Найти тему

Компьютерная игровая зависимость у детей и подростков. Часть 1.

Дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить о психологической зависимости от компьютерных игр у детей и подростков.

Это очень сложная и многогранная проблема, которая затрагивает все возрасты «от мала до велика». Эта зависимость может быть и у взрослых – и тогда это одно из проявлений психологического инфантилизма. Но особенно ей подвержены дети школьного возраста. Мы попробуем разобраться в том,

  • что представляет собой эта зависимость,
  • как она возникает,
  • как часто встречается,
  • какие факторы усиливают риск её развития,
  • что можно сделать для того, чтобы ее предотвратить,
  • и как ее преодолеть, если она уже возникла.

Вот типичная картина, как выглядит эта зависимость – и какие проблемы она несет:

  • Ребенок очень много времени проводит за играми – за компьютером, планшетом, в смартфоне.

Что значит много? – Бывает, что игра продолжается по 10--15 часов в день, занимая все свободное и несвободное время ребенка, и это полная катастрофа.

Если в среднем 2-3 часа в день – это тоже недопустимо много.

Но зависимость может быть и при меньшем объеме игрового времени, тем более, что очень часто родители не знают точно, сколько времени ребенок тратит на игру.

  • Компьютерные игры составляют основную сферу интересов ребенка.

Если его не контролировать, то он мог бы играть бесконечно, днем и ночью, погружаясь в «виртуальные миры».

Все остальное его интересует очень мало.

Он учится в школе, иногда даже неплохо – но только потому, что так надо.

Серьезных интересов, тяги к знаниям, к культуре у него нет.

Вот родители повели его в театр, но пьеса не произвела на него никакого впечатления. Как только она закончилась, он опять может говорить и думать только о новой компьютерной игре.

  • Затем начинает страдать успеваемость и дисциплина в школе.

Ребенок не может сфокусироваться на выполнении домашних заданий. Он делает их кое-как побыстрее, или не делает вообще – только бы освободить время для игры.

Играет на смартфоне в школе – вначале на переменах, а затем пытается даже играть на уроках.

  • У ребенка ухудшается социализация.

У него исчезают друзья в реальном мире, а на их место приходят «виртуальные» друзья по онлайн играм, известные только по их «никам».

Это нехорошо само по себе, и может быть напрямую опасно, если среди «виртуальных» друзей, не дай Бог, окажется преступник-педофил.

  • После сеансов игры, а особенно если игру пришлось прервать, поведение и состояние ребенка ухудшается.

Он может становиться агрессивным, расторможенным, невнимательным, гиперактивным, у него расстраивается сон.

Возможно развитие неврозов, тревожных состояний, пищевых расстройств, депрессии, панических атак, вплоть до суицидальных состояний.

Особенно часто негативные симптомы развиваются, если у ребенка уже есть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Я уже рассказывала в моих статьях и видео об СДВГ, что таким детям компьютерные игры вообще категорически противопоказаны.

  • Длительные непрерывные сеансы игры – например, по 10 часов и более – могут даже привести к развитию острого психоза.

Это так называемый «феномен переноса игры».

Впервые психозы как результат компьютерной игры были научно документированы в работе ученых Тель-Авивского Университета в 2011 году.

Что при этом происходит?

Ребенок перестаёт осознавать реальность, смешивает реальный и виртуальный мир, испытывает визуальные, звуковые и тактильные галлюцинации, которые продолжаются в течение многих часов и даже дней. Эти явления подобны действию наркотика LSD.

А теперь представим себе, что в своем виртуальном мире игрок воевал или летал – … Возникает реальная угроза самоубийства или убийства, и такие случаи бывали неоднократно.

То есть, «феномен переноса игры» – это крайне опасное состояние, требующее неотложной психиатрической помощи, так как оно представляет угрозу для самого ребенка и для окружающих.

Также может развиться кататонический ступор, когда ребенок после игры сидит и часами неподвижно смотрит в одну точку.

Это тоже форма острого психоза, которая требует немедленной психиатрической помощи.

