Найти тему

Моё путешествие по Алапаевской узкоколейной железной дороге, самой длинной УЖД России.

Оглавление

Алапаевская узкоколейная железная дорога находится в Свердловской области. Она проходит по лесам и болотам в северо-восточном направлении от Алапаевска. Строилась дорога ещё при царе, а функционирует как с грузовыми, так и с пассажирскими поездами и по сей день. Это единственная узкоколейка в России, в которой используют ночные плацкарты.

ТУ7А-3367 с пассажирским поездом Алапаевск-2 - Санкино. https://www.youtube.com/watch?v=gK3vz4AdZj4
ТУ7А-3367 с пассажирским поездом Алапаевск-2 - Санкино. https://www.youtube.com/watch?v=gK3vz4AdZj4

Недавно я побывал на этой узкоколейной железной дороге и, когда едешь на поезде по этой УЖД, то ощущения не как на обычной железной дороге. Так вот едешь, тебя качает в вагоне и кажется, что как будто едешь по игрушечной железной дороге, но это настоящая "Дорога Жизни". Сейчас я расскажу и покажу по разным фотографиям про неё. Но для начала вспомним её историю.

История УЖД и её пользователи

История УЖД началась ещё в конце 19 века, когда в лесах Алапаевского района углежоги обжигали древесный уголь. Тогда, уже готовый уголь доставляли лошадьми, но этого не хватало. Поэтому к 1895 году начали строительство первого участка Алапаевск - Угольная. Его закончили в 1898 году. Всего за 3 года построили примерно 56 км. К 1960-м длина всей дороги с ответвлениями составляла около 600 км железной дороги с шириной колеи 750 мм. К настоящему времени от всей дороги осталось всего 177 км (В 2021 году восстановили ответвление до Берёзовки). Но всё равно Алапаевская УЖД является самой длиной УЖД России!

Сейчас УЖД используется для вывоза леса для фанерного комбината в Верхней Синячихе и деревообрабатывающей фабрики в Алапаевске. А так же для туристического движения.

Здание депо около станции Алапаевск-2 https://fototerra.ru/photo-page/Russia/Alapaevsk/269611
Здание депо около станции Алапаевск-2 https://fototerra.ru/photo-page/Russia/Alapaevsk/269611

Алапаевская УЖД является единственным видом связи с цивилизацией для таких отдалённых посёлков как Калач, Берёзовка и т.д., так как туда нет автомобильных дорог. Для того чтобы доехать от Алапаевска до Калача нужно ехать двумя ночными поездами с пересадкой. Всего от Алапаевска до Калача 147 км, и на преодоление этих 147-ми км уйдёт 7 часов.

В конечном пункте -в посёлке Калач проживает 8 человек. Если их лишить железной дороги, то это значит и лишить их связи с цивилизацией. А по УЖД к ним поставляются продукты и приезжают врачи. На некоторых остановочных пунктах живёт больше людей и поэтому пассажиропоток здесь стабильный.

Вагон ПВ40 на станции Калач. https://rusbestrailways.ru/ru/railway/alapaevskaya-uzkokoleynaya-zheleznaya-doroga-auzhd
Вагон ПВ40 на станции Калач. https://rusbestrailways.ru/ru/railway/alapaevskaya-uzkokoleynaya-zheleznaya-doroga-auzhd

У многих местных жителей имеются свои средства передвижения по железной дороге, которые называются "Пионерками" (это мотодрезины сделанные из подручных средств, так же называемые "Бешенные табуретки" или "Беда"). На них местные жители ездят в город или за грибами и ягодами. Те, кто поумнее, используют «пионерки» для покатушек туристов. И всё же Алапаевская Узкоколейная железная Дорога знаменита на всю страну и притягивает к себе туристов и любителей железных дорог.

Мотодрезина-«пионерка» на станции Угольная АУЖД
Мотодрезина-«пионерка» на станции Угольная АУЖД
Аттракцион на станции Верхняя Синячиха "Ручная дрезина".
Аттракцион на станции Верхняя Синячиха "Ручная дрезина".

Схема и расписание на АУЖД.

Схема АУЖД https://railway-archive.studio-petukh.ru/article.php?name=16/aujd_shema01.html
Схема АУЖД https://railway-archive.studio-petukh.ru/article.php?name=16/aujd_shema01.html

Сейчас в основном в пассажирском движении используют линию Алапаевск - Калач с пересадкой на станции Санкино с поезда от Алапаевска на поезд до Калача.

По субботам ходит туристический поезд от Алапаевска до Верхней Синячихи.

Как сейчас выглядит АУЖД.

