На этом канале мы уже поговорили о том, какие гаджеты помогают начинающим видеографам, какие каналы будет интересно посмотреть. Но, что, если мы хотим сами снять короткометражный фильм? Что для этого нужно? Сегодня мы поговорим о том, что важно знать, если только входишь в этот творческий мир, на что стоит обратить внимание и где искать поддержку.
Давайте представим, что у вас уже есть своя идея, которую Вы продумали и прописали в сценарии. Вы решили, что будете режиссером картины. Но перед тем, как собирать на съёмочной площадке актеров и других членов команды необходимо вначале изучить несколько правил съемки и монтажа. Даже, если камеру будет держать другой человек, Вам необходимо их знать, чтобы при договоренности с оператором не снять такие кадры, которые будет тяжело монтировать и в целом смотреть.
1. Правило третей
Человеческий мозг любит сбалансированную картинку, когда в ней ничего не перевешивает, и не создается ощущение дискомфорта. Поэтому, для того чтобы при просмотре видео зритель не бегал глазами по экрану в поисках главного объекта существует правило третей.
На экране телефона или камеры Вы могли видеть вот такую сетку. На ней четыре линии пересекаются в четырех узлах. Именно в этих точках важно располагать героя. Если вы включите какой-нибудь фильм, телешоу или видеоурок, то сразу заметите, что чаще всего человек в кадре находится не четко в центре, а немного левее или правее. Кроме того, горизонт должен совпадать с горизонтальной линей и не быть заваленным.
Бывают случаи, когда это правило целенаправленно нарушают. Например, героя ставят четко в центр для создания определенного ощущения. Или же наоборот, помещают человека слишком близко к краю кадра для целенаправленного появления дискомфорта или для следования определенной идеи.
Самый яркий пример, фильм «Мистер Робот». Большинство сцен в нем выходят за точки пересечения в кадре. Их Вы можете посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=nFYVdhfA16A
Линия горизонта нарушается в случае, если используется прием «Голландский угол». Он оказывает психологическое влияние на зрителя, создает напряжение и выводит из равновесия. Такой прием можно увидеть во многих фильмах, например, «Властелин Колец», «Однажды в Голливуде» и другие. Но использовать его нужно очень дозировано, так как иначе появится сильное отторжение.
Если Вам интересно больше примеров использования «Голландского угла» по ссылке Вы сможете найти видео со сценами из разных фильмов: https://www.youtube.com/watch?v=wtbVe-6OHRs
2. Воздух в кадре
Это правило можно отнести к «правилу третей», но я решила выделить его в отдельный пункт. Когда человек или другое существо находится в кадре, вокруг него должен оставаться воздух, то есть свободное пространство. Его не должно быть слишком много или слишком мало. Герой будет хорошо себя чувствовать в наших глазах, если он не прижимается к верхней части кадра или, наоборот, уходит вниз. Один из способов определить комфортное ощущение расположение человека – это сопоставить его с линией горизонта. Она не должна «отрезать голову» или отделять тело от головы.
3. Операторская ось
Правило, которое нельзя категорически нарушать во время съемки диалогов. Для того, чтобы понять, что это такое, представим двух героев, которые стоят друг перед другом. Между ними пролегает линия, делящая пространство пополам. Оператор решает с какой стороны снимать, чтобы лучше показать актеров, и где правильнее падает свет. Как только сторона выбрана, за нее заходить нельзя, иначе у зрителя произойдет дезориентация в пространстве, а на монтаже кадры не будут стыковаться.
Когда в кадре находится 3 человека, создаются дополнительные оси взаимодействия, чтобы не запутаться. То есть добавочные общие кадры, которые показывают, кто где находится. Также определить кто с кем говорит можно по взгляду героев.
Но в любом правиле существуют исключения. Так в фильме «Одержимость». Во время перепалки ученика с преподавателем в определенный момент камера пересекает черту, чтобы показать потерянность героя из-за давления наставника.
Существует много операторских правил, но сегодня мы остановимся на самых основных. Итак, фильм отснят, теперь его нужно смонтировать. В основном мы ориентируемся на правила Соколова. Их существует большое количество. Сегодня мы рассмотрим три из них.
1. Монтаж по крупности
В кино существует несколько крупностей планов. «Дальний план», «Общий план», «Средний план», «Крупный план» и «Деталь» (или «Сверхкрупный»). Иногда также выделяют несколько видов средних планов: «Молочный», «Поясной» и «Ковбойский».
По правилу на монтаже крупность увеличивается через одну, не должно быть резких скачков, чтобы зрителю было комфортно. Ниже Вы увидите пример.
2. Монтаж по направлению движения
Если в кадре есть движущийся объект, например машина, то на соседних кадрах он всегда должен двигаться в одном направлении. Иначе, если автомобиль все время ехал вправо, но потом припарковался слева, зритель потеряется. Чтобы сменить траекторию движения, необходимо добавить кадр, где эта машина разворачивается и едет влево. Тогда все будет хорошо.
3. Склейка кадров по фазе движения
Когда во время определенного движения актера, например поворот, человек берет какой-то предмет или просто меняет позу, мы хотим изменить план или крупность, важно следовать правилу «Склейки по фазе движения». Если человек поднимает руку в первом кадре, на другом он продолжает ее поднимать. Так не будет ощущения оборванности кадра или повторения движения в соседних планах.
Это правило иногда нарушают, когда необходимо показать что-то, что невозможно рассмотреть с первого раза либо на съемочной площадке нет возможности снять несколько вариантов одного и того же момента. К примеру, какой-то большой взрыв. В соседних кадрах он может повторяться с разных ракурсов.
Мы разобрали лишь небольшую часть монтажных правил. Сюда также можно привести виды монтажных склеек, эффект Кулешова и тому подобное. Но о них мы поговорим подробнее в других статьях.
В наши дни стало очень популярно направление любительского кино. Но какие есть возможности для начинающих киноделов? На этот вопрос мне ответила продюсер и режиссер Вера Баженова:
-Есть разные гранты, которые можно выигрывать в конкурсах. Как молодому режиссеру, вы можете податься со своим сценарием на грант. Финансирование небольшое, но на короткий метр должно хватить. Также есть группы в Телеграмм, такие как «За любовь и ласку». Где большинство ребят готовы за практику помогать с фильмом.
-Как Вы считаете, важно ли получать высшее профессиональное образование, чтобы попасть в большое кино или достаточно курсов?
-Я считаю важна практика! Ты можешь учится на курсах, в институте и не снять не одного фильма. Есть синдромы вечных студентов. Пока ты студент все помогают, дают скидки. Как заканчиваешь институт розовые очки снимаются, и ты начинаешь выглядываться по полной - главное практика. Чем больше практики, тем лучше будет следующее кино. Я верю, что можно снять кино с маленьким бюджетом. У меня есть опыт в этом.
Что ж, у нас есть багаж необходимых знаний, осталось только собрать команду и отправляться творить! Не бойтесь ошибаться. По началу следуйте правилам, а когда окрепните, можете начать экспериментировать. Возможно, вы создадите новый режиссерский прием. Творческий Вам успехов!