  • Если родители начинают контролировать режим дня ребенка, ограничивать его игровое время, требуют от него выполнения школьных заданий и обязанностей по дому – в семье может начаться ад.

Ребенок будет просить, канючить, требовать, скандалить, драться, врать – что угодно, только чтобы добраться до игры. И он добьется своего, тайно или явно.

Есть исследования, которые показывают, что зависимые дети проводят за компьютерными играми примерно одинаковое время – в среднем 25 часов в неделю, то есть 3 половиной часа в день – безотносительно того, как строго родители их контролируют или пытаются контролировать.

Никакие попытки контролировать, уговаривать, договариваться с ребенком не приводят к уменьшению игрового времени. Он хитростью, обманом, скандалами и любыми другими способами добьется того, что будет играть все эти часы.

А в худшем случае игровое время может достигать 50–100 часов в неделю (при том, что всего в неделе 168 часов)!

То есть, если зависимость уже возникла, справиться с ней чрезвычайно трудно, и одними запретами здесь не обойтись.

У меня в практике был случай, когда родители забирали у ребенка-третьеклассника игровые приставки и пульты.

А он их находил, играл по ночам, или ночью убегал из дома играть к приятелям, вылезая через окно третьего этажа.

В другом случае, 10-летний мальчик, у которого мать отобрала игровую приставку, бросился на нее с кухонным ножом. Ему потребовалась срочная психиатрическая госпитализация.

Вот так компьютерные игры могут стать прямой опасностью для жизни ребенка и окружающих!

  • Очень часто современные компьютерные игры устроены таким образом, что начать играть в них можно бесплатно через Интернет.

Однако затем игрокам приходится покупать различные виртуальные предметы – например, какое-то «супер-оружие» или атрибутику – за вполне реальные настоящие деньги, и это могут быть тысячи и десятки тысяч рублей.

Если у ребенка таких денег нет, а он не в силах противостоять соблазну, то он может начать воровать деньги с банковских карточек родителей.

Известны случаи, когда дети таким образом попадали на удочку к шантажистам, и чуть было не доходили до самоубийства. Не дай Бог!

Но действительно ли это зависимость, в клиническом смысле слова?

Может быть, времяпровождение за компьютерными играми – это просто плохая привычка?

Зависимость действительно обычно начинается с плохой привычки.

А дальше развивается именно клиническая зависимость, то есть расстройство поведения («игровое расстройство»).

Впервые это расстройство было официально признано заболеванием в Китае и Южной Корее, где популярность компьютерных игр всегда была очень высока.

Теперь это признано и на международном уровне: Всемирная Организация Здравоохранения в 2018 году включила игровое расстройство в новую 11-ю редакцию Международного Классификатора Болезней (МКБ-11) под кодом 6-C-51.

Разработаны специальные тесты, которые могут использоваться специалистами – психоневрологами, психотерапевтами, психологами – для диагностики этого расстройства.

Но есть один простой критерий, который позволяет определить, имеется ли у ребенка психологическая зависимость от компьютерных игр – которая, возможно, еще не дошла до клинической стадии игрового расстройства.

Вот этот главный вопрос: «Компьютерные игры – это основная сфера интересов и желаний ребенка? Если его не прерывать, будет ли он играть до потери чувств?»

Если это так, то зависимость присутствует, и необходимо немедленно обращаться за профессиональной психологической помощью.

При этом зависимость от компьютерных игр необходимо отличать от других, похожих на нее психологических зависимостей.

Это могут быть, например:

  • Во-первых, собственно игромания, то есть зависимость от азартных и карточных игр (как «живых», так и онлайн).

Кстати, «азартные» игры – это не те, которые вызывают чувство «азарта» в процессе игры. Ведь чувство спортивного азарта вызывает и игра в футбол!

На самом деле, азартные игры – это те, в которых выигрыш никак не зависит от степени умелости игрока, а зависит только от слепого случая.

Это, например, рулетка, игровые автоматы, онлайн казино. В переводе с французского, «азарт» – это «случайность». Именно азартные игры вызывают наиболее сильную и опасную зависимость.

