Найти тему
Вечерняя Казань

«Гори-гори ясно»: В Свияжске открыли первый реставрационный фестиваль и запекли двуглавого орла

Уникальные события происходят в эти дни в музее-заповеднике «Остров-град Свияжск», где с 10 по 12 июня проходит приуроченный к Дню России первый реставрационный фестиваль. В реконструированном средневековом горне XVII века запекают, конечно, не птицу-мутанта, а точную копию геральдического орла Русского государства. Форма создана на основе артефакта, найденного археологами в Ново-Иерусалимском монастыре в Подмосковье. «Вечерняя Казань» делится подробностями.

В специально построенном на острове средневековом дровяном горне, который весит, кстати, 8 тонн, соблюдена древнерусская технология обжига. Присутствующие на его открытии ученые в один голос утверждают: аналогов свияжскому горну нет нигде в стране.

«Орел - птица царская» - так было написано на одном изразце с двуглавым орлом в XVII веке. Изразцы с геральдическим орлом стали символом первого реставрационного фестиваля в Свияжске, проводимого при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан. Вокруг них и разворачиваются несколько взаимосвязанных событий фестиваля. Помимо натурного моделирования керамического горна это еще и демонстрационная реставрация подлинных изразцов с изображением двуглавого орла, выставка «Орел - птица царская. Державная геральдика России» (предметы, книги, гравюры и др.), а также серия встреч с ведущими специалистами по истории русской культуры XVI - XVIII веков, археологии и реставрации. Можно сказать, что в Свияжске проходит праздник русского изразца!



.
.

Отметим, что выбор места проведения фестиваля определен ключевым положением острова-града Свияжск между Востоком и Западом, его символическим «двуглавием». Много лет на острове идут археологические исследования и реставрация (Успенский собор и монастырь эпохи Ивана Грозного включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО). На острове кипит научная и выставочная жизнь, в которой наряду с крупнейшими специалистами страны участвуют десятки студентов ведущих вузов Москвы и Казани. Ежегодно осуществляются учебные проекты с яркой исследовательской и музейной составляющей (выставки «Путь изразца», «Калужские изразцы», «Устюжские изразцы», «Фарфоровая печь: о необычном заказе Петра I в Китай»). В ходе проектов вокруг музея-заповедника «Остров-град Свияжск» сложился устойчивый и быстро растущий исследовательский и творческий союз. Его ядро - ученые из Института археологии РАН, преподаватели и студенты Российского государственного гуманитарного университета и Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, сотрудники Государственного исторического музея, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, музеев Татарстана

Двуглавый орел в небе над Свияжском

Горн расположен в нижней части свияжского посада, где исторически размещались различные мастерские - кузнечные, пороховые и в том числе гончарные. Таким образом, мы возрождаем в Свияжске традиции, существовавшие на острове на протяжении столетий, - рассказал корреспонденту «Вечерней Казани» куратор фестиваля и директор музея-заповедника Артем Силкин. - Кульминация наступит 12 июня, когда откроем печь и посмотрим, что получилось в результате эксперимента. Кстати, вечером в понедельник зовем гостей на реконструируемый фейерверк XVIII века - в небе засияет двуглавый орел. С точки зрения науки мы не знаем сегодня технологию обжига изразцов позднего Средневековья, то есть теоретические представления имеются, но технически никто этого еще не делал. Традиционные печи, которые бытовали на Руси в течение многих столетий, утрачены. Современные гончары обжигают керамику в газовых и электрических печах преимущественно японского типа. Свияжский музей плотно работает с Институтом археологии РАН, в частности, с участниками Ново-Иерусалимской экспедиции, которые получили большой материал, в том числе обнаружили остатки нескольких горнов. Осуществить проект мы смогли на основе данных археолога Ольги Глазуновой, которая сделала проект реконструкции, а построил печь художник-керамист из города Гжель Василий Рыженок. Надо сказать, что интерес у керамистов к дровяному обжигу - огромный, ведь это максимально аутентичный творческий процесс.

По словам Артема Силкина, одним фестивалем дело не ограничится. Впереди - большие планы: на острове появится еще один, а может быть и несколько горнов. Площадка станет резиденцией для художников-керамистов из России и зарубежья. Например, есть задумка сотрудничать с Ираном, где традиционные керамические изразцовые школы существуют до сих пор.

Кстати, в эти дни в Ольгинском приюте на острове-граде открыли новое реставрационное помещение и выставку «Орел - птица царская», которая будет работать до сентября. Основной экспонат - тот самый артефакт, о котором говорилось в начале публикации. И это очень символично, потому что Андреевский монастырь, где археологи обнаружили керамический герб 1690 года, в XVIII веке был центром православной учености, при нем существовала огромная библиотека, а в наши дни в нем располагается Синодальная библиотека.

Одним словом, очень важное для русской культуры место, - резюмировал Силкин. - На выставке представлены геральдические орлы разных форм и видов - как на изразцах, так и на монетах, в рисунках и книгах, на елочных игрушках. В экспозиции показываем подлинник книги «Путешествие из Персии в Москву» Адама Олеария с большой печатью, где описан весь титул московского царя. В канун фестиваля остров посетил выдающийся отечественный геральдист, ведущий научный сотрудник института «Русская антропологическая школа» Российского государственного гуманитарного университета, член Геральдического совета Москвы Евгений Пчелов. Он рассказал об изменениях российского герба на протяжении столетий. Орел на гербе значительно менялся внешне. Так, при Иване Грозном он изображался с опущенными крыльями, потом они постепенно начали подниматься и стали распростертыми, а при Временном правительстве орел потерял символы царской власти. Это необычайно важный материал для историков и коллекционеров, и всякий русский человек должен об этом знать.

