Чудесная пора, цветет сирень, из года в год вдохновляя художников создавать прекрасные полотна.
В 1928 году талантливым художником, появившимся на свет на высоком правом берегу великой Волги в маленьком городе Хвалынск, была написана картина «Натюрморт с сиренью».
И имя этого художника Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, яркий представитель искусства начала XX века, которого мы смело воспринимаем как самобытного художника с глубоко индивидуальным видением мира.
Кузьма Сергеевич разработал свою собственную систему - "науку видеть", как он сам ее называл, - это необычный метод преображения пространства при передаче его на плоскости. Особенности, которые ясно проявляются в картинах художника: во-первых, точка зрения на натуру несколько сверху и сбоку (особенно в натюрмортах), что дает ощущение некой оптической иллюзии, и второй важнейший аспект творческого стиля - это цвет: палитра художника яркая, своеобразная и дерзкая.
И "Натюрморт с сиренью" - демонстрирует все отличительные особенности стиля Кузьмы Сергеевича.
Кроме того, эксперты, изучающие полотно, сделали весьма любопытное открытие. Просветив инфракрасными лучами "Натюрморт с сиренью", написанную на пике карьеры художника, они увидели, как он адаптировал своё творчество к советским реалиям после революции.
Главной в композиции является свежесрезанная ветка сирени в стакане воды, окружённая хрустальной чернильницей, экземпляром январского выпуска "L’Art Vivant" от 1925 года - парижского художественного журнала, которому Петров-Водкин давал интервью - опавшими листьями, спичечным коробком и письмом. Всё это расположено на тёмно-синей скатерти. Натурная точность не пересекающихся друг с другом объектов и характерные для мастера ракурсы делают этот натюрморт для зрителя крайне своеобразным.
Эта картина абсолютно точно напоминает более позднее - и более известное - полотно «Черёмуха в стакане», написанное в 1932 году, и ныне хранящееся в Русском музее в Санкт-Петербурге. На нём также присутствует синяя скатерть, журнал, спичечный коробок, чернильница и письма.
Однако "Натюрморт с сиренью" примечателен не только тем, что он старше. Перевёрнутая надпись на полотне породила предположения, что Петров-Водкин написал натюрморт поверх другой картины. И эта версия подтвердилась.
Инфракрасное исследование выявило, что под верхним слоем краски находится другое изображение – «Мадонна с младенцем».
По словам специалистов, оригинальная композиция, вероятнее всего, соотносится с аналогичным рисунком 1925 года, который сегодня находится в частной коллекции.
Тема Богородицы с младенцем играла значительную роль в раннем творчестве Петрова-Водкина. Однако после революции 1917 года, которую он принял, художник перешёл к светской тематике. Это может быть одним из объяснений его решения переделать первоначальную картину в натюрморт.
После смерти Кузьмы Петрова-Водкина в 1939 году его жена позаботилась о том, чтобы как можно больше картин художника оказалось в государственных музеях, а потому они так редки на рынке.
Однако, в 2019 году "Натюрморт с сиренью" появился в качестве лота на аукционе русского искусства Christie's в Лондоне. Картину приобрели за рекордную сумму - 9,3 млн фунтов, и теперь Петров-Водкин справедливо считается абсолютным лидером русских торгов. Он обогнал Валентина Серова, Николая Рериха, Наталию Гончарову и Илью Репина.