Найти в Дзене
Шпаргалка по миру

Казнить нельзя отпустить

Давно это было. Люди жили и работали при барских усадьбах, в деревнях, а кто-то осваивал жизнь в лесных починках. Вырубали и выжигали участок в чаще и ставили избушки-срубы. Земля там была плодородная…

В Костромской губернии такой починок за несколько лет разросся до небольшой деревни — Малка. Мастеровые люди с семьями ехали на новое место и обустраивали быт: скотину разводили, ульи ставили, ремеслом занимались. Товары готовили к осенней ярмарке в большом городе Плёсе, торг шел богатый — там больше двух тысяч душ проживало, да столько же еще на ярмарку съезжалось.

Два года деревенские мастеровые возили свои изделия на продажу, ничего в пути не случалось. За несколько дней до отправки обоза прискакал парнишка из Лучков — еще одной деревни, что выросла на половине пути до Плёса и передал:

— Наш старейшина просит вас побольше мужиков взять с оружием!

— Что же так? — удивились обозники.

— Лихие люди на дороге засели, — ответил гонец, — три телеги с зерном в прошлом месяце отправили, десять человек в охране были. Домой только трое вернулись, израненные. Нужно много людей, чтобы от этой погани отбиться.

Выслушали парня малкинские люди, накормили его с дороги, дали отдохнуть и отправили обратно со словами:

— Передай дома, что мы лучшего стража с собой повезем. Спокойно собирайтесь.

Гонец ускакал, а обозники пошептались, вынули из мешка три пушистых лисьи шкуры, которые хотели продать, и отправились к крайней избе, где жил пасечник с семьей…

***

В Лучках грузили товары для торга. Тут наследным ремеслом были резьба по камню и дереву.

Хозяйки в Плёсе ждали резные деревянные блюда и братины, отполированные каменные чаши и кувшины… Красавицы знали, что лучшие бусы из радужных камней, а заодно и шкатулки к украшениям режут лучинские мастера.

Мужики складывали товары в телеги и поглядывали — когда появятся обозы дальних соседей. После того как оплакали семерых погибших, а из троих израненных только один мог держаться в седле, они очень рассчитывали на мужиков из Малки. По словам выживших, разбойников было не меньше тридцати…

Обозы появились после обеда, один за другим выныривали из леса и подъезжали к дому старосты. На каждой телеге сидело по одному вознице и сменщику, всего двенадцать мужиков. На втором обозе, где громоздились мешки со шкурами, на толстой овчине сидела бабка и пристально оглядывала лучинских людей, которые окружали приехавших. Сердитые лица без слов говорили о том, что люди недовольны. Перебьют их лиходеи в лесу…

Малкинские мужики слезли с телег, а глава обоза подошел к старухе и почтительно подал руку, помогая спуститься, чтобы размять ноги.

Пока все здоровались и шептались в стороне, бабулька прохаживалась вдоль дороги и присматривалась к поздним цветам. Присела возле одного, что-то пошептала и вернулась к своим.

Лучинский староста расспрашивал главу малкинских:

— Что же вас так мало? Мы всех своих берем, да с оружием… И то с молитвою едем…

— Да не нужно нам войско, — отмахнулся глава, — мы бабку Ефимию с собой сговорили ехать. Это мать нашего пасечника.

— И что? — староста не мог понять гостя. — Старуха — воин могучий? Разбойничьи рожи одним взглядом расквасит?

— Ну, не то, чтобы взглядом… — хитро усмехнулся глава, — но если кто к нам полезет, то трижды пожалеет. Ты хоть раз слыхал, чтобы к нашим ульям медведь подошел или, что козу или корову в лесу волки задрали? Нет! То-то! Это Ефимии работа.

Ничего не понял староста, но с дальнейшими вопросами лезть поостерегся: мало ли какая колдунья эта бабка.

Помолились и поехали. Первый день прошел спокойно, переночевали тоже мирно. Осталось день пройти и ночку, а там и Плёс покажется. Как раз к утру первого дня ярмарки прибудут.

До самого вечера двигался караван по пыльным дорогам. Мужики волновались, тревожно оглядывались — приближалось место, где на лучинских напали.

Неожиданно Ефимия поднялась со своей овчины и громко крикнула:

— Стопорись, тут ночевать будем!

Малкинский глава обернулся:

— Может, еще пару верст проедем? Пока солнце светит.

— Ладно, — согласилась старушка, — только помоги мне слезть. Я рядом пойду, а то мои воины спать лягут, потом не дозовусь.

Лучинские удивленно оглядывались, а малкинские важно поглядывали со своих телег и тихонько усмехались в усы. Бабку почтительно спустили на землю и тихонько поехали дальше, а та шла рядом, смешно размахивала руками в вышитых рукавах и что-то бормотала.

На ночлег устраивались, как и прошлым вечером: трое дозорных, остальные спать. Ефимия сидела на своей овчине и укладываться не собиралась. Вокруг лагеря стоял легкий гул… Только тут лучинские смекнули, что весь лес вокруг них кишит пчелами. В свете закатного солнца к людям подлетали еще и осы, даже несколько шершней. Никто не жалился. Полосатые охранники рассматривали людей и улетали к своим стаям. Ефимия улыбалась. С наступлением темноты жужжание лесу затихло.

В самый сонный час из чащи раздались вопли. К обозам выскакивали разбойники, облепленные жалящими злыми осами. Под слоем насекомых людей даже не было видно. Лиходеи размахивали ножами и топорами, отбиваясь от острых жал, кидались в огонь костров, который поддерживали дозорные.

Обозники вскакивали со своих спальных мест и ошарашенно оглядывали метавшихся в безумии разбойников. Только и следили, чтобы кому ненароком по голове не прилетело.

Ефимия стояла на телеге и махала руками, командуя своим крылатым войском, и покрикивала:

— Жжжу! Ззззи! Ос-кус!

Потом старушка шустро сползла с обоза и зашагала в темноту леса, где осы и шершни расправлялись с остальной шайкой. Пчелок бабка берегла.

Еще с полчаса из чащи слышались крики. От стольких укусов люди не выживают. Вскоре Ефимия вернулась к телегам и главный спросил:

— Всех казнила или кого освободила?

— Одного, — усмехнулась старушка, — чтобы другим поведал. Спать ложитесь, до утра далеко.

***

На ярмарке товары продали за хорошую цену, а властям Плёса поведали, что нашли мертвую шайку у леса. Подробностей гибели разбойников никому не рассказали. Незачем.

С тех пор люди не боялись по той дороге ездить, но и в лес не лезли. Уж больно много в нем ос развелось.

А бабка Ефимия еще и пчелок из Лучков подговорила людей и скотину в лесу охранять, чтобы с соседями какой беды не случилось.

Читайте на канале: Могильный житель, Обережное озеро

Друзья, ваши лайки и комменты помогают в продвижении канала. Не стесняйтесь: жмите "пальчик вверх" и пишите свое мнение о рассказах!