Их богатых любовников, роскошные предметы и экстравагантные капризы до сих пор привлекают внимание, рассматривая их как символы беззаботной жизни. Однако за всей этой внешней благополучностью скрывались трагические истории, потому что каждая из этих женщин пережила настоящий кошмар.
Привлекательность роскошной жизни знаменитых куртизанок девятнадцатого века до сих пор остается незабываемой для многих. В то время, когда женщинам запрещалось владеть собственностью после брака, отдавая все права своему мужу, а молодым девушкам было невозможно строить карьеру и выбирать своих партнеров, куртизанки представляли собой свободных женщин и вели свой образ жизни, напоминающий современные светские красавицы.
Обратная сторона великолепия
Многие осознавали, что жизнь куртизанок должна была быть связана с унижением человеческого достоинства, однако никто не задумывался о том, как именно это унижение проявлялось. Возможно, приличные дамы просто не здоровились с ними? Эта загадка легко разгадывается, если вникнуть в биографии самых известных представительниц этой сферы. И, возможно, для описания обратной стороны их жизни более подходят слова "кошмар" и "ад", хотя унижение человеческого достоинства, конечно же, также было неизбежным.
Кора Перл
В середине девятнадцатого века Францию заворожила эксцентричная молодая англичанка по имени Кора Перл. Она окрашивала волосы в цвета, которые сегодня можно было бы назвать "химическими", и всегда находила способы удивить своих гостей на своих экстравагантных ужинах "для друзей". Например, зимой она сервировала фрукты на подносах, усыпанных редкими пармскими фиалками - это было невероятно дорого. Однажды один из гостей неосторожно разбил ценный бокал, но Кора, с улыбкой на лице, разбила еще четыре на радость. Она зарабатывала достаточно на своих клиентах, чтобы даже разбивать богемский хрусталь ради счастья.
Один из ее поклонников принес ей тысячу фунтов стерлингов в виде орхидей, и она разбросала их по полу, танцуя канкан. В другой раз она принимала гостей, сидя в ванне, наполненной шампанским. А однажды, посреди ужина, ее внесли на огромном подносе - совершенно голой, что было даже для полусвета необычным.
Кстати, чтобы ее кожа мерцала загадочным сиянием, зимой она использовала пудру с добавлением серебряной и жемчужной пыли, а летом загорала, что было редкостью для красавиц того времени, ведь белая кожа считалась идеалом. Во время франко-прусской войны она открыла в своих домах (она владела несколькими) полевые госпитали для солдат и оплачивала все необходимое для лечения раненых. Казалось, ее слава никогда не угаснет - она могла перестать быть куртизанкой, но уже заслужила репутацию патриотки. Однако, когда Коре исполнилось тридцать семь лет, ее карьера начала находиться на спуске.
Молодой француз Александр Дюваль потратил всё своё состояние на удовлетворение прихотей Перл. Когда он больше не мог позволить себе оплачивать ее услуги, Кора прекратила связь с ним - куртизанки не терпели своих мужчин из любви к ним. Дюваль демонстративно застрелился перед её дверью, и женщина стала объектом распространенной клеветы почти всей Франции. Банкиры, с которыми Перл имела дело, даже пытались намеренно разорить ее. Вскоре ей пришлось покинуть мир дам полусвета и перейти к работе проституткой для условного среднего класса, а затем у нее обнаружили онкологическое заболевание. Существует вероятность, что серебряная пудра повлияла на его развитие.
Однако даже без серебряной пудры косметика наносила смертельный удар куртизанкам (как и широко распространенная сифилис в их кругах). Они вынуждены были краситься каждый день, а популярные отбеливатели содержали свинец. Избыток свинца приводил к тому, что женщины буквально разрушались изнутри.
