Найти тему

Бернини - повелитель мрамора и оформитель Рима.

Автопортрет Бернини.
Автопортрет Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини родился в 1598 году. Его отец Пьетро был талантливым скульптором , и первое образование мальчик получил в мастерской отца. Во время обучения Лоренцо копировал античные и римские скульптуры, а также работы Микеланджело из собрания Ватикана. Также он хорошо изучил живопись Высокого Возрождения. Ранние произведения Бернини нравились папскому племяннику кардиналу Шипионе Боргезе, он поручил заботу о восходящем таланте кардиналу Маффео Барберини. Особенно громкую славу принесли Бернини скульптуры, которые сейчас можно увидеть в галерее Боргезе в Риме,среди них, в частности, «Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна» и «Давид».

Похищение Прозерпины.
Похищение Прозерпины.

В 1623 году Маффео Барберини становится папой Урбаном VIII и назначает Бернини куратором папской коллекции искусства. Папе приписывают слова: «Велико ваше счастье, о кавалер, увидеть кардинала Барберини папой, но еще большее счастье для нас, что кавалер Бернини живет во время нашего понтификата».

В 1629 году Бернини избирают главным архитектором собора Святого Петра в Ватикане (после смерти Карло Мадерны). Бернини начинает работать над бронзовым балдахином над гробницей апостола Петра в центре собора. Балдахин очень массивен и имеет высоту почти 30 метров. Если бы не огромное пространство собора, которое визуально поглощает такие размеры,то он мог бы быть самостоятельным архитектурным произведением типа капеллы. Весь балдахин выполнен из бронзы, в то время как мелкие детали, такие как фигурки пчел (с герба Барберини), оливковые листья, рамы для портретов родственников Урбана VIII - из золота. Нижняя часть, включая пьедесталы колонн , - из мрамора. Известно, что для строительства балдахина вторично использовали античную бронзовую крышу Пантеона. Разрешение на это было дано Урбаном VIII. Говорят, что именно тогда появилось изречение: «То, чего не сделали варвары, сделали Барберини». Взамен папа заказал Бернини две колокольни для фасада Пантеона, но они выглядели настолько нелепо, что в народе их стали называть не иначе, как «ослиные уши Бернини» и впоследствии были сломаны.

Балдахин над гробницей Святого Петра.
Балдахин над гробницей Святого Петра.

Бернини всегда полностью отдавался работе. Если его пытались отвлечь,он говорил : «Оставьте меня, я влюблен». К нему специально были приставлены помощники, которые следили за тем, чтобы Лоренцо в пылу не свалился с лесов. Помимо балдахина Бернини сделал множество работ в Соборе Святого Петра,в частности кафедру в алтаре, статуи императора Константина Великого и святого Лонгина, внутреннюю отделку стен и благоустройство площади перед собором. Папа Александр VII не без причины заметил, что если убрать из собора все, сделанное Бернини, то храм останется голым.

На этом проекте Лоренцо впервые столкнулся с Франческо Борромини, который в то время являлся лучшим архитектором Рима и рассчитывал на этот заказ. Но тут Борромини пришлось довольствоваться лишь статусом помощника и консультанта, и основная слава после окончания строительства досталась Бернини. Борромини так и не простил этого коллеге.

Эскиз проекта башен для фасада Собора Святого Петра.
Эскиз проекта башен для фасада Собора Святого Петра.

Краеугольным в карьере Бернини оказался проект по возведению двух боковых башен по фасаду собора. Урбан VIII был не слишком доволен фасадом и хотет его изменить. Папа поставил очень короткие сроки для такого масштабного строительства. Достаточно быстро возвели южную башню, но через два месяца на ней появились трещины. Однако сооружение северной башни не остановили . Трещины росли, и через год работы были прекращены.

B 1644 году умер Урбан VIII. Новый папа Иннокентий Х собрал в Ватикане комиссию, которая решила судьбу башен Бернини. ( Кстати,некоторые интересные факты ,связанные с Иннокентием X, можно почитать здесь

Решающую роль в обвинении Бернини сыграл Борромини, с чьим профессиональным мнением не могли не считаться. Лоренцо был приговорен к штрафу а башни снесли.

Экстаз святой Терезы.
Экстаз святой Терезы.

Творчество Бернини неразрывно связано с Римом. Он участвовал в строительстве многих палаццо и капелл. В пятидесятые годы 17 века он взялся за оформление капеллы Корнаро в небольшой римской церкви Санта-Мария-делла-Витториа, в центре которой он поместил скульптурную группу под названием «Экстаз святой Терезы». Даже сейчас трактовка фигуры святой кажется достаточно откровенной, в 17 веке это это был настоящий взрыв. Однако заказчику, кардиналу Карнало, работа пришлась по душе.

Фонтан Четырех рек.
Фонтан Четырех рек.

Также по проектам Бернини в Риме сооружено несколько фонтанов, в том числе фонтан Тритонов, фонтан Четырех рек на Пьяцца Навона ,а также необычный монумент в виде слона, поддерживающего египетский обелиск. (Надо сказать,что Бернини никогда не видел слона и изобразил его, используя рисунки и описание видевших животное людей).

-7

Бернини прожил долгую и довольно успешную жизнь ,застал на своем веку правление восьми пап и умер в 81 год.

-8

«Бернини. Борромини» серия «Великие архитекторы», том 35, издательство «Комсомольская правда» «Директ-Медиа», Москва, 2016 год.