Русский изразец объединяет мир

 
 

- Мы с вами свидетели события всероссийской значимости, - поделилась своим мнением с корреспондентом «Вечерней Казани» куратор реставрационного фестиваля, главный научный сотрудник ФИИ РГГУ, доктор исторических наук Светлана Баранова. - Мы до сих пор не знаем, как выглядел процесс изготовления древнерусских образцов, над этим вопросом бьется наука. Но только сейчас у нас появилась возможность восстановить его в деталях, понять, почему изразцы XVII - XVIII веков до сих пор поражают нас своей технологией изготовления. Почему так сливаются черепок и эмаль, почему блестят рельефы? То, что сейчас происходит на наших глазах, глобально изменит представления о том, как мы будем изучать русский изразец. Таких орлов, которого я официально сегодня передаю на хранение именно Свияжскому музею-заповеднику, в коллекциях России не более трех. И к тому же у вас появится новый геральдический символ после трехдневного обжига в горне. Он изготовлен более трехсот лет назад, отреставрирован в мастерских Строгановского университета. На фестивале мы подпишем договор между РГГУ и музеем-заповедником Свияжска. Событиям первого реставрационного фестиваля будет посвящен весь номер журнала «Подлинник. Вопросы атрибуции и реставрации» РГГУ. Свияжск стал точкой, куда слетелись геральдические орлы не случайно, ведь он стал центром изучения русской керамики и керамики вообще. Этот материал объединяет весь мир - Россию, исламский Восток, Среднюю Азию, Европа к нам тоже пристраивается - поскольку мы оказываемся в этом смысле сильнее и масштабнее, и все они находят приют в свияжском музее. Здесь поддерживают и осуществляют фантастические проекты, наш вуз видит огромные возможности для сотрудничества. Мы строим дальние планы, успех которых будет связан в том числе и с практикой именно в Свияжске. Музей-заповедник является исключительной площадкой для обучения и образования, поскольку здесь имеется реальная возможность прикоснуться к керамике во всех ее проявлениях. Поэтому для ученых Свияжск стал точкой притяжения.

«Только сосна и береза. И никакого электричества!»

О конструкции горна подробно рассказал его строитель - художник-керамист, руководитель мастерской «Терракотовый дом» (г. Гжель) Василий Рыженок:

- В основе печи - подлинник из Ново-Иерусалимского монастыря. Но как она доподлинно выглядела, никто не знал, ориентировались на данные археологических раскопок и на аналоги европейских печей. Печь я выкладывал сам, фундамент заложили прошлой осенью. Она, кстати, тяжелая - вес печи 8 тонн. Запас прочности - пожизненная гарантия. На постройку ушло около полутора месяцев, мне сильно помогли жители острова, в одиночку бы так быстро не получилось. Использовали современный кирпич, но принцип работы горна такой, как и века назад. И никакого электричества! Процесс обжига сложен, нужна постоянная топка в течение суток. Надо следить за жаром, чтобы температура не превышала 1300 градусов и чтобы от перекоса режима печь не потрескалась. Кстати, для топки годятся только березовые, сосновые и дубовые дрова. В конструкции предусмотрены три свода. Сейчас так практически никто не делает. Возможно, старинные печи не имели такого большого дымохода, ведь раньше керамику жгли на меньших температурах. Но мы решили печь не ограничивать, в нашей конструкции нет ничего такого, чего не могло быть 300 - 500 лет назад, но зато это увеличивает КПД печи и ее рабочая температура может достигать 1300 - 1350 градусов. Это зависит от топки, у которой тоже есть много нюансов. Так, от сорта дерева зависит, какая будет температура. Сегодня, как старые мастера, мы обжигаем образцы из красной глины на температуре 1000 градусов. Для этого используем березу и сосну.

Шахнаме из стрелецкой избы

Фестиваль посетила одна из авторов реконструкции старинного горна научный сотрудник отдела археологии Московской Руси РАН, ученый секретарь отделения Института археологии РАН Ольга Глазунова.

- Когда в Новом Иерусалиме мы открыли горны, то восприняли это как чудо, потому что их мало вообще открыто, - рассказала Ольга Николаевна корреспонденту «ВК». - Мы пытались делать реконструкции, но без практики они мертвы. Возможность создать в Свияжске горн - важнейшая возможность для ученых и мастеров-прикладников. Изразец XVII века - изумительно красивая вещь, это часть материальной культуры русского народа, его национальное достояние. Но технологии были утрачены, а в Свияжске мы сможем их восстановить. Хочу отметить, что в Свияжске я обнаружила абсолютно уникальные изразцы, и все страшно удивляются, когда я рассказываю о них на конференциях. На них очень тонкий рисунок и удивительная сюжетика, которая нигде не повторяется. А изображены на изразцах сюжеты из древней поэмы «Шахнаме» (написана приблизительно в 976 - 1011 гг., памятник персидской литературы, второе название - «Книга о царях». - «ВК»). Обнаружились изразцы в доме стрельца, скорее всего, это был заказ хозяина, и ясно, что на острове был мастер, который сделал печь и эти формы. Больше такого мы нигде не встречали. Сюжет поэмы виден очень хорошо - и рогатые волки, и морские чудовища. А сам человек изображен с кремнем и ружьем. Всё говорит о том, что заказчик поэму знал и в реальной жизни применил. Это свияжское открытие абсолютно мирового уровня!