Агнес Гондже Бояджиу (имя при рождении) появилась на свет в обеспеченной семье в 1910 году, в Скопье, бывшей Османской империи, сегодня — Северная Македония. Никола Бояджиу, отец девочки, был компаньоном в компании по строительству, участником повстанческого движения.
Поскольку семья была зажиточной, к ним постоянно обращались за поддержкой. И родители девочки никогда не отказывали в помощи. Они всегда помогали нуждающимся. С самого детства Агнес научилась у своих родителей состраданию и также старалась помогать. Причем, ей нравилось оказывать помощь людям. Агнес была самой младшей среди детей Бояджиу. Семья была религиозной.
Как-то раз Агнес (ей было 12 лет), случайно узнала из газеты про индийских миссионеров, занимавшихся благотворительностью. Она твердо решила, что присоединится к ним, когда подрастет.
Агнес окончила среднюю школу (1928) и сразу же отправилась в Дублин (Ирландия). Там поступила в монашеский орден сестер Лоретто и стала сестрой Мэри Тереза, в память о святой Терезе.
Индийская миссия ордена сестер Лоретто находилась в Калькутте, куда Тереза отправилась в 1929 году. Уже в 1931 году ее приняли в орден. И монахиня приступила к обучению девочек в школе Святой Марии.
Весной 1937 года сестра Мэри Тереза приняла монашество, став матерью Терезой в 21 год.
Многие люди причисляли мать Терезу к добрым ангелам, спустившимся с небес на грешную землю. Но так ли это? Оказывается, была другая сторона жизни монахини Терезы, о которой многие не догадывались.
Документальный фильм “Ангелы из ада” показали в 1994 году. Сюжет подготовили волонтеры-миссионеры, где впервые прозвучали негативные отзывы о работе святой Терезы.
Критические замечания нельзя было отрицать, ведь они были высказаны очевидцами, а значит, достоверными. В частности, в фильме говорилось о работе в домах для людей, больных и престарелых.
По словам очевидцев, никакой помощи в этих домах люди не получали. Умирали даже в том случае, когда у человека были шансы на спасение. Но отсутствие медикаментов, капельниц, шприцов, антисанитария приводили к смерти.
Больным онкологией не давали обезболивающих, отчего их страдания были невыносимыми. В лучшем случае их лечили аспирином или аналогичными самыми дешевыми препаратами. Не хватало капельниц. Иголки для шприцов даже не дезинфицировали, споласкивали холодной водой, объясняя нехваткой времени. Из-за этого ослабленные люди легко заражались друг от друга. Поступив с одной болезнью, человек заражался другими, и порой спасение жизни было уже невозможным.
Там, где можно было вылечить антибиотиками, из-за антисанитарии, болезнь усугублялась, и без операции надежды на выздоровление уже не было.
Страшным было то, что онкобольным не давали обезболивающих средств. Мать Тереза не разрешала. По ее мнению, через страдания от боли, люди мучаются, подобно Иисусу, очищаясь от грехов. Очень часто человек умирал от боли, а не от болезни.
Для матери Терезы было важно, чтобы больной перешел в католицизм. Поэтому она объясняла, что только католическая вера укажет путь к спасению, поможет в страданиях.
Матери Терезе удалось убедить многих людей перейти в католицизм. В редких случаях, когда человек выздоравливал, мать Тереза внушала, что его сильная вера и Иисус избавили от болезни.
Мать Тереза призывала всех людей жить скромно, делиться с ближним и помогать. Бедность она возвела в культ.
Но сама мать Тереза жила по другим канонам. Во время болезни монахиня сама не отказывалась лечиться антибиотиками и принимать обезболивающие. Тереза не лечилась в своих домах, а летала на частных самолетах в лучшую, дорогостоящую клинику в Калифорнии. Она всегда бронировала самые комфортные и дорогие отели.
По словам очевидцев, мать Тереза любила изысканность и удобство во всем — для себя. Для других — простоту и скромность жизни.
Когда матери Терезе понадобилась операция по удалению катаракты, она с горечью сообщала, что у нее нет денег на такую дорогостоящую процедуру. Ей предлагали операцию на глазах в Питсбурге, в частной клинике за 6 тыс. $ Зато не прошло и года, как матери Терезе сделали операцию в Нью-Йорке, за которую она заплатила гораздо больше, чем предлагали в Питсбурге.
Миссионерку 3 раза оперировали на сердце. Но она никогда не хотела мучиться от боли, принимала обезболивающие препараты. Она не хотела страдать, как Иисус, принять свою долю через страдания, как требовала от больных у себя в приютах. А перед смертью женщина находилась в палате, оборудованной самой современной медицинской аппаратурой, на случай внезапной помощи.
Мать Тереза, мягко говоря, — женщина загадочная, противоречивая. Она всегда высказывалась так, как удобно. С критикой относилась к прерываниям беременности и контрацепции. Если так было нужно, мать Тереза напрочь теряла память, забывала о своих запретах.
Контрацепция защищает от заражения многими заболеваниями. Мать Тереза с осуждением говорила, что такой болезнью Бог карает за неправильное сексуальное поведение.
Мать Тереза поддержала свою подругу, Премьер-министра Индии, когда та принуждала всех малоимущих граждан страны к стерилизации против их воли.
Зато выступила с резким осуждением 14-летней девушки (жертвы насилия), которая поступила так же.
Требуя запретить разводы по всему миру, монахиня с горячностью одобрила решение своей подруги принцессы Дианы развестись с принцем Чарльзом. При этом философски рассуждала, что, если любви больше нет, — лучше расстаться.
