Найти тему
Men Today

«Кино – это командный вид спорта»: Андрей Свиридов о работе в кино, баскетбольном бэкграунде и новом сезоне «СашиТани»

Семейному ситкому «СашаТаня» исполнилось 10 лет, это официально самый долгоиграющий спин-офф на российском телевидении. Пока на телеканале ТНТ идет уже восьмой сезон рейтингового сериала, мы пообщались с одним из его старожилов – актером Андреем Свиридовым, который играет охранника Гену. В интервью артист вспомнил о жизни в Америке, рассказал, почему ушел из профессионального спорта и объяснил, почему съемки – это всегда работа в команде.

   Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

На ТНТ стартовал новый сезон «СашаТаня», в этом году у ситкома юбилей – 10 лет, расскажите о проекте и своей роли в нем.

Гена из «СашиТани» – это моя любимая роль. Никогда не знаешь, когда идешь на пробы, насколько затянется проект. А ведь герою уже 17 лет. Я не успел оглянуться за это время, так быстро оно пролетело. В первый год съемок «Универа» он был безэмоциональным, просто роботом-исполнителем. Но потом поменялся режиссер, и я предложил немного «оживить» Гену, но было бы невозможно менять образ, к которому уже привыкли зрители.

А потом начались съемки «СашиТани», и я попробовал добавить характеру Гены что-то от Кузи, персонажа Виталия Гогунского. В «СашеТане» Гена более живой, хоть и даже более тупенький. Но Гена – крутой! И мне приятно, что людям нравится персонаж.

Если говорить про проект «СашаТаня», он ценен для меня постоянством. Костяк проекта остался практически неизменным с самого начала, у нас слаженная и проверенная команда. Очень важно, что мы ценим друг друга. Под руководством режиссера мы, зная друг друга, пробуем импровизации, чтобы добиться максимального эффекта, делаем друг другу легкие вызовы, подстегиваем партнеров, чтобы сыграть лучше.

Какие у вас самые яркие воспоминания из детства и подросткового возраста?

Я родился в великой стране Советский Союз. Детство было типичное: железные игрушки, скользкий подоконник (*смеется), но оно было счастливое. Родители утром уезжали на работу, а мы принадлежали себе, и весь мир был открыт для нас.

Соседские яблоки всегда были вкуснее, вода из колонки самая вкусная, а подорожник лечил любые срезы порезы и ссадины. Это было счастливое советское детство и люди более старшего поколения, скажем так, тем, кому за 40, меня поймут. А вот молодежь, поговорите с родителями, они вам расскажут.

У вас были комплексы? Приходилось ли сильно ломать себя и работать над собой за время жизни?

Комплексы у всех есть. Я изначально рос мальчиком высоким и худющим. Понятно, что я выделялся, все тыкали пальцем, смеялись, до того момента, пока не оброс мышцами. А потом добился результатов в спорте в составе молодежной сборной Белоруссии, национальной сборной Белоруссии, добился результатов в кино.

   Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

И давным давно как-то все эти комплексы ушли. А в детстве всех, кто выделяется из среднестатистической толпы, клюют. Нужно пройти школу, наверное, это самое сложное.

Хотя не буду говорить про нынешнее поколение, оно жестче, чем наше.

У нас была ответственность, мы боялись родителей, мы боялись учителей. Нынешнее поколение, как мне кажется, ничего и никого не боится.

Вы добились высоких результатов в баскетболе, становились двукратный чемпионом СССР среди молодежи, чемпионом Белоруссии, чемпион Европы среди молодежи. Первая мысль после победы?

Если говорить про Европу, первая мысль после победы была такая: как пописать? Потому что я был отобран один из пяти человек, которые должны были сдавать мочу на допинг. Поэтому после игры нужно было идти сразу в определенную комнату под надзором и сдавать анализ, чтобы нас проверили, что у нас нет никаких ни стероидов, ничего.

Но вообще, если честно, никто не верил, если говорить про Европу. И вот этот момент, вы знаете, наверное, легендарная история. С нами на финальное выступление чемпионата Европы поехал вторым тренером Михаил Алексеевич Тайц, который воспитал практически всю молодежку в училище олимпийского резерва в Минске. У нас задача была попасть в четверку, и когда в полуфинале мы играли с испанцами, они были на голову, если не на три сильнее нас.

После первого тайма мы минус двадцать летим, они нас просто съели. Тогда еще играли два тайма по двадцать минут, после первого мы пришли прибитые, зашел главный тренер Александр Борисов, что-то сказал, какие-то напутственные слова, потом зашел Михаил Алексеевич, наш тренер, молча, где-то с минуту на нас всех смотрел, потом сказал фразу: «А я думал, мужиков привез», – и ушел. Мы выиграли у испанцев, они стали третьими и не вышли на получение медалей, потому что должны были быть первыми. Но мы их сделали!

Вы играли за баскетбольную команду «The George Washington University». Скучали по Белоруссии?

И да, и нет. Если говорить про университетские годы, я учился и выступал за университетскую команду «The George Washington University». Новый опыт, новая страна, новая жизнь, новый язык, новая культура, было, чем заняться, было, что познать, было, что выучить.

Скучал ли по Беларуссии и по дому? Скучал по родителям. Живя в другой стране, не будешь кричать, что соскучился по березкам. Ты скучаешь по тому, что ты любишь, а любишь близких.

И потом, это самые классные годы, до 30. Момент саморазвития и становления. Тем более, я попал на тот момент в 94 году в Америку в один из 25 лучших университетов. Это был новый вызов, где-то перебороть себя, многому научиться, тренировки другие были. Новая жизнь, под которую нужно было подстраиваться, приспосабливаться. Не было времени прямо скучать, надо было выживать. Как говорил тренер: «В Америке машина не устает».

   Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Поддержка зрителей во время соревнований по баскетболу проявляется совсем не так, как, например, на футболе. Важна ли она и ощущается ли?

Да, поддержка важна, но ты не слышишь, когда играешь, не смотришь на зрителя, во время игры – это шум, к которому ты привыкаешь.

Если говорить про болельщиков, которых я прошел лично для себя в том же самом университете, они могут быть переменчивы. Когда команда выигрывает, болельщики кричат, что мы выиграли, но когда команда проигрывает, они кричат, что команда проиграла. Когда я столкнулся с этим, было так неприятно. Ведь это либо твоя команда, либо не твоя.

Но говоря про болельщиков, допустим, баскетбольных, мы же, если честно, не играли для болельщиков. Это кино для зрителя. А спорт не для болельщиков. Ты должен выиграть – это твое спортивное нутро. Это твоя спортивная сущность, поэтому ты не думаешь о болельщиках в момент игры. Ты думаешь, как победить.

Кого вы можете назвать своими главными учителями в жизни и в спорте?

Конечно же, родителей в первую очередь. Екатерина Михайловна, Николай Федорович, люди, которые дали жизнь, люди, которые по-своему учили. Все мы родом из детства и запоминаются какие-то нюансы, где-то ты по жопе получал, где-то серьезные разговоры были.

Опять же тренер по баскетболу Михаил Алексеевич Тайц, тренер, который любил всех ребят, практически вся молодежная сборная Белоруссии была под его контролем.

В кино, наверное, Андрей Иванович Краско, с которым я познакомился в Америке, в Лос-Анджелесе на съемках. Наш легендарный актер, который просто поверил в мою мечту, в меня, сказал: «Малой, не ссы, все у тебя получится, возвращайся в Москву, работу найдем, невесту найдем, квартиру снимем».

И вы не поверите, у меня просто выросли крылья, потому что, во-первых, человек, которого ты не знаешь, человек с экрана, но такой простой, добрый и настоящий, который подобрал, казалось бы, простые слова, которые потом еще подтвердились делом.

Когда я прилетел назад из Америки, он лично меня встретил и тянул за собой в кино, пусть и недолгое время, через полгода, как я приехал, Андрея не стало, он умер. Но это дорогого стоит, когда люди остаются людьми и пытаются помочь ближнему своему. За что Андрею Ивановичу огромное спасибо. Он, просто, поверив в меня, дал мне силы и надежду двигаться дальше к своей мечте.

   Кадр из телесериала «СашаТаня»ТНТ
Кадр из телесериала «СашаТаня»ТНТ

Простые рекомендации для читателей Men Today — как подготовиться к сложному поединку:

  • роль режима: удавалось ли отдохнуть и выспаться между этапами соревнований?

К поединку нужно готовиться не за неделю. К поединку нужно готовиться лет 10. То есть, если вы выходите на поединок, нужно быть профессионалом своего дела. Опять же, я отталкиваюсь от своей точки зрения, отдав 18 лет баскетболу, первые 10 лет нарабатывать свое имя, потом имя работает на тебя. К сложному поединку главное в голове созреть, понимать, что ты идешь выигрывать, но и без проигрыша никуда, и проигрывать тоже нужно уметь достойно. Потому что, что бы то ни было, выигрыш или проигрыш – завтра утром тренировка, продолжение оттачивания навыков. А поединок – это всего лишь очередное соревнование.

  • как выглядит завтрак чемпиона?

Как выглядит завтрак чемпиона? Да никак, все, что под руку попало. У нас не было какой-то диеты. Ели то, чем нас кормили.

  • что включают в себя тренировки баскетболиста?

Очень много челночного бега. То есть, баскетболист должен очень быстро набирать скорость, и это рваный ритм: рванул, успокоился, рванул, остановился, рванул, остановился, прыгнул, прыгнул, прыгнул, рванул, остановился. Тренировки начинались в свои восемь лет с сорока пяти минут или часа, до, перед тем, как я готовился в НБА, тренировки были восемь-девять часов в день. Это не только баскетбол, то есть, это тренажерка, бассейн, велосипед, силовые упражнения.

Люди работают, рабочий день восемь часов, ты ничем не отличаешься, ты должен быть сильнее, поэтому тренируешься. Не будем уходить в нюансы физических нагрузок, то есть прыжки, скоростные нагрузки. Но если ты хочешь быть профессионалом, ты должен переломить в себе «не могу, не хочу, не буду», но опять же, очень много зависит от тренера, потому что все ограничения у нас в голове. Самое смешное: все мы можем, но это очень больно, сложно и через «не могу». Но когда ты переступаешь, видишь результат, понимаешь, насколько все-таки человеческий организм крутой.

Оптимальные тренировки были в Америке, когда готовился к НБА, это восемь-девять часов, а так, обычная жизнь в России, ну, скажем так, в постсоветском пространстве две тренировки в день по полтора-два часа. Если ты на сборах готовишься к соревнованиям, это три тренировки в день, где-то полтора часа утренняя, потом две тренировки по два часа. Но в Америке была одна трехчасовая тренировка.

Вы знакомы зрителю по комедийным сериалам «Универ» и «СашаТаня». Как Вы считаете, юмор – это вещь, которой можно научиться или это врожденный навык?

Мне кажется, это врожденный навык, как, например, я непоседа, я не могу сидеть на одном месте, допустим, та же самая математика в школе: если я быстро разобрался, я мог решить все три варианта контрольных работ, но если я не разобрался, мне неинтересно, и мне было плевать на двойку.

   Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

То же самое, наверное, и в творчестве. Либо в тебе это есть, либо нет. Все мы рождаемся, получаем в себе какую-то божью каплю, которая ведет нас по жизни, какие-то таланты в каждом из нас заложены, просто их нужно найти и развивать.

Что было самым трудным на съемочной площадке?

Самым трудным порой было не засмеяться, потому что актерский состав обалденный, все веселые, юморные, да и внутренняя составляющая, дружеская, расслабленная атмосфера на съемках, приветствуется юмор, приколы, подколки. Поэтому порой просто приходилось, чтобы не засмеяться, губу изнутри кусать. Сказать, что там что-то у нас было сверхъестественное по поводу каких-то трюков, это было на других проектах. А в «СашеТане» наверное, главное было не расколоться.

Разыгрываете ли вы близких или они вас и если да, то самый удачный розыгрыш?

Нет, давайте не будем актера юмористического жанра переводить в жизнь. В жизни мы все обычные люди. Я свою семью люблю, тут нет такого, чтобы кого-то разыграть. Другое дело, поприкалываться с друзьями, когда понимают и когда поддерживают, отвечают тебе этим же.

Не могу сказать, что разыгрывал как-то близких. Нет, я пытаюсь, наоборот, оберегать свою семью, близких, а не разыгрывать.

   Кадр из телесериала «СашаТаня»ТНТ
Кадр из телесериала «СашаТаня»ТНТ

Какие из ваших навыков в спорте пригодились в освоении актерской профессии?

Первым делом ответственность, вторым делом понимание, что кино это командный вид спорта, не опаздывать – важный аспект, который остался у меня, кстати, после университета в Америке. Если мы опаздывали на тренировку, минута опоздания – это миля кросса после тренировки.

И один раз нас задержали на одном предмете с товарищем тоже из Белоруссии, и мы опоздали на 10 минут. Это 10 миль, по нашему 16 километров. О, господи, я не добегал, я просто доползал! Эти 16 километров я не забуду никогда в жизни.

Поэтому, опять же, живя в Москве, понимая, что пробки, всякое может произойти на дорогах, я предпочитаю приехать на полчаса раньше, нежели чем опоздать. А если уж понимаю, что опаздываю, я всегда позвоню, предупрежу. Это уважение.

Не опаздывать. Уважать. Не выпендриваться, потому что все мы делаем одно дело. Не будет операторов – меня никто не будет снимать. Не будь костюмеров – я буду голым. Не будь продюсера – не состоится проект.

   Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

То есть, каждый делает свое дело. И вот в этом всем происходит магия кино. Поэтому кино – это командный вид спорта, здесь нужно просто уважать, ценить и поддерживать своих коллег, которые делают тебя лучше.

В каких сериалах мы увидим вас в ближайшее время?

Опять же «СашаТаня», приоткрою завесу интриги, мы снимаем новый сезон. То есть, сейчас идет восьмой, а мы уже снимаем девятый. Поэтому будут новые серии, где Гены будет побольше, где у моего героя появится новая интересная линия, но не буду раскрывать все тайны.

В ближайшее время, по-моему, в июне на платформе «IVI» должен выйти проект «Разрешите обратиться». Мне интересно посмотреть, что из этого получилось. Это такой черный серьезный юмор про оборотней. Мне интересно посмотреть, потому что должна быть очень крутая картинка, и там юмор с серьезным лицом.

Насколько необходимо уже состоявшемуся артисту продолжать учиться новому?

Если говорить про актера, я обожаю наблюдать за людьми. Периодически люблю просто приехать, где-то на вокзале, в аэропорту сесть и наблюдать за прохожими, часика четыре, смотреть, как люди улетают. У каждого своя жизнь, кто-то кого-то провожает, кто-то летит один или одна, или там любимые расстаются, или человек с проблемами, или бизнесмен. То есть, ты наблюдаешь за людьми, и видишь просто для себя какие-то новые образы.

Учиться новому, да, наверное, надо, но мне, больше помогает не читать, а видеть вживую эмоции людей. Ты же придумываешь историю, кто это, видишь и по повадкам, по поведению человека, как-то составляешь какую-то историю человека. А потом уже в реалиях актерских, разговаривая с режиссером, пытаешься это вытащить из памяти. Потому что одно дело, ты можешь придумать сам, другое дело, когда отталкиваешься от образов, которые уже видел.

Развиваться нужно однозначно всем, но и не нужно забывать отдыхать. Жизнь, она короткая, не все в жизни работа, не все в жизни достижение цели, жизнь гораздо больше этого. Поэтому давайте не будем забывать говорить близким людям, что мы их любим, что мы их ценим. Делать добрые поступки, подавать руку упавшему, улыбаться незнакомцам, быть людьми.