Карточные игры могут быть как азартными, так и неазартными.

Что же касается компьютерных игр, то большинство из них формально не считаются азартными.

Но на самом деле, как мы увидим дальше, многие компьютерные игры содержат скрытые и опасные элементы азартных игр.

  • Во-вторых, зависимость «от Интернета», а точнее, от многочисленных популярных Интернет-приложений – социальных сетей, мессенжеров, YouTube и т. п.

Кстати, 20 лет назад, когда только появились мобильные телефоны, встречались многочисленные случаи зависимости от мобильных SMS сообщений. Человек мог посылать их сотнями в день по любому поводу и без повода, а тогда это было страшно дорого!

Но техника ушла далеко вперед, и теперь SMS сообщения уже не угрожают зависимостью – их место заняли социальные сети и мессенжеры.

  • И в-третьих, встречается зависимость от телевидения и просмотра телесериалов.

Все эти виды зависимостей отчасти похожи на зависимость от компьютерных игр, но на самом деле между ними есть существенные различия.

С точки зрения патопсихологии, существует не один, а три основных типа зависимого поведения: компульсия, аддикция и импульсивность (то есть нарушение контроля импульсов поведения).

  • Компульсия – это поведение, порождаемое тревожностью и страхами.

Зависимость от социальных сетей и мессенжеров – это, как ни странно, чаще всего именно компульсия: человеком движет подсознательный страх, что если он не будет ежесекундно проверять сообщения и отвечать на них, то может произойти что-то плохое – на работе, дома, в отношениях.

Зависимость от телевидения – это обычно тоже компульсивное поведение. Человек таким образом уходит от своей осознанной или неосознанной тревожности, избегает встречи со своими страхами и проблемами.

  • В отличие от компульсии, аддикция и импульсивность – это формы поведения, основанные в первую очередь на чувстве удовольствия, а не на страхе.

При импульсивном поведении, человек не контролирует свои спонтанные, сиюминутные желания – даже если они приведут к негативным последствиям в будущем. Пример – клептомания, кражи из магазинов.

Аддикция– это долговременное, постепенно развивающееся привыкание, пристрастие – например, к алкоголю, наркотикам, курению.

Игромания и зависимость от компьютерных игр – это тоже формы аддикции. То есть, по своей природе эти зависимости гораздо ближе к наркомании, чем к зависимости от Интернета.

Надо сказать, что аддикция и импульсивность тесно связаны между собой. Так, у детей, зависимых от компьютерных игр, одновременно ухудшается контроль импульсов поведения.

Согласно МКБ-11, игровое расстройство (то есть клиническая аддикция к компьютерным играм) диагностируется, если:

  • пациент теряет контроль за игровым временем;
  • и он продолжает или расширяет процесс игры, несмотря на возникновение негативных последствий – дома, в школе, на работе и т.д.

Психологическая зависимость от компьютерных игр не всегда, но весьма часто доходит до клинической фазы игрового расстройства.

Почему же зависимость от компьютерных игр так опасна?

  • Во-первых, она чрезвычайно широко распространена.

Можно даже сказать, что в той или иной степени, ей страдает большинство современных детей и подростков, а в клинической форме – примерно 2%.

  • Во-вторых, огромное большинство компьютерных игр содержат специально встроенные механизмы привыкания, вызывающие развитие аддикции.

О том, как они работают, я расскажу в деталях во второй части статьи. Эти механизмы опасно воздействуют даже на мозг взрослого человека, а что уж говорить о детях и подростках с их неокрепшей психикой!

Действие этих механизмов сравнимо с действием наркотических веществ. Но, в отличие от наркотиков, аддиктивные компьютерные игры не запрещены законом.

  • В-третьих, к сожалению, далеко не всегда родители эту зависимость замечают и признают, и еще реже обращаются за профессиональной психологической помощью.

Более того, очень часто родители напрямую провоцируют возникновение такой зависимости у детей.

Многие родители ошибочно полагают, что компьютерные игры для ребенка полезны!

Например, можно услышать такие суждения:

  • Ну, играет ребенок в танковые сражения по 3 часа в день, что в этом плохого?

