Часто встречаю в интернете мнение зрителей о том, что эпоха хорошего кино для нас прошла безвозвратно. Многие считают, что она навсегда осталась в советском прошлом. Также зрители беспощадно ругают продолжателей актёрско-режиссёрских династий, считая, что отпрыски знаменитостей «проникли в кинематограф по блату» и оставляют в нём свой тусклый бесталанный след. Могу ответственно заявить, что хорошее кино у нас сейчас есть, но это невозможно понять, если не смотреть картины. А подробно хочу поговорить сегодня о творчестве Фёдора Бондарчука, представителя известной кинодинастии.
Бондарчук – прекрасный актёр. Скажу здесь о трёх знаковых для себя фильмах, в которых проявился талант Фёдора Сергеевича.
Даунхаус (2001)
Вольное переложение романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Прекрасная вещь получилась. И хотя в этом фильме есть стёб, привнесённый создателями, но всё смотрится очень органично. Настоящие почитатели Достоевского знают, что юмор был не чужд писателю. А вот Бондарчук сыграл здесь всерьёз. Если бы князь Мышкин реально жил в наши дни, он был бы именно таким, каким показан в фильме – ни убавить ни прибавить.
В движении (2002)
Очень сильный режиссёрский дебют Филиппа Янковского, вариация на тему «Сладкой жизни» Феллини. У Бондарчука здесь роль второго плана. Небольшая, но очень важная. И он запомнился, не потерялся на фоне Хабенского, талант которого проявился в этой драме наиболее ярко.
Про любoff (2010)
Этот многоплановый фильм очень интересно снят. Он показывает, насколько наши представления о действительности могут не соответствовать реальному положению дел. Нас обманывают собственные иллюзии. Кино не только о любви, но и о политике. У Бондарчука здесь главная мужская роль. С виду его герой сильный и самостоятельный, но на самом деле всё не так…
Режиссёрские работы Фёдора Бондарчука до недавних пор не производили на меня сильного впечатления. «Девятая рота» показалась просто холодным дежурным высказыванием на тему Афганской войны. Упор сделан на внешние эффекты, при этом эмоциональное воздействие на зрителя крайне слабое. И хотя фильм собрал множество наград, для меня как зрителя он однозначно неудачен.
Потом был «Обитаемый остров» по роману Стругацких, экранизация в двух частях. Первая часть фильма удалась, она была интересной, интригующе-динамичной, а вот вторая провалилась. Финал оказался скомкан и выглядел очень неубедительно, как будто у режиссёра не хватило запала.
В 2013 году был снят «Сталинград». Он произвёл впечатление фильма, сделанного для западного зрителя. Как будто полностью скроен по голливудским лекалам. Для наших людей так снимать кино о Великой Отечественной войне нельзя. Актёрская игра на экране присутствует, а настоящих реалий военного времени нет.
После «Сталинграда» я полностью разочаровалась в Фёдоре Бондарчуке как в режиссёре и не смотрела его фильмы до 2021 года. Тогда мне посоветовали увидеть сериал «Псих», и впечатление было неожиданно сильным. Перемены в личной жизни Фёдора Сергеевича очень благотворно сказались на его творчестве. Паулина Андреева оказалась прекрасным сценаристом, и супруги вместе создали лучший сериал 2020 года. Мне фильм очень понравился. Если вдруг кто ещё не видел, рекомендую к просмотру.
Совершенно точно природа не отдохнула на Бонарчуке-младшем. Можно ещё сказать о продюсерских работах Фёдора Сергеевича, но я этого делать не буду. А лучше в следующем выпуске сделаю подробный разбор сериала «Актрисы».