Защитный механизм человеческой психики порой способен оправдать любые, даже самые безнравственные поступки. Убийцы и насильники умудряются оправдывать свои преступления стечением обстоятельств, случайностью, тем, что у них «не было другого выбора». Примечательно, что человек, совершивший чудовищные с точки зрения морали поступки, отнюдь не считает себя чудовищем.
Этот принцип работает как в больших, так и в меньших масштабах. Врать самому себе в мелочах доводилось каждому – «так делают все», «так принято», «от одного раза ничего не будет», формулировок можно подобрать очень много. Если мое окружение состоит из мелких карманников и воров, то в моей среде принято «обчищать» магазины бытовой электроники. Если в моем окружении принято напиваться до неадекватного состояния каждую пятницу, то и я буду так делать. И если мои друзья не раз садились пьяными за руль автомобиля, то от одного раза мне точно уж ничего не будет. Точно также может быть принято работать на нелюбимой работе, не обременять себя сложными задачами, «не высовываться» и «быть как все». Лень оправдывается отсутствием времени, а отсутствие устремлений – потребностью в мнимой стабильности, уверенности в завтрашнем дне.
Таким образом, человек не замечает, как подобного рода убеждения, сформированные его средой и скудным жизненным опытом, начинают им восприниматься как прописные истины в первой инстанции. Мысль, что в жизни что-то идет не так, в голову не приходит. А попытки раскрыть человеку на это глаза со стороны воспринимаются враждебно, иной раз даже с ненавистью – так сильно человек цепляется за привычную картину мира, защищает свою правоту.
Наверное, об этом говорил Дени Дидро, когда приводил метафору с направлением луча света в совиное гнездо – свет портит совам глаза, и они поднимают крик. Порой следует допустить мысль о том, что ты можешь быть неправ, и определенные вещи в твоей жизни подлежат кардинальному пересмотру. Я глубоко убежден, что про каждого из нас можно сказать что-то, что нам будет неприятно и больно услышать. Но слушать и слышать необходимо, чтобы не закостенеть в среде привычного, понятного и простого образа жизни, который хотя ни к чему хорошему привести не может, но вроде не так уж и плох.