Найти тему

Барри Адамсону — 65 лет. Путь от неистового постпанка до саундтреков к несуществующим нуарным киношедеврам

Британский басист, композитор и продюсер Барри Адамсон — не из тех, кто почивает на лаврах. За последние четыре десятилетия он выступил в роли участника нескольких групп, сольного артиста, писателя и режиссёра. И продолжает своё путешествие по волнам музыки, кино — и всего, что между.

Барри Адамсон родился 11 июня 1958 года. У музыканта-самоучки из манчестерского района Мосс-Сайд, в недавнем прошлом печально известного высоким уровнем преступности и низким уровнем благосостояния жителей, было мало шансов пробиться в шоу-бизнес. Но Барри Адамсон, который вырос на дерзком джазе Элмера Бернстайна, работах Эннио Морриконе и стильных саундтреках Джона Барри для фильмов о Джеймсе Бонде, с детства чувствовал в себе пробивные способности.

Достигнув подросткового возраста, Барри присоединился к Magazine — одной из самых влиятельных групп Манчестера, исполнявшей резкий, экспериментальный, сознательно авангардный постпанк. Бас существенно укрепил звучание группы:

Когда Magazine распались в 1981 году, стиль Барри Адамсона был замечен группой Ника Кейва The Birthday Party. Музыкант стал одним из законодателей тяжёлого басового звучания раннего готического рока. А в 1994 году он выступил в качестве одного из основателей Nick Cave & the Bad Seeds:

В 1989 году Барри Адамсон ушёл в сольное плавание, начав с выпуска альбома «Moss Side Story» — саундтрека к несуществующему фильму. Это было захватывающее, изобретательное, грамотное «кино». Смелая интерпретация «Человека с золотой рукой» Элмера Бернстайна привлекла внимание охочей до музыкальной экзотики публики:

Вскоре Барри Адамсон начал писать музыку к настоящим фильмам, сотрудничая с такими режиссёрами, как Дэнни Бойл и Оливер Стоун. Во время работы над «Шоссе в никуда» Дэвид Линч позвонил ему лично: «Барри, это Дэвид Линч. Я слушаю вашу музыку уже десять часов подряд. Я бы хотел, чтобы вы поработали над моим новым фильмом. Я пришлю вам эпизод. Не показывайте его никому».

В сольном творчестве Барри Адамсона, которое насчитывает девять студийных альбомов и множество EP, техническое мастерство сочетается с богатым воображением, атмосферой чёрной комедии и нуара. Влияние кино ощутимо всегда: музыкант признаётся, что обожает практически каждый фильм, снятый в период с 1960 по 1975 год. От Хичкока до Скорсезе.

В подрывной ска-вариации бондовской темы «007, A Fantasy Bond Theme» (1992) Барри Адамсон сыграл роль ямайского школьника, который в мечтах берёт на себя миссию спецагента и говорит её величеству королеве: «На случай, если возникнут проблемы или на нас нападут, не бойтесь, потому что Бонд — чёрный».

«Jazz Devil» (1998) — фирменная мелодия с вкрадчивым контрабасом и комичным рассказом о том, как тонущему в бассейне герою песни явился Господь. А дальше были концерт в Лондоне с котами, воющими на луну, семейная жизнь с некой Мими, перестрелка с бандюгами, разговоры с Вельзевулом... А как иначе, если тебя зовут Джазовый Дьявол?

В наследии Барри Адамсона есть и соул-роковый номер «Set the Controls for the Heart of the Pelvis» (1996) — одна из величайших записей с участием вокалиста Pulp Джарвиса Кокера:

Не ограничивая себя стилистическими рамками, Барри Адамсон умеет рассказать историю с помощью музыки, где образы сами собой появляются в сознании слушателей, понимает он текст или нет. А порой и слова не нужны. Восхитительная широкоэкранная смесь фанка, электроники, поп-музыки и джаза!

Спасибо, что дочитали и дослушали!