Что касается блестящей карьеры Перл, то она началась с банального изнасилования. Когда Кора была молодой модисткой, ее опьянили, а утром просто бросили деньги. У нее не было выбора, что делать - либо она становилась проституткой, либо погружалась в безнадежность. Очень редко был вариант с монастырским приютом для падших женщин. Судьба Перл удивительна только тем, что она смогла извлечь из такой ситуации столько выгоды. Тысячи других изнасилованных женщин заканчивали свою жизнь на улицах, где клиентами были пьяные матросы и рабочие, которые не особенно заботились о здоровье проститутки.
Мари Дюплесси
В примечаниях к роману «Дама с камелиями» Дюма-сына можно прочитать, что основой для главной героини Маргариты послужила куртизанка Мари Дюплесси. Как и ее прототип, Маргарита страдает от туберкулеза и не переносит сильных ароматов цветов. Ее любимыми цветами являются нежные камелии. Маргарита искренне влюблена в молодого человека по имени Арман Дюваль и ради него распродает свое имущество, но отец Армана давит на нее, чтобы они прекратили свои отношения. Она возвращается к работе куртизанки, что ускоряет прогрессирование ее болезни и приближает ее смерть.
Роман о прекрасной и несчастной женщине, чья душа оставалась непорочной, несмотря на её падение, немедленно завоевал популярность. Факты только подтверждали, что роман был автобиографическим. Позднее на основе его сюжета была поставлена опера "Травиата". В двадцатом веке история этой женщины была экранизирована множество раз, а также поставлена в виде спектаклей и балетов. В мелодраматических фильмах снялись такие звезды, как Грета Гарбо, Колин Фёрт, Рудольф Валентино и Сара Бернар.
В своем детстве Альфонсина Плесси, будущая Мари Дюплесси, проживала в нормандской деревне. Ее мать страдала от частых и жестоких избиений со стороны отца, и однажды она чуть не погибла, но ее жизнь спас проходивший мимо почтальон. Женщина, сумевшая вырваться из агрессорских рук, решительно сбежала, оставив своих двух дочерей без присмотра. Вначале тетушка брала на себя заботу о детях, но потом отец решил, что восьмилетняя дочь вполне годится заменить матерь в хозяйстве. Согласно определенным источникам, он подвергал ее насилию и даже продавал ее другим мужчинам. Позднее, возможно, он сам отправил ее в Париж (как считается), либо она сбежала от него.
Некоторое время девочка старалась зарабатывать на жизнь, работая как прачка. Это было физически тяжелое занятие, к которому прибегали только в отчаянии. Работа прачки быстро изматывала: тонны белья, которое приходилось часами стирать в безмолвии или нести огромными мокрыми грудами с места на место, надежно нагружали спину и часто вызывали опущение матки у многих женщин. В окрестностях прачек постоянно появлялись любители проституции и вербовщики, ибо эта работа была настолько тяжелой, что даже самые благонравные девушки или молодые вдовы, истощенные трудом, соглашались на предложение заработать немного денег самым презираемым из тогдашних законных способов.
У Альфонсины, позже ставшей Мари, было счастливое стечение обстоятельств: она обладала привлекательной внешностью, что открыло ей двери в мир содержанок. После нескольких "покровителей" ее путь привел к Шарлю дю Морни, который был страстным любителем играть роль Пигмалиона перед Галатеей. Дю Морни научил Мари-Альфонсину читать и писать, выбирать наряды, презентовать себя в лучшем свете - сделал ее "дорогостоящей". В результате они имели ребенка, и дю Морни передал его на попечение одной из нянь, которым поручали воспитание детей, чтобы они выросли здоровыми и сильными, тогда как Мари уверяли, что ребенок растет здоровым и счастливым в деревне.
После отношений с Шарлем дю Морни Мари обрела состоятельных клиентов, которых привлекала не только ее красота, но и статус самой элегантной женщины в Париже, а также ее способность принимать известных артистов, художников и композиторов в своем салоне... Мужчин не беспокоило то, что объект их страсти и удовольствия страдает от неизлечимой болезни. Уже в двадцать один год здоровье Мари было серьезно подорвано, и ей пришлось выйти замуж сначала за одного своего поклонника, а затем за другого. В возрасте двадцати трех лет Мари скончалась, и все ее имущество было немедленно продано для погашения долгов.
