То, что сегодня происходит вокруг Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) является зеркальным отображением того, что мы уже проходили в 1990-91 годах.
Здесь и блокада Лачинской «дороги жизни» при молчаливом равнодушии миротворческого контингента, не получившего «добро» на разблокирование незаконных, противоречащих Заявлению от 9 ноября 2020 г. азербайджанских КПП и блок-постов.
Здесь и попытка увязать снятие блокады Арцаха с другими вопросами в контексте «открытия всех коммуникаций в регионе».
Здесь и попытка насильно загнать народ Нагорного Карабаха под геноцидальную власть бакинского режима.
Можно сколь угодно подменять термины 30-летней давности: «Съезд народных депутатов СССР» на «Международный суд ООН», или «военный комендант района чрезвычайного положения» на «командующий российским миротворческим контингентом». Общность ситуаций 1991 и 2023 годов от этого не уменьшится.
Отсылаем читателя к книге Арсена Мелик-Шахназарова «Нагорный Карабах: факты против лжи» (Москва, изд. «Волшебный фонарь», 2009). Вот фрагмент на заданную нами тему (стр. 504-506).
«Ещё II Съезд народных депутатов СССР принял постановление, в котором говорится о недопустимости экономической блокады в политических целях. А блокада со стороны Азербайджана продолжается до сих пор! — говорил народный депутат СССР от НКАО Борис Дадамян. — Бывший комендант района чрезвычайного положения Сафонов прямо заявлял, что если будет указание Горбачёва, то он снимет блокаду»[i].
Отвечая на вопрос корреспондента «Московских новостей» относительно причин блокирования карабахской «дороги жизни», военный комендант района чрезвычайного положения В. Сафонов отвечал: «Мы готовы обеспечить движение по этой дороге. Однако правительства Азербайджана и Армении пока не достигли соглашения по этому вопросу... Если говорить о проблеме блокады дорог, то она была передана для решения на республиканском уровне Постановлением Верховного Совета СССР от 5
марта 1990 года»[ii].
Между тем в названном генералом Сафоновым постановлении, в пункте 5 содержался лишь общий набор фраз по обсуждаемом вопросу: «Советам министров Азербайджанской ССР и Армянской ССР совместно с Министерством путей сообщения СССР и Министерством гражданской авиации СССР обеспечить заключение соглашения между республиками по немедленной нормализации обстановки на железнодорожном, автомобильном, воздушном транспорте региона и разработать систему мер для надежного функционирования транспортных артерий»[iii].
Слова так и остались на бумаге, а «дорога жизни» была разблокирована лишь после распада СССР, в мае 1992-го, когда силы самообороны НКР штурмом взяли Шуши и, выбив в последующие дни азербайджанские оккупационные силы из Шушинского района НКАО, заняли райцентр Лачин и полностью взяли под контроль дорогу Шуши–Лачин–Горис...
Да и само очередное постановление горбачёвского Верховного Совета было заведомо пустым звуком, попыткой переложить ответственность за стабилизацию в регионе с центральных властей на республиканские. В первом пункте Постановления от 5 марта 1990 года, в частности, говорилось: «Принимая во внимание, что Азербайджанская ССР и Армянская ССР несут полную ответственность за обеспечение прав и безопасности граждан всех национальностей на своих территориях, поддержание нормальной жизнедеятельности и общественного порядка, обязать органы государственной власти и управления республик... вступить в переговоры для заключения межреспубликанского договора о восстановлении доверия и согласия между народами, исходя из принципов равноправия, суверенитета и территориальной целостности
обеих республик»[iv].
Тем самым вопрос окончательно загонялся в тупик. Ибо очевидно, что власти Азербайджанской ССР были заинтересованы как раз в дестабилизации ситуации и бесконечности чрезвычайного положения, под покровом которого они осуществляли программу окончательной ликвидации НКАО и самих карабахских армян. А Еревану предполагалось, полностью игнорируя очевидное волеизъявление карабахских соотечественников, подписать с Баку договор, «исходя из суверенитета и территориальной целостности республик», тем самым:
– во-первых, фактически принять азербайджанскую версию о «территориальных притязаниях и вмешательстве Армении в дела суверенного Азербайджана»;
- во-вторых, согласиться с закланием карабахских армян на жертвенный алтарь геноцидных правителей Баку, имея перед глазами резню в Сумгаите и совсем недавнюю – в Баку, погромы и депортации, блокады и набеги, вооружённые атаки и нескрываемое желание окончательно уничтожить армянский Нагорный Карабах и «взяться» за Зангезур». (http://russia-artsakh.ru/sites)
Как известно, почти 30 лет назад эта ситуация привела к войне. Наивен тот, кто полагает, что нынешняя ситуация как-то разрешится «сама собой».
Думается, что враг прекрасно это сознаёт и готовится к новой войне. И эта война будет навязана армянскому народу, даже если его руководители и равнодушные псевдо-интеллигенты будут заклинать всех вокруг своей «мирной повесткой».
Готовится ли к войне армянский народ, включая многомиллионную диаспору? У нас такой уверенности нет.
Между тем, если армянская диаспора России намерена отсидеться в стороне, зомбируясь телевидением и поругивая армянские власти, «которые во всём и виноваты», то её будет ждать жестокое разочарование.
Как в собственном будущем, так и в сегодняшних лже-кумирах.
Александр АНДРЕАСЯН
[i] Журнал «Cтолица». 1991. февр. N 5.; «Борис Дадамян: Я видел оскал фашизма». http://www.press.karabakh.info
[ii] Газета «Московские новости». 1990. 25 нояб. N 47.
[iii] Газета «Правда». 1990. 7 марта.
[iv] Газета «Правда». 1990. 7 марта