Так как я ехал на туристическом поезде сообщением Алапаевск - Синячиха, то я буду искать информацию и фотографии в сети. Станции я буду перечислять только крупные и которые действуют. В Алапаевск можно приехать на машине или на электричке из Екатеринбурга или Нижнего Тагила. Станция Алапаевск-1, это станция широкой колеи.

Тепловоз ТУ7-2386 на территории депо. https://wiki2.org/ru/Файл:Alapaevsk_railway_TU7-2386_with_passenger_car_jpg
Тепловоз ТУ7-2386 на территории депо. https://wiki2.org/ru/Файл:Alapaevsk_railway_TU7-2386_with_passenger_car_jpg

На станции Синячиха (следующей после Красная-2, так как Красная-2 находится на территории Алапаевска) раньше был Верхне-Синячинский завод по производству железной руды. Этот завод снабжали узкоколейные поезда. К сожалению от завода ничего не осталось. На станции восстановили её дореволюционный облик и туристы могут погулять по станции и зданию вокзала, ну и покататься на ручной дрезине. Так же здесь есть свой переезд, но нерегулируемый.

Станция Угольная - следующая станция после Синячихи. На ней раньше, как я говорил, углежоги обжигали уголь. По сути станция Угольная является частью посёлка Верхняя Синячиха. Так же на этой станции сохранился и действует вокзал с залом ожидания и кассой и по сути перегон Синячиха - Угольная фактически становится городским транспортом.

За Угольной идёт путепровод на железной дорогой широкой колеи. После путепровода можно попрощаться с мобильной связью.

Путепровод после станции Угольная https://fishki.net/4037278-puteshestvie-po-samoj-dlinnoj-uzkokolejke-rossii.html?
Путепровод после станции Угольная https://fishki.net/4037278-puteshestvie-po-samoj-dlinnoj-uzkokolejke-rossii.html?

На станции Ельничная по местным меркам живёт довольно много человек. Станция имеет кассу, вокзал и зал ожидания.

Станция Строкинка существует. Она и деревня были расположены около реки Строка. Мост между станцией и оставшейся половиной деревней развалился, как почта и продукты питания попадают от станции на другой берег, не знаю. Оставшиеся жители живут на другом берегу реки.

Станция Санкино-это предпоследняя станция Алапаевской УЖД в направлении к посёлку Калач. На ней пересаживаются с поезда номер 1 на поезд номер 3 люди, которые едут до станции Калач. Расписание поездов 1/2 и 3/4 согласованы так, чтобы те кто едет до Калача или обратно пересаживались с поезда на поезд с перерывом в 5-15 минут.

После станции Санкино идёт мост через речку Санкину. Там в 1978 году сошёл с рельс и затонул последний паровоз Алапаевской УЖД. По словам водолазов паровоз ещё там стоит. Может кто нибудь в будущем сможет его достать и восстановить.

Станция Санкино https://yandex.ru/maps/org/zheleznodorozhny_vokzal/243749302557/?ll=62.587045%2C58.474377&z=16
Станция Санкино https://yandex.ru/maps/org/zheleznodorozhny_vokzal/243749302557/?ll=62.587045%2C58.474377&z=16

Станция Калач - конечная станция основного пассажирского маршрута Алапаевской узкоколейной железной дороги. От Алапаевска до Калача по узкоколейке 147 км. В посёлке живёт сейчас примерно 8 человек и АУЖД для них, это единственная связь с цивилизацией. И как я в начале говорил, что если разобрать эту узкоколейку, то это значит лишить эти посёлки связи с цивилизацией, а это грозит их гибели. За то у них есть свой магазин, таксофон, станция с поездом и дизель-генератор, который даёт электричество по вечерам на несколько часов. Да, там очень красивые места, я даже читал, что на чисто туристических поездах даже делают специально запланированные остановки на перегонах, чтобы пофотографироваться.

Тепловоз ТУ4 ну станции Калач https://rusbestrailways.com/?q=ru/node/41
Тепловоз ТУ4 ну станции Калач https://rusbestrailways.com/?q=ru/node/41

Даааа, Алапаевская узкоколейная железная дорога самая крупная в России, и единственная, которая эксплуатирует плацкартные вагоны. Сама узкоколейка вместе с посёлками, которые проходят вдоль её пути, это памятник культуры и промышленности Урала. Нужно учиться сохранять такие памятники, чинить их, ремонтировать и восстанавливать. Не надо их портить и разрушать. Я читал, что скоро создадут так называемые "Демидовские маршруты" и в них включат АУЖД. Надеюсь, что её уже сейчас ремонтируют. Не разрушайте, а восстанавливайте такие исторические памятники!

Я создавал эту статью опираясь на статью канала "1520 всё о ж/д", даю вам ссылку на эту статью https://dzen.ru/a/X2hdgEwHzgYEDL2x. +использовал рассказ экскурсовода в музее при Алапаевской УЖД.