Начало тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут
…Повторюсь (повторенье – мать ученья), из «Пушкинской», помимо как в прихожую и гостиную, можно попасть ещё в спальню писателя и в коридор. Коридор при Чехове был тёмным, так как из-за итальянских окон-витражей свет внутрь помещения проникал плохо. Вечерами коридор освещался керосиновыми лампами. По правде говоря, светлым он и сейчас не кажется. Из коридора вход в комнаты отца и матери писателя (плюс в столовую), поэтому эта часть дома называлась «родительской».
«…Напротив комнаты Евгении Яковлевны [мать писателя – В.Б.] находился “пудр клозет”, а в конце коридора – дверь черного хода, откуда часто вбегали горничные, выполняя поручения, не спеша заходила с пыхтящим самоваром старушка Марьюшка – кухарка у Чеховых…»
***
«…Сундуки, покрытые домоткаными покрывалами, хранят сейчас вещи чеховской семьи: салфетки, скатерти, рубашки Антона Павловича…»
Таких сундуков в коридоре две штуки.
«…Когда гостей в этом доме было слишком много, и мамаша сбивалась с ног в поисках тюфяков и постельного белья, сундуки служили кроватью, и некоторые гости спали прямо в коридоре…»
…Не до жиру – быть бы спящим…
***
В 1897 году живописец Осип Браз по заказу мецената и коллекционера произведений русского изобразительного искусства Павла Третьякова начал работу над портретом Антона Чехова и часто приезжал в Мелихово. Одновременно Бразом были написаны многие этюды с местными видами.
В Мелихово была создана картина «Пруд». К сожалению, у меня её можно увидеть только на этом видеоролике.
Скриншот из видеоролика получился безобразного качества, но что есть, то уж и есть. Лучшее можно найти в свободном интернете…
***
...Другие картины, висящие в коридоре. Не знаю, кто автор...
***
…Ещё в коридоре стоит такой вот роскошный буфет.
Как сообщают источники, некая легенда (не знаю, какая) «…гласит, что изготовил его упоминавшийся плотник Никита Слёзкин по заказу Чеховых. Перед отъездом в Ялту Антон Павлович подарил буфет местному сельскому старосте Прокофию Андриановичу Симанову [где он переходил из поколения в поколение]. В 1990-е годы буфет вернулся в музей…»
Помните, как по-разному относились к шкафу персонажи чеховской пьесы «Вишнёвый сад»?
«…Любовь Андреевна Раневская, помещица. Я не могу усидеть, не в состоянии... (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости... Смейтесь надо мной, я глупая... Шкафик мой родной... (Целует шкаф.) Столик мой…»
…………………………………………………….
«…Варя. Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинный шкаф.) Вот они.
Любовь Андреевна. Это из Парижа. (Рвет телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено...
Гаев. А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижний ящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково? А? Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-таки, как-никак книжный шкаф.
Пищик (удивленно). Сто лет... Вы подумайте!..
Гаев. Да... Это вещь... (Ощупав шкаф.) Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самосознания…»
…………………………………………………….
«…Гаев. Да, да... (Ее рукой закрывает себе лицо.) В самом деле, это ужасно! Боже мой! Боже, спаси меня! И сегодня я речь говорил перед шкафом... так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо…»
…………………………………………………….
«…Дуняша (смущенно). Хорошо... только сначала принесите мне мою тальмочку... Она около шкафа... тут немножко сыро...»
…Этот шкаф (буфет), щедро украшенный резьбой, будет, пожалуй, из тех, что можно назвать «многоуважаемым».
***
Ни за что бы сам не заметил (но подсказали), что на креслах, стоящих в коридоре, вместо спинок – дуги из конской упряжи, вместо ручек – топоры, вонзенные в березовые поленья, а ножки (на моём снимке этого не видно) «заканчиваются весьма натуралистичными копытцами».
Первое чеховское кресло (на снимке – дальнее), как утверждается, было изготовлено в мастерской Василия Шутова в Санкт-Петербурге. Топоры всажены в круглые горизонтальные чурбачки. На сиденье вырезаны рукавицы с торчащими вверх большими пальцами. «Дуга – с эталонным текстом, но наверху имеется кольцо, от которого к рукавицам идут тяги».
Второе (на снимке – ближнее, перед сундуком) чеховское кресло, как сообщают мелиховские источники, «сделано в подражание Шутову неизвестным мастером. Оно более позднее, и сиденье его украшено ротанговой сеткой». Есть некоторые отличия с первым: лезвия топоров всажены в вертикальные чурбачки; дуга, доходя до пола, образует не передние ножки, а задние; «передние ножки стилизованы под конские фигурки (морда с пышной развевающейся назад гривой и собственно конская нога с копытцем)…»
Продолжение следует.
Начало тут:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Часть 8
Часть 9