Мать Тереза вела себя так, как ей было удобно, как того требовали обстоятельства.
Всемогущую монахиню обвиняют в дружественных связях с криминальными кругами. Происхождение денег, поступающих в благотворительные фонды матери Терезы, ее не интересовало. Деньги мошенников, политиков-диктаторов, высасывающих кровь бедняков, — большая часть пожертвований.
Во время посещения Гаити — беднейшей страны на планете, где царят коррупция, убийства политиков, высокая смертность населения, нищета и голод, монахиня получила от правителя Жана-Клода Дювалье 1,5 млн $. На что мать Тереза произнесла чувственную речь, о том, как правители Гаити заботятся о своем народе.
Показателен забавный случай. Один американский бизнесмен Чарльз Китинг украл деньги партнеров (252 млн $). Из этих денег он пожертвовал 1 млн $ матери Терезе. Когда американца арестовали, монахиня написала письмо прокурору о помиловании. На что прокурор предложил вернуть 1 млн $ из похищенных денег. Переписка сразу же прекратилась.
В Индии, ставшей вторым домом миссионерки, часто происходят какие-то бедствия, процветают нищета, нуждающихся в помощи очень много. После землетрясения многие жители остались без дома, имущества. Мать Тереза молилась за несчастных, призывала к молитве остальных. А вот конкретно никогда никому не помогла материально.
В разрушенном Скопье американцы проработали 15 дней, из которых за 10 дней построили госпиталь, а в остальные — делали снимки для СМИ. 500 советских инженеров восстанавливали разрушенные здания около полугода.
Мать Тереза указывала в отчетах, что в Калькутте монахини кормят не менее 1000 бедняков. По утверждению врача Арупа Чаттерджи, разбирающемся в работе матери Терезы, кухни с супом (их было 3), жидкой баландой могли накормить не более 100 человек, и то, если у людей были карточки на продукты.
Люди не христианской веры не могли рассчитывать ни на какую поддержку.
Монахиня с гордостью рассказывала о школах для детей бедняков, в которых учились 5000 человек. Это откровенная ложь. Не более 100 ребят обучались в единственной школе, открытой миссионеркой.
По словам матери Терезы, волонтеры подбирали нищих и больных на улицах индийских городов и устраивали их в ее заведениях, где им оказывали всяческую поддержку и лечение. Это тоже было неправдой.
На пожертвования в ордене миссионеров были закуплены машины скорой помощи. Но их использовали только монахини для своих нужд.
По документам, пока не доказанным, якобы, мать Тереза была связана с продажей детей из приютов. Расследование быстро прикрыли, поэтому додумывать сами не будем.
В 1984 году в индийском городе Бхопал на химическом заводе, принадлежащем американской компании, из-за взрыва чана (60 тыс. л) с ядохимикатами пострадали более 600 тыс. человек.
Среди пострадавших зрело недовольство. Но приехавшая в город мать Тереза убедила жителей, что это наказание свыше, призывая к молитве и смирению.
Шумиху вокруг американской компании удалось замять. Зато семерых местных рабочих признали виновными в аварии и наказали. На счет фонда матери Терезы тогда поступили щедрые пожертвования.
В 1993 году из-за сильного землетрясения в индийской провинции Латур погибли 8000 человек, более 5 млн. остались без крыши над головой. Благотворительные фонды со всего мира строили дома для пострадавших, а мать Тереза успокаивала молитвой, призывая смириться перед своей участью. Святая не дала ни гроша. При этом монахиня позировала для СМИ.
Огромные деньги крутились на счетах монашеского фонда. На них можно было построить не одну больницу, оборудованную современной медтехникой, а не те убогие заведения, в которых лечили исключительно аспирином и молитвой.
В 1991 году в немецком издательстве “Штерн” подсчитали, что на лечение больных мать Тереза тратит не более 7% пожертвований, поступающих в ее миссионерские фонды. А где остальные деньги, примерно от 3—5 млрд.? В ответ монахиня призывала пообщаться с Богом.
Благотворительный фонд матери Терезы долго никем не проверялся. Каково же было удивление, когда в рейтинге благотворительных организаций в 1998 г. фонд матери Терезы не вошел даже в первые 200.
На счет миссии матери Терезы приходили пожертвования со всех уголков планеты, были многочисленные премии, в том числе Нобелевская.
Монахиня всю жизнь пыталась помогать бедным, обездоленным и больным. Этого нельзя отрицать совсем. Но по словам очевидцев, результатам расследования ее работы, можно твердо заявить, что ничто человеческое женщине не чуждо. Она была далека от совершенства.
По моему мнению, мать Тереза стремилась помогать нуждающимся. Но спасение и помощь она видела в обращении к Богу, в силе молитвы. Мать Тереза была очень религиозной, можно сказать, что заповеди католической веры она впитала с молоком матери. Отсюда и ее предрассудки.
Но мать Тереза не всегда была вольна самостоятельно принимать те или иные решения, недаром женщина была так "обласкана" сильными мира.
Человеческие пороки, такие, как жадность, стремление к комфорту, благополучию, ей также были не чужды.
Возможно, что со временем, когда будут рассекречены все документы, свидетельствующие о деятельности благотворительного фонда матери Терезы, будут разгаданы все тайны, о которых сегодня мы даже не догадываемся.
А что думаете Вы, читатель? Поделитесь своими соображениями в комментариях.