Найти в Дзене
vassabi0 - винтажная история

Нашла уникальную вазу ЛФЗ в Монголии. Редкий экземпляр с ошибкой в описании

Некоторое время назад, когда я уже готовилось к поездке в Монголию, мне на глаза попалась информация о редчайшем фарфоровом сосуде, проданном на торгах Северного Аукционного Дома. "Сосуд для кумыса со стилизованным изображением верблюда, буйвола, лошади" ушел за 1 млн. 200 тысяч рублей! Аналогичный сосуд был продан на Сотбис 5 июня 2018 г. за 37 500 фунтов (примерно 3 млн. 750 тысяч рублей) В 1938 г. ЛФЗ получил правительственный заказ Монгольской народной республики на изготовление 400 ваз для кумыса. Учитывая вторжение Японии в континентальную Азию, отношения СССР с Монголией во второй половине 1930-х годов приобретали важное значение. Форму изделия разработала скульптор предприятия - Серафима Яковлева, вдохновением послужили китайские фарфоровые бассейны для рыбок 17-18 вв., хранящиеся в Эрмитаже. Массивная и прочная ваза, высотой 42,5 см., и диаметром 51,5 см, предназначалась не только для хранения и подачи большого количества кумыса, но и для длительного процесса его приготовле

Некоторое время назад, когда я уже готовилось к поездке в Монголию, мне на глаза попалась информация о редчайшем фарфоровом сосуде, проданном на торгах Северного Аукционного Дома. "Сосуд для кумыса со стилизованным изображением верблюда, буйвола, лошади" ушел за 1 млн. 200 тысяч рублей! Аналогичный сосуд был продан на Сотбис 5 июня 2018 г. за 37 500 фунтов (примерно 3 млн. 750 тысяч рублей)

В 1938 г. ЛФЗ получил правительственный заказ Монгольской народной республики на изготовление 400 ваз для кумыса. Учитывая вторжение Японии в континентальную Азию, отношения СССР с Монголией во второй половине 1930-х годов приобретали важное значение. Форму изделия разработала скульптор предприятия - Серафима Яковлева, вдохновением послужили китайские фарфоровые бассейны для рыбок 17-18 вв., хранящиеся в Эрмитаже. Массивная и прочная ваза, высотой 42,5 см., и диаметром 51,5 см, предназначалась не только для хранения и подачи большого количества кумыса, но и для длительного процесса его приготовления

Первое публичное упоминание о сосудах появилось в еженедельной газете ЛФЗ "Ломоносовец" 15 ноября 1938 года, когда в колонке "Заводские новости" появилось сообщение о том, что художники предприятия: Иван Ризнич, Михаил Мох и Григорий Горьков разрабатывают четыре отдельные схемы оформления ваз. Иван Ризнич разработал дизайн, основанный на местных декоративных мотивах и священных животных кочевых народов Монголии. Все изображенные животные могут вырабатывать молоко, используемое для приготовления кумыса. На вазу нанесены красные звезды, символизирующие советское освобождение и социалистическое будущее Республики

Сохранилось фото, на котором художница Вера Зитко, жена Николая Суетина (главного художника ЛФЗ в 1932-52 гг) занимается росписью такого сосуда для кумыса. На еще одном архивном снимке - маршал МНР Юмжагийн Цеденбал, генеральный секретарь компартии МНР, угощается кумысом из подобного сосуда

В декоре сосуда присутствует стилизованное изображение животных: буйвола, верблюда, лошади, барана. Орнамент на горловине повторяет декор времен династии Цин. Известен еще один вариант вазы с изображением рыбок и водорослей и таким же узором на горловине

Дворец-музей Богдо-Гэгэна в Улан-Баторе, фото автора
Дворец-музей Богдо-Гэгэна в Улан-Баторе, фото автора
Дворец-музей Богдо-Гэгэна в Улан-Баторе. Белое 2-ух этажное здание посередине - музей
Дворец-музей Богдо-Гэгэна в Улан-Баторе. Белое 2-ух этажное здание посередине - музей

Вазы заинтересовали меня своей ценой, редкостью и местоположением - Монголия. Внутренний голос однозначно заявил мне: "с сосудом мы встретимся!" В моих фантазиях, эта встреча была конечно на блошином рынке, где я покупаю его очень задешево и уже думаю, как везти домой))

Но вышло иначе. Во время посещения Дворца-музея Богдо-Гэгэна в Улан-Баторе - это бывшая резиденция последнего правителя Монголии в дореволюционный период, я зашла в музей на территории комплекса. И там была она! Среди прочих предметов обихода, национальной живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства стояла НАША ваза! Атрибуция была лаконична и ошибочна: “Ваза, 19 век. Фарфор” (Vase 19th century. Porcelain)

На вазе уже упомянутый декор с рыбками и водорослями, орнамент на горловине абсолютно аналогичен узору вазы, проданной на торгах Северного Аукционного дома. Сосуд установлен на специальную деревянную подставку, к сожалению как я не старалась рассмотреть клеймо на дне, мне это не удалось, хотя я буквально лежала на полу. Но сомнений в любом случае никаких нет - это наша ваза!

В этот момент я ощутила себя Кисой Воробьяниновым: “бриллианты нашли, а на вырученные деньги построили железнодорожный клуб”))) Но потом подумала, что еще не все потеряно - из 400 ваз, известно месторасположение только трех! Заседание продолжается!)

Понравилась статья?! Ставьте лайк и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ чтобы не пропустить новые публикации, они виды только подписчикам! Все самое интересное впереди!