Найти тему

Тэмсин Уинтер "Я - Мисс Никто"

Когда я читаю книги для подростков, то постоянно их оцениваю с позиции, кому посоветовать, готова ли вообще рекомендовать, а где-то параллельно со всем этим идёт и моё собственное отношение к книге. Идеально, когда книга и мне очень понравилась, и понимаю, кому она может быть интересна, кого зацепит. А вот любое несовпадение всегда немного озадачивает. И в этот раз тоже.

История Тэмсин Уинтер "Я - Мисс Никто" пролежала у меня год! И это не случай файла на планшете, это ведь бумажная книга. Знаете, что отпугивало? Толщина. И это меня, глотающую сотни страниц без особых проблем. Тема привлекала, отзывы не настораживали, но выбрать время для такого тома в течение учебного года было почему-то сложно. Зря, конечно, боялась: в итоге книгу я вечером начала читать и около 2-ух часов ночи закончила.

Когда я читаю книги для подростков, то постоянно их оцениваю с позиции, кому посоветовать, готова ли вообще рекомендовать, а где-то параллельно со всем этим идёт и моё собственное отношение к книге.-2

Итак, в центре истории семья Бэнкс:

  • папа, спокойно гуляющий в футболке "Босс-Барбос" и поддерживающий своих детей изо всех сил:
Рози, какой бы странной ты ни была, это всё равно на сто процентов лучше, чем быть Абсолютно Нормальной.
  • мама:

она всегда рядом, но больше занята сыном Себом, хотя тут сложно её в этом упрекать, в самые сложные моменты - она рядом с дочкой,

  • 8-летний Себ, обладающий кучей суперспособностей (чудо-ребёнок, помешанный на туалетной теме), но медленно угасающий (он болен лейкемией),
  • 11-летняя Розалинда, абсолютно спокойно общающаяся с близкими людьми, но не способная выговорить ни слова среди незнакомых или в некомфортной обстановке. Как выясняется, у неё редкое заболевание - селективный мутизм.

Ещё есть соседка миссис Квинни (но на самом деле не миссис, у неё есть маленькая тайна), очень набожная, но именно с ней Рози довольно часто остаётся вместе и чудесно общается, а ещё учится каллиграфии.

Встретим мы на страницах и родственников семьи Бэнкс, и врачей (и Себа, и Рози), и одноклассников Рози, и учителей.

Историю рассказывает нам сама Розалинда:

Я и так думала, что Поступаю Правильно, когда заварила эту кашу. И теперь я уже просто не знала, что Правильно, а что нет.

Рози переходит в среднюю школу, у неё не только другие учителя, но и одноклассники. А это значит - всё с нуля, ведь в начальной школе она уже потихоньку общалась с помощью карточек и доски. Но не в школе Мэйнор-Хай. Ситуация усугубляется не только тем, что у девочки нет друзей, но и тем, что начинается травля. В какой-то момент Рози понимает, что больше не выдержит, молчать невозможно! Идея появляется, потихоньку зреет, девочка, как ей кажется, встречает кучу знаков, что это как раз тот самый, правильный выход из ситуации. Ей нужен голос, ей важно высказаться, она хочет быть услышанной. Советы о ведении дневника у неё в голове трансформируются в идею блога.

Кстати, эта книга попала в мою подборку, посвящённую теме блогеров-подростков. Тогда я эту историю ещё не читала, но уже заинтересовалась:

Тэмсин Уинтер от имени Рози описывает всё-всё детально, событий много, но они не на первом месте, а вот сомнения девочки, её переживания, размышления о последствиях здесь выходят на первый план. Пока появится блог, пройдёт уже больше трети книги.

Не буду пересказывать сюжет, из аннотации уже было ясно, что блог станет поводом теперь для травли других. Но выход и из этой ситуации найдётся.

Запомни, дорогая, есть время молчать, и есть время говорить.

Что мне понравилось в этой истории:

  • абсолютно всё сыграет свою роль, нет случайных героев, нет случайных деталей (только иногда кажется, что многовато этих деталей),
  • образы двух врачей-психотерапевтов (доктор Сиф и Октавия, это не "плохой - хороший", а разные подходы),
  • присутствие героя со страшным диагнозом (рак крови), который не становится центром истории и, как ни странно, вносит даже довольно много позитива,
  • буллинг не прекращается чудесным образом, его можно остановить только совместными усилиями, с помощью взрослых,
  • у каждого есть право на ошибку, важно осознать и попробовать исправить.

В чём же проблема? Почему у моей статьи было такое странное начало? Дело в том, что я не уверена, в каком возрасте её прочитают, поймут и оценят. Героине - 11 лет, и всё, что её тревожит, как раз должно откликнуться у ровесников, но я не очень представляю, чтобы потенциальных читателей а) не отпугнул объём, б) увлекли все-все детали (обучение каллиграфии, сеансы у психотерапевта и т.п.) Буду рада, если ошибаюсь!

Если всегда стремиться быть нормальной, ты никогда не узнаешь, какой удивительной ты можешь стать.

В связи с этой историей постоянно вспоминала другую, очень похожую по ряду пунктов.

Скопирую свои впечатления от книги Ибен Акерлие "Ларс ЛОЛ" (читала почти 6 лет назад):

Я почему-то ожидала историю наподобие "Привет, давай поговорим", "Чудо", "Правила. Не снимай штаны в аквариуме!". Но нет, мальчик с синдромом Дауна здесь не на первом плане, скорее общение с ним лишь яркий способ для героини понять свои проблемы, переоценить многие вещи. И его внутренний мир здесь не раскрывается. Книжка очень девичья (особенно в самом начале и в финале со всеми падающими на ЕГО волосы снежинками), рассказ идёт от лица Аманды, перешедшей в 5 класс.
Типичный подросток, которого временами хочется как следует встряхнуть, а временами крепко-крепко обнять. История о дружбе, о предательстве и о том, что любую ошибку ты можешь исправить сам, если очень захочешь. Не бойся выглядеть особенной, быть незаметной - не всегда хорошо.
Интересно было прочитать о буднях норвежской школы. А ещё очень злободневные проблемы поднимаются: травля через общение в интернете. Но "послевкусие" от книги хорошее.

Героини обеих историй перешли в среднюю школу, каждая совершит ошибку, которую сможет исправить, обеим девочкам хочется быть заметными. И злободневное: буллинг в том числе с помощью соцсетей.

Очень мне нравилось название серии - "Книга, которую хочется обнять", жаль, что издательство "Питер" это направление забросило. Хотя книги, которые хочется обнять, у каждого свои.