Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск - 6,6
- IMDb - 6,8
Жанр: драма, вестерн
Медленное, неспешное повествование знакомит нас с двумя братьями, которые сколотили себе состояние на ранчо Монтаны, перегоняя скот, охотясь. С первых минут фильма режиссёр Джейн Кэмпион делает акцент на различии между суровым старшим Бенедиктом Камбербэтчем и спокойным младшим Джесси Племонсом. Картина максимально погружает в вестерн, только без экшена. Злость, стремление старшего брата отражают весь тот грубый, мужицкий дух, когда суровый патриархат диктовал правила, ставил условия. Тихоня Племонс же понимает происходящее и всеми знаками даёт понять, что ему не место на ранчо.
Сюжет выстраивается на наследии кумира для братьев. Броско Генри – это уже призрак прошлого сильного человека, который научил братьев конному мастерству. В отличие от вестернов Серджио Леоне и Клинта Иствуда, взгляд Джейн Кэмптон направлен на противостояние естественному и навязчивому. Картина делает брешь в отношении братьев к совместному будущему, выстраивая акцент на том, что младший стремится вперёд, а старший так и твердит про предназначение на ранчо. Таким образом, в эту историю вписывается вдова Кирстен Данст с сыном, которые стали невольными участниками грубого и жестокого менталитета.
Акцент на странностях сына в исполнении Коди Смита-Макфи сделан весьма тонко. Худой, невзрачный, студент медицинского университета никаким образом не вписывается в мир дикого Запада. Сюжет весьма галантно сводит Племонса и Данст (как и в реальной жизни), чтобы поместить Коди в суровый мужицкий строй ковбоев и силачей. Псом в данном случае выступает Бенедикт, который как хозяин ранчо, как самый свирепый, сталкивается с обрушившейся действительностью счастья младшего Джесси.
Некоторые зрители винят режиссёра за длинную завязку, но в этом и фишка вестерна. Мы, как и главный герой, следим за развитием Пса в новом мире, который устроил брат. Странные ритуальные действия Бенедикта вызывают подозрения, которые развеиваются с появлением на постоянной основе невестки и её сына в большом доме. Постоянные выпады, споры, лишь бы уколоть людей, лишь бы задеть за живое постояльцев, вызывают непредвиденную реакцию. Что, что, а Камбербэтч отыгрывает превосходно. Может это и грим, но по актёру видно, что он уже не амбициозный сыщик с Бэйкер-стрит, а расширивший своё амплуа актёр от точных, драматических, фестивальных лент до популярной кинофраншизы Marvel.
Сюжет демонстрирует, что может стать с женщиной, чувствующей себя чужой в своём доме (отчасти). Метоморфозы Кирстен красиво сочетаются с развитием сына, который начал проявлять интерес к здешнему окружению, при этом скрывая свои внутренние качества под робостью, наивностью, неопытностью. Да ещё и голос с дефектами речи (возможно наш дубляж Максима Якимова так изменил впечатление от парня) сразу ставили на персонажа маску.
Лента даёт некоторые подсказки, некоторые эпизоды, в которых есть подвох, чтобы подвести к развязке в виде... приквела к «Горбатой горе»? Если Энг Ли демонстрировал закрытое общество, прикрывая всё двумя ковбоями, то Джейн Кэмпион весьма тонко раскрывает завесу тайны, чтобы не трогая запретную тему, подвести к ошеломляющей развязке. Как же персонаж Бенедикта преображается? На этом строится линия любопытства Смита-Макфи, когда мы узнаём постепенно, когда встречаемся с открытиями лицом к лицу, когда ярости и злости даётся весомое объяснение, а аллегория выдаёт мелкие детали, как подтверждение действительности.
Маленькая оплошность и роковой финал, когда действительно вышло непредсказуемо. Но после кульминации ты проводишь анализ просмотренного и ловишь себя на мысли, что предпосылки были ещё в первом акте: мы задавали вопросы характерам и интересам героев, задвигали их на задний план, под туманным образом преобразования Кирстен Данст на ранчо, которая напомнила героиню Элизабет Тейлор в «Гиганте» Джорджа Стивенса, чтобы очевидные действия нас поразили в финале.
Весьма тонкое протаскивание персонажей через весь сюжет, через все испытания и сложности, грубости и оскорбления, чтобы этим самым прикрыть жестокую правду. Правду, которая в 1920-х годах была равносильна виселице. Помимо общей истории, это красиво снятый вестерн, который делает акцент на окружающей местности, традициях, быте и отношениях людей внутри одного поместья.