаешь себя как в будущем. Причем для нас это не совсем завтрашнее будущее – ближе к послезавтрашнему. Совершенно не удивимся, если США и Евросоюз в данных вопросах тоже дышат Поднебесной в спину.
В КНР практически в каждом по-настоящему крупном городе (по их меркам) есть своя «Кремниевая долина». В отеле, где мы жили, трудились роботы-уборщики и роботы-официанты. По дизайну они похожи на робота R2-D2 из «Звездных войн».
Роботы-уборщики могут дистанционно вызывать лифт, ехать на нем на какой им нужно этаж, а там уже сами эти этажи они моют, чистят, пылесосят. Вода, синтетические моющие средства и щетки установлены в них самих. У роботов-уборщиков нет рук, поэтому в номера они не заходят – здесь порядок наводят горничные.
Роботы-официанты с внутренностями в виде полок для еды развозят заказы для посетителей. Разговаривали они на китайском, но по идее могут общаться на любом языке, если загрузить соответствующую программу.
Жемчужина ШОС
Один из форумов Шанхайской организации сотрудничества в 2018 году проводился в Циндао. К этой дате построили «Жемчужный центр ШОС». По размеру он где-то как Экспо-центр в Астане, только выполнен в форме жемчужины.
В павильонах этой демонстрационной площадки различные страны на постоянной основе арендуют офисы, устраивают тематические и специализированные выставки. В казахстанском павильоне местные китайские сотрудники угощают гостей медом и питьевыми водами из наших краев. Функционируют и другие павильоны от постсоветских государств.
В «Жемчужном центре» постоянно проводятся какие-нибудь развлекательные программы. На месте готовятся обжаренные ягоды, которые потом обваливаются в кунжуте – считается местным козырным десертом. Можно заниматься каллиграфией, рисовать, вышивать на традиционный китайский манер – все это входит в предлагаемые развлечения для посетителей.
Журналисты из региона Центральной Азии и других мест были приглашены в «Центр» для участия в церемонии запуска проекта «Путешествие по Китаю», которая прошла в специальном актовом зале.
На торжественном мероприятии присутствовал директор Ассоциации общественной дипломатии Китая (другое название Ассоциация народной дипломатии Китая) У Хайлун (в китайской иерархии фигура влиятельная). Журналисты между собой называли его «Господин У».
Участвовали и другие функционеры вроде заместителя начальника управления Госканцелярии по делам интернет-информации, гендиректор портала «Хуаньцюван» (государственный информационный ресурс), член Постоянного комитета горкома КПК Циндао, глава Административного комитета пилотной зоны «Китай – ШОС».
Бросилось в глаза (и уши) то, что выступающие крупные чиновники говорили не просто общие фразы, а были погружены в контекст проекта, по поводу которого собрались на большой сцене. То есть они знают кто находится в аудитории, какова цель программы пребывания журналистов, где они уже успели побывать накануне.
Культурный заход
В честь «Путешествия по Китаю» была дана специальная концертная программа. Она включала шоу «Каллиграфический танец», выступление девочки-метиски (папа голландец, мама китаянка), которая хорошо говорит на шаньдунском диалекте. Эта маленькая девочка произвела фурор в китайских социальных сетях (родители просто выложили в свободный доступ ролик с ее участием). На сцену приглашали иностранных журналистов, а девочка с европейской внешностью при восточных чертах в шутку обучала их шаньдунскому диалекту китайского языка.
Смена масок в сычуаньской опере тоже была в концертной программе. Это главная опера местного театра в юго-западном Китае (провинции Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань). В провинции Сычуань считается самая острая кухня (из-за высокой влажности), это ареал обитания панд (для них организован большой заповедник), а в сычуаньской школе оперы за время представления меняются маски. Тогда как в традиционной китайской опере артисты используют одну маску в течение всего представления.
Когда У Хайлун давал торжественный ужин в честь участников проекта, то про знаки и символы (чему учил еще Конфуций) тоже никто не забыл. Стоял специальный большой стенд, который лишний раз напоминал, что происходит не просто прием пищи, а культурно-гастрономическое мероприятие в рамках более близкого знакомства с Поднебесной.
Алексей ЛУЖНЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»