Он при этом учится пользоваться компьютером, развивает внимание, воображение, реакцию, тонкую моторику рук, способность к распознаванию образов – это же очень хорошо!? Да и родителей ребенок при этом не отвлекает, они могут спокойно заниматься своими делами.

  • И вообще, компьютерные игры, виртуальные миры – это наша современная культура 21-го века.

Литература и театр – это все устарело, это культура позапрошлого, 19-го века. 20-й век – это век кино и телевидения, а наш 21-й век – это социальные сети, мессенжеры, YouTube, видеоблоги и компьютерные игры.

Вот в США школьное образование уже во многом перешло к использованию обучающих игр вместо книг. А киберспорт – это официальный олимпийский вид спорта, включен в программу Олимпийских игр 2024 года. Кто этого не понимает – тот замшелый ретроград!

  • И не надо ни о чем беспокоиться – ребенок вырастет, и если ему надоест играть, то он сам перестанет.

А если нет, то пусть продолжает играть хоть всю жизнь – это ничему не мешает.

Хочу сразу сказать – это всё опасные заблуждения. Давайте разберем их подробно.

  • Развивают ли компьютерные игры навыки пользования компьютером. тонкую моторику рук, реакцию и способность к распознаванию образов? –

Да, развивают, но очень однобоко и очень большой ценой.

Умение хорошо играть в танковый бой, быстро реагировать на появление «противника» и стрелять первым – это все же не Бог весть какое достижение.

Оно не поможет составить компьютерную презентацию, разработать веб-сайт, хранить и анализировать информацию, и уж тем более не научит компьютерному программированию.

  • Что касается развития воображения ребенка, то здесь ответ однозначный – компьютерные игры не только не помогают, а катастрофически вредят развитию воображения и абстрактного мышления.

Точно так же вредными факторами является чрезмерное увлечение фильмами и телевидением.

Еще в 1960-х годах было доказано, что непрерывно сменяющие друг друга визуальные образы на экране, которые ребенок не успевает осмыслить, тормозят развитие абстрактного мышления и воображения, в частности, математических способностей у ребенка.

Это происходит потому, что у мозга не возникает задачи обработать, домыслить и визуализировать информацию – вместо этого, уже через долю секунды на экране появляется новая картинка.

Современные нейробиологические исследования это подтверждают – у детей, активно играющих в компьютерные игры, снижается развитие абстрактного мышления и вербального интеллекта.

А неразвитое абстрактное мышление вместе с неразвитой сферой интересов у ребенка – это гарантированные проблемы с изучением почти всех наук: математики, физики, инженерного дела, биологии, экономики, юриспруденции…

Таким образом, зависимость ребенка от компьютерных игр – это огромная угроза для его будущего образования и профессиональной карьеры.

  • Развивают ли компьютерные игры способность к концентрации внимания, ведь ребенок может часами концентрироваться на игре, не отрываясь?

Нет – это не концентрация внимания, а гиперконцентрация, и ничего хорошего она не несет.

По законам диалектики, «крайности сходятся»:

гиперконцентрация внимания на визуальных образах, и неспособность при этом переключить свое внимание на какие-либо другие объекты, даже очень важные (например, на учебный процесс) – это на самом деле дефицит внимания. Тот самый, который наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.

  • Ребенок, занятый компьютерными играми, не отвлекает родителей? –

Увы, это основная причина, по которой родители дают своим детям компьютерные игры уже в раннем возрасте и не обращают внимания на негативные последствия.

К сожалению, рано или поздно обратить внимание придется – но возможно, уже тогда, когда зависимость зайдет далеко, и ее будет очень тяжело скорректировать.

Будет тяжело всем – ребенку, родителям, психологу.

Да, без помощи психолога или даже психиатра избавиться от зависимости не удастся.

Тем более, зависимость не пройдет сама собой, когда «ребенок наиграется и ему самому надоест».

Даже если – в нетяжёлых случаях – ребенок действительно перерастет эту зависимость, то многие негативные последствия останутся – например, крайне неразвитая сфера интересов. Так может быть, лучше не допускать этого с самого начала?

  • Киберспорт – это официальный, а теперь даже олимпийский, вид спорта?

Во-первых, из этого все-таки не следует, что это действительно полезный вид спорта.

Не все виды спорта полезны для здоровья и развития личности. Вряд ли очень полезен, например, мотобол – соревнования проходят в тумане выхлопных газов от мотоциклетных двигателей!

Во-вторых, подросток, который «режется» в компьютерные игры в азарте и гиперконцентрации по 10–12–15 часов подряд до потери сознания – это не киберспортсмен, и никогда им не станет.

Настоящих киберспортсменов мало, и они тренируются по 6–8 часов в день, планово, целенаправленно, в команде, под руководством тренера.

Основное качество киберспортсмена, которое вырабатывается систематическими тренировками – это во-первых, очень малое время реакции на визуальные стимулы, 130–150 миллисекунд – лучше, чем у летчика. И во-вторых, очень высокая степень командной сыгранности, возможность чувствовать друг друга без слов и принимать общие правильные решения.

Так что киберспорт не имеет ничего общего с зависимостью от компьютерных игр.

  • Компьютерные игры широко применяются в учебном процессе? –

Да, применяются, особенно в США.

Школьному учителю это очень облегчает жизнь – ему гораздо проще запустить для всего класса обучающую игру, чем терпеливо объяснять материал урока.

Ученикам это тоже нравится: вместо скучного урока – веселый увлекательный процесс (и в это время можно тайком поиграть в свою «стрелялку»).

Но качество образования, уровень знаний при этом очень сильно страдают.

По мнению многих известных педагогов и психологов, например доктора Джейн Хили, в начальных классах школы вообще не место компьютерам.

В средних и старших классах, начиная с возраста 12–13 лет, компьютеры можно использовать, но главным образом для уроков информатики, а не по всем предметам сразу.

Основные инструменты учебного процесса в школе – это книга и личность учителя, а не компьютер, и тем более не компьютерная игра, пусть даже «обучающая».

Может показаться парадоксальным, но с этим согласны и лидеры IT индустрии.

Известно высказывание Стива Джобса, основателя компании Apple, что «проблемы образования не могут быть решены никакими техническими средствами».

Сам Джобс и многие другие выдающиеся деятели сферы информационных технологий – Джефф Безос (основатель Amazon), Ларри Пейдж и Сергей Брин (основатели Google), Джеймс Вейлс (основатель «Википедии») – отдавали своих детей в альтернативные школы, не затронутые компьютеризацией учебного процесса.

Это, например, школы, основанные на педагогической системе Рудольфа Штайнера («вальдорфсская педагогика») или системе Марии Монтессори.

В обеих системах акцент делается на развитие собственной инициативы и естественных способностей ребенка в единении с социумом и природой, а не с компьютерными играми.

Почему же титаны IT индустрии ограждали своих детей от компьютерных игр? –

Они отлично знали: компьютерные игры тормозят у детей развитие способности к абстрактному мышлению, то есть, попросту говоря, ведут к отупению. Дети, воспитанные на компьютерных играх, в конце концов не смогут работать в наукоемкой IT индустрии!

Так что никакого парадокса здесь нет.

  • И наконец, действительно ли компьютерные игры и виртуальная реальность – это наша культура 21-го века? –

Даже если так, то к любой культуре необходимо относиться… культурно!

В «старые добрые» времена, когда основу культуры составляли книги, встречались и случаи запойного чтения – и они тоже рассматривались как отклонение от нормы.

Но в отличие от компьютерных игр, запойное чтение – это компульсия, а не аддикция, потому что в книгах нет каких-то особых механизмов, вызывающих развитие привыкания.

А в компьютерных играх механизмы привыкания есть, и очень опасные. О них мы подробно поговорим во второй части статьи.

А сейчас я хотела бы еще раз подчеркнуть:

Немедленно обращайтесь за помощью к психологу, если Вы видите у Вашего ребенка признаки игровой или иной зависимости, или других расстройств поведения!