Найти тему

ЧТО КОМУ ДОЛЖЕН ПЕВЕЦ?

Чем больше я углубляюсь в изучение биомеханики и физиологии голоса, тем большую уверенность чувствую относительно того, с каким удивительным феноменом нам приходится работать! И тем крепче моя уверенность в том, что певец должен только одно: делать все возможное, чтобы сохранить и преумножить возможности своего голоса. Весь остальной бред вроде того, что бедный певец должен - длинный список “долгов” - результат малой компетенции тех, кто этот список составляет. На самом деле, это педагог должен - должен уметь научить, если на то пошло, тем или иным вокально-техническим навыкам, а не выставлять формальные требования вокалисту. Потому что если вокалист чего не делает - значит, учим плохо. Однако, погодите кидать тапки, давайте по порядку.

1. Певец должен научиться “правильно дышать”.

Это вряд ли. Потому что певец - это образ собирательный. А когда доходит до дела, мы сталкиваемся с конкретным индивидуумом, у которого сложился вполне определенный, свойственный именно ему, способ оставаться живым. И любой, в том числе, дыхательный прием, будет существенно коррегироваться по этой причине, и весьма существенно. Попытки затолкать человека в прокрустово ложе личных пониманий отдельного преподавателя часто заканчиваются плохо. Все-таки, наверное, правильнее будет учить человека петь, а не дышать.

Вот был случай буквально на днях: приехала ко мне на консультацию довольно известная певица из Москвы, назовем ее А. Не поверите, у профессиональных и признанных исполнителей тоже бывают проблемы! Как выяснилось, которые, кстати, не многие могут решить. Помимо прочего, естественно, встал вопрос о дыхании. А. - очень стройная, изящная, я бы даже сказала, “узкая”, объем ее грудной клетки буквально детский. И все специалисты, к которым она обращалась со своей проблемой мощного высокого регистра, который бы не причинял ей дискомфорт, рекомендовали ей разрабатывать дыхание. Дескать, вся проблема в этом. А проблема была совершенно в другой плоскости. И А. к концу консультации со своим, природным, привычным ей, маленьким вдохом выдала необыкновенно мощный верх. Ибо - не от объема вдоха и выдоха зависит комфорт/дискомфорт в высоком регистре, а от умения пользоваться тем, который имеется от природы.

2. Певец должен держать спину прямо.

Это - еще один способ отвлечь исполнителя от более серьезных задач. Прямая спина - не самоцель, а результат определенной вокально-мышечной работы певца по производству голоса. Если такая работа проводится - спина чудесным образом выпрямляется сама собой. Если нет - “исполнение долга” под названием “держи спину прямо” становится главным объектом внимания человека, и ему уже не до пения. Здесь тоже напрашивается странный для многих, вывод, - прямая спина вовсе не причина хорошего пения, а его результат.

3. Певец должен следить за хорошей дикцией.

Кому нужна дикция ради дикции? Я слышала немало исполнителей с великолепной дикцией, однако, их звук при этом оставлял желать лучшего. Потому что утрированная артикуляция в погоне за безупречной дикцией становилась причиной бесконечного хаотичного изменения формы голосового аппарата (в простонародье - вокальной позиции). Причина проста: у каждого из нас есть давно закрепленные привычки произносить буквы и звуки индивидуальным образом: каждая буква производится определенным изменением в активности и положении внутренних мышц ротоглотки и гортани. Это не имеет особого значения при разговоре, просто в той или иной мере, определяет особенности тембра нашего голоса. Но в пении такие речевые привычки иногда фатальны - они “разваливают” однородность звучания. Особенно, если они еще и утрируются при этом.

4. Певец должен удерживать язык в форме “ложечки”.

В самом деле? Язык - единственная мышца нашего тела, которая может изменять свою форму “во всех направлениях”, он состоит из 16 разнонаправленных мышц. Хочется верить, что природа не настолько глупа, чтобы создать такой подвижный и “разноплановый” орган только для того, чтобы певец закоротил его в форме “ложечки”. Естественное положение нашего языка - высокое. Просто закройте рот и понаблюдайте, где в этом случае находится язык? Высоко! А теперь молча изобразите свой самый громкий отчаянный крик. Где находится язык? - Высоко и далеко. Для разнообразия (опять же, молча) изобразите обиженно-недоверчивый возглас “Нууууу...”. Где язык? - Распластался и упирается кончиком в нижние зубы. Во всех случаях возможны различные вариации положений языка в зависимости от ваших речевых привычек. Но смысл этого эксперимента в том, чтобы понять, что при выразительной речи наш язык - тот еще гуляка. Возможно, стоит использовать его подвижность для достижения определенного акустического качества звука, чем просто запариться и удерживать его в каком-то одном положении?

Список формальных требований к певцу можно продолжать бесконечно. Но мне, реально, лень, потому что я в своих книгах и статьях уже это делала множество раз. Думаю, из вышеперечисленных примеров уже всем стало понятно, что я хочу сказать. Можно подумать, что если какой-то гипотетический певец просто встанет ровно, заморочится “правильно дышать”, будет усердно артикулировать и при этом удерживать свой язык “ложечкой”, то произойдет чудо и он в одночасье запоет соловьем!

Опыт показывает, что любое упражнение или вокально-технический прием выполняется вовсе не для того, чтобы просто выполнять этот прием. Мы совершаем некое действие для того, чтобы получить результативные последствия этого действия. Например, нажимаем на выключатель не для того, чтобы нажать на выключатель, а для того, чтобы в комнате загорелся или погас свет. Когда подобная логика распространяется и на обучение вокалу, дело идет гораздо веселее: мы начинаем подбирать упражнения, которые могут “нажать нужные кнопки” в аппарате ученика и включить нужные процессы.

Для тех, кто хочет знать и уметь больше:

Первый вокальный клуб в России