Условно говоря, Смирнов старше меня на 10 лет, но младше Тарковского на столько же.
В 70 м выходит "Белорусский вокзал" Андрея Смирнова, а в 74 - "Зеркало" Андрея Тарковского.
Всё просто и непросто одновременно!
Почему я об этом пишу? Просто пришлось себя заставить посмотреть последний фильм Смирнова "За нас с Вами". Почему заставить? Потому что сейчас я мало смотрю кино, а современное российское, ну просто вообще не смотрю. Поэтому не пишу и не считаю себя вправе давать оценки.
Это не означает, что "кина" нет, только мысли, идеи, там заложенные, уже не заставляют сердце биться чаще и не гоняют кровь по венам так, как это было ещё лет 20-30 назад.
Тем не менее, я относительно внимательно слежу за "старичками", ведь интересно, как мои почти ровесники творят, отзываются на время, что-то пытаются вскрыть, а что-то тщательно скрыть.
Пару лет назад я писал о фильме Кончаловского "Дорогие товарищи" про события в Новочеркасске. Обратите внимание, между расстрелом в Новочеркасске и выходом "Белорусского вокзала" всего 8 лет! Надо ли напоминать как густо замешана история и как плотно расположены творческие люди на этой доске?
Так вот, после определённых сомнений, руководствуясь лишь необходимостью отслеживать вехи политического конформизма, в котором пребывает наша творческая интеллигенция в своей основной массе ( не ищите здесь упрёка), я стал смотреть фильм "За нас с вами". И внимательно прослушал интервью.
Я ничего не ждал и ничего не получил. И в этом тоже не вижу ничего особенного. Наверное потому, что меня давно уже трудно удивить и ещё труднее обрадовать, и потому, что фильм, снятый для интеллигентной либеральной "галочки" преимущественно для самого себя и некоторого количества заинтересованных, просто не может стать эпохальным.
И решив поначалу сравнить фильм Смирнова с "Зеркалом" Тарковского я от этой мысли отказался, разные величины. Со всем уважением к человеку, публично говорящему о необходимости запрета компартии и считающему, что повторение многих процессов вполне реально. И имеет место быть. Но могло ли так случится, что "За нас с вами" увидел бы свет в 1974 году одновременно с "Зеркалом"? Вот где главный вопрос для художника спрятан!
Поэтому кино невольно напоминает запоздалые размышления об особенностях российского сознания в моменты, требующие более радикального взгляда на события. Сегодня мы находимся на переломном участке исторического процесса, когда решаются вопросы следующей формы существования многих миллионов, а взять и показать для напоминания камерную версию событий времени смерти Сталина, на мой взгляд, будет маловато для "большого" кино.
И тем не менее, я ни в коей мере Смирного за этот мужественный жест не осуждаю, даже наоборот - поддерживаю, понимая, сколько помоев на него выльется, но как там было- "цветы запоздалые"?
Надо ли говорить, что антуражная часть выполнена почти безукоризненно, что атмосфера имеется, что нравы в коммуналке таковы, а семья профессора и еврей-доктор - это потенциальные враги уже в силу самого своего существования? Что всё это сделано с умом, любовью к деталям, знанием и пониманием эпохи?
Ничего картонного, всё живое, веришь и не раздражаешься на огрехи!
Ленту упрекают в спонтанности и незаконченности сценарной части, но это неправильно: мы будто видим за кадром персонажа, который вспоминает всё происходящее, по сути, так и есть. Поэтому как во сне: обрывчатые диалоги и сменяемость сцен. Сделано с мастерством и тактом, вполне адаптировано к зрителю и т.д.
При всём при том, меня возбудила и взбодрила по настоящему лишь одна сцена: простая бабка, живущая вязанием, чей муж сгинул в лагерях, а сын пропал на войне и чью кандидатуру рассматривают службисты для пополнения очередного списка врагов народа, в день смерти Вождя наливает стакан водки, становится на колени перед иконой и молится, благодаря Господа за свершившееся избавление!
Есть, конечно, и провальные куски.
Например: тема любви между героиней и службистом настолько притянута за уши и наивна, что приходится прятать улыбку, это, наверное, самая слабая часть картины, хоть и обязательная, поскольку принято почему-то считать, что "любовь спасёт мир".
А к несомненным достоинствам я бы отнёс фаталистический показ отстранённости. Разделения на Нас и Их, которые "хер с ними"! Тут не поспоришь - это понятно, принимается абсолютно.
Словом, для многих, особенно молодых, "За нас с Вами" может быть полезен в качестве живого эпизода из области обыденной жизни в период сталинских реалий. Как это было: ты сидишь, после лекции об Эзопе, поднимаешь тост, а к тебе без стука вваливаются шинели, обыскивают жилище и куда-то уводят!
И это "куда-то", как правило, оказывается навсегда, а твои женщины как-то продолжают жить, ведь деваться некуда! Обидная и страшная "норма"!
История ли это? Или иначе: что в этой истории - история? Может - это просто очередное будущее, ведь настоящее подобралось так близко?
И за этот вопрос Андрею Смирнову огромное спасибо!