Каролина Отеро
Отеро, великолепную куртизанку, приводят в пример как женщину, которая жила на полную катушку. Она покорила Париж, притворяясь испанской цыганкой (цыгане были очень популярными). Во время своей карьеры Отеро принимала в качестве любовников только известных и богатых мужчин одновременно. Она умело и выразительно танцевала, используя свои выступления, чтобы повысить свой статус и увеличить цену для клиентов, благодаря своей артистической славе. Считается, что шесть мужчин покончили с собой, потому что Отеро посчитала их недостойными ее постели.
Отеро прожила почти столетие и, по легенде, последние десятилетия своей жизни посвятила... казино. Это было напоминание о миллионах, которые она сама потратила там, и она также приглашала мужчин развлечься вместе с ней.
Отеро была подругой писательницы Сидони Колетт, покорила мужчин, чьи имена остались в истории, и стала моделью для известных художников, включая Михаила Врубеля, и фотографов. Она пережила Первую и Вторую мировые войны, написала известные мемуары и стала героиней нескольких книг и фильмов - хотя уже не имела контроля над своей репутацией. Кстати, в ее мемуарах она сильно критиковала своих клиентов (которые часто вызывали у нее отвращение), и их негативные образы нашли свое отражение в фильмах и книгах о Прекрасной Отеро.
Обратная сторона ее славы была далека от приятной. Ей проявляли неуважение, распускали слухи, включая тот, что она обслужила одиннадцать мужчин прямо в казино, чтобы продолжить игру. В общем, слухи не сильно отличались от правды. Конечно, Отеро не занималась обслуживанием клиентов в казино, но из-за своей азартной игровой страсти она, уже будучи в возрасте, зарабатывала деньги через мелкое воровство и предоставляя свои услуги проститутки не самым щедрым клиентам. В итоге она оказалась разорена, и некий неизвестный благотворитель оплачивал ей место в пансионе для малоимущих пожилых женщин до конца ее жизни.
Но начало ее "карьеры" было почти таким же ужасным, как у Мари Дюплесси. Августина, маленькая испанская девочка, дочь вдовы, фактически содержала свою мать путем просить подаяния. Однажды, когда она возвращалась домой с небольшим кусочком хлеба, который ей удалось выпросить, на нее напал сапожник. Девочка была беззащитной и не могла ни убежать, ни сопротивляться, но она успела крикнуть, просить о помощи. Две женщины, услышав ее крики, прибежали и отпугнули насильника, а саму десятилетнюю Августину нашли в таком ужасном состоянии, что без шуток полагали, что она вскоре умрёт. Девочку отвели домой.
Августина пережила трагедию, когда ее мать попыталась обратиться в полицию, чтобы наказать сапожника, который уклонился от правосудия и уехал в Америку на корабле. Однако деревня немедленно стала осуждать девочку, называя ее падшей. Ей приходилось выносить оскорбления, издевательства, а, без сомнения, и подвергаться непристойным домогательствам со стороны других мужчин. В двенадцать лет Августина, не выдержав такой жизни, нашла себе любовника и сбежала с ним из дома. Она нашла работу в кабаке, где начала танцевать. Вскоре она также начала принимать своих первых клиентов.
Каролина, прежде известная как Августина, столкнулась с трудностями в своей жизни после того, как забеременела от своего любовника и решила сделать аборт, который в итоге привел к ее бесплодию. В карьере куртизанки это было скорее негативным обстоятельством, так как многие престижные куртизанки, среди которых оказалась и Каролина, могли бы сохранить свою позицию, получая поддержку от отцов своих детей. На протяжении многих лет Каролина принимала клиентов, не всегда высокого уровня, пока в свои двадцать лет благодаря своему таланту в танцах она не нашла богатого покровителя и не уехала с ним в Париж. Дальнейшие события известны. К сожалению, и по сей день эта история представляется как блестящая жизнь.