Дьепп впервые упоминается как небольшое рыбацкое поселение в 1030 году. Город находится в 170 км северо-западнее Парижа и расположен между двумя горами в устье реки Арк, которая впадает в Ла-Манш. Сейчас Дьепп славится своими моллюсками, особенно морскими гребешками; но в прошлые века его главным притязанием на известность была обширная индустрия резьбы по слоновой кости, которая производила все — от бытовых безделушек до замысловатых произведений искусства.
Распространение резьбы по слоновой кости в Дьеппе началось в середине 1300-х годов. Описание его создания приведено в «Очерке истории Дьеппа», опубликованном в 1832 году:
«...Во время правления Карла V они прибыли на побережье Гвинеи и, найдя несколько туземцев, которым они сделали несколько пустяковых подарков, получили взамен несколько слоновьих
зубов, которые они привезли с собой в Дьепп. [...] Это произошло в 1354 году. Этот город отличается элегантностью своей резьбы по слоновой кости, которая, как говорят, превосходит все в Европе и которой жители очень гордятся, и, конечно, не без оснований».
Иллюстрированном журнале для коллекционеров»:
о чем в изобилии свидетельствуют образцы их ручной работы в маленьком музее Дьеппа [...] Дьепп может похвастаться великими именами среди своих художников по слоновой кости, чьи сохранившиеся работы показывают, что им не было равных в своем искусстве [...] Работы дьеппских художников из слоновой кости XV-XVIII веков, вероятно, никогда не будут превзойдены».
В период своего расцвета производство резьбы по слоновой кости в Дьеппе было настолько крупным, что на нем работало до 300 человек.
В дневнике Джона Эвелина, эсквайра, записано о его посещении Дьеппа в 1644 году:
«Город изобилует мастерами, которые изготавливают и продают диковинки из слоновой кости и панцирей черепах; и действительно, все, что Ост-Индия может себе позволить из шкафов, фарфора, натуральных материалов и редкостей, здесь можно приобрести с богатым выбором.”
Обычными среди этих диковинок были распятия, мадонны, ювелирные украшения и предметы домашнего обихода; менее распространенными были специализированные предметы, такие как шахматные наборы.
Скульптуры из слоновой кости, выполненные лучшими мастерами Дьеппа, выставлены в музеях по всему миру. В многих случаях мастерские старших передавались следующему поколению. Одним из примеров из Дьеппа 18-го века является семья Беллетесте. По меньшей мере четыре поколения семьи Беллетесте были
хорошо известны высоким качеством и сложностью своей работы. Антуан Беллетесте, активно работавший в 1730-х годах и далее, держал процветающий магазин, в котором продавалось множество видов товаров.
Индустрия резьбы по слоновой кости в Дьеппе приходила в упадок на протяжении всего 20-го века и в настоящее время почти не существует. Эта тенденция, конечно, в значительной степени была обусловлена запретом ввоза слоновой кости и продажи изделий из нее в целях сохранения мировой популяции слонов. Важный вопрос в области искусства резьбы, вызывающий споры среди современных коллекционеров и мастеров: что следует делать с художественными произведениями, выполненными из старинной слоновой кости прошлых веков?
Сейчас Франция занимает самую жесткую позицию в Европе по торговле слоновой костью. Указ от 17 августа 2006 года полностью запретил «продажу или покупку бивней и предметов, полностью или частично состоящих из «слоновой кости» слонов и носорогов, и предусматривает, что «изготовление предметов с использованием слоновой кости должно быть запрещено, независимо от возраста используемой слоновой кости». Под полный запрет попал даже ископаемый бивень мамонта.
В настоящий момент в Дьеппе остались считанные единицы резчиков по кости, которым уже некому передать свои знания. Это семьи ремесленников, которые внесли большой вклад в написание страниц истории Дьеппа, начавшие работать со слоновой костью 150 лет назад. С тех пор, как закон вступил в силу, оборот слоновой кости резко упал, и практически был сведен на нет. Главная проблема для мастеров теперь — найти материал для работы. Обычно они прибегают к переработке старых сломанных деталей. Следовательно, их резьба обычно невелика по размеру.
Так постепенно и неизбежно уничтожается мастерство резьбы — это нематериальное наследие Дьеппа.
Изделия из слоновой кости прошлых веков, созданные в Дьеппе, постоянно экспонируются в городском музее Le Musée de Dieppe, который расположен в замке, почти таком же древнем, как и сам город. В замке-музее Дьеппа находится самая красивая во Франции коллекция статуэток и других предметов из слоновой кости религиозного и светского происхождения и одна из самых красивых в Европе.
*по материалам музея Виктории и Альберта, музея Метрополитан и коллекций Джона Крумилера и Лувра
©Татьяна Артюхова
👇👇👇
Мы профессионально занимаемся резьбой по кости, а на нашем канале публикуем статьи об этом редком искусстве, видео из нашей мастерской и наши новые работы — современную резьбу по кости. Поставьте лайк и подпишитесь, если вам понравилась статья!
Наш Телеграм, где мы публикуем только наши новые работы и где вы можете написать нам:
Сайт авторов с галереей работ: