Дорогие друзья! Сегодня я хотела бы поговорить о психологической зависимости от компьютерных игр у детей и подростков.
Это очень сложная и многогранная проблема, которая затрагивает все возрасты «от мала до велика». Эта зависимость может быть и у взрослых – и тогда это одно из проявлений психологического инфантилизма. Но особенно ей подвержены дети школьного возраста. Мы попробуем разобраться в том,
- что представляет собой эта зависимость,
- как она возникает,
- как часто встречается,
- какие факторы усиливают риск её развития,
- что можно сделать для того, чтобы ее предотвратить,
- и как ее преодолеть, если она уже возникла.
Вот типичная картина, как выглядит эта зависимость – и какие проблемы она несет:
- Ребенок очень много времени проводит за играми – за компьютером, планшетом, в смартфоне.
Что значит много? – Бывает, что игра продолжается по 10--15 часов в день, занимая все свободное и несвободное время ребенка, и это полная катастрофа.
Если в среднем 2-3 часа в день – это тоже недопустимо много.
Но зависимость может быть и при меньшем объеме игрового времени, тем более, что очень часто родители не знают точно, сколько времени ребенок тратит на игру.
- Компьютерные игры составляют основную сферу интересов ребенка.
Если его не контролировать, то он мог бы играть бесконечно, днем и ночью, погружаясь в «виртуальные миры».
Все остальное его интересует очень мало.
Он учится в школе, иногда даже неплохо – но только потому, что так надо.
Серьезных интересов, тяги к знаниям, к культуре у него нет.
Вот родители повели его в театр, но пьеса не произвела на него никакого впечатления. Как только она закончилась, он опять может говорить и думать только о новой компьютерной игре.
- Затем начинает страдать успеваемость и дисциплина в школе.
Ребенок не может сфокусироваться на выполнении домашних заданий. Он делает их кое-как побыстрее, или не делает вообще – только бы освободить время для игры.
Играет на смартфоне в школе – вначале на переменах, а затем пытается даже играть на уроках.
- У ребенка ухудшается социализация.
У него исчезают друзья в реальном мире, а на их место приходят «виртуальные» друзья по онлайн играм, известные только по их «никам».
Это нехорошо само по себе, и может быть напрямую опасно, если среди «виртуальных» друзей, не дай Бог, окажется преступник-педофил.
- После сеансов игры, а особенно если игру пришлось прервать, поведение и состояние ребенка ухудшается.
Он может становиться агрессивным, расторможенным, невнимательным, гиперактивным, у него расстраивается сон.
Возможно развитие неврозов, тревожных состояний, пищевых расстройств, депрессии, панических атак, вплоть до суицидальных состояний.
Особенно часто негативные симптомы развиваются, если у ребенка уже есть признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Я уже рассказывала в моих статьях и видео об СДВГ, что таким детям компьютерные игры вообще категорически противопоказаны.
- Длительные непрерывные сеансы игры – например, по 10 часов и более – могут даже привести к развитию острого психоза.
Это так называемый «феномен переноса игры».
Впервые психозы как результат компьютерной игры были научно документированы в работе ученых Тель-Авивского Университета в 2011 году.
Что при этом происходит?
Ребенок перестаёт осознавать реальность, смешивает реальный и виртуальный мир, испытывает визуальные, звуковые и тактильные галлюцинации, которые продолжаются в течение многих часов и даже дней. Эти явления подобны действию наркотика LSD.
А теперь представим себе, что в своем виртуальном мире игрок воевал или летал – … Возникает реальная угроза самоубийства или убийства, и такие случаи бывали неоднократно.
То есть, «феномен переноса игры» – это крайне опасное состояние, требующее неотложной психиатрической помощи, так как оно представляет угрозу для самого ребенка и для окружающих.
Также может развиться кататонический ступор, когда ребенок после игры сидит и часами неподвижно смотрит в одну точку.
Это тоже форма острого психоза, которая требует немедленной психиатрической помощи.
- Если родители начинают контролировать режим дня ребенка, ограничивать его игровое время, требуют от него выполнения школьных заданий и обязанностей по дому – в семье может начаться ад.
Ребенок будет просить, канючить, требовать, скандалить, драться, врать – что угодно, только чтобы добраться до игры. И он добьется своего, тайно или явно.
Есть исследования, которые показывают, что зависимые дети проводят за компьютерными играми примерно одинаковое время – в среднем 25 часов в неделю, то есть 3 половиной часа в день – безотносительно того, как строго родители их контролируют или пытаются контролировать.
Никакие попытки контролировать, уговаривать, договариваться с ребенком не приводят к уменьшению игрового времени. Он хитростью, обманом, скандалами и любыми другими способами добьется того, что будет играть все эти часы.
А в худшем случае игровое время может достигать 50–100 часов в неделю (при том, что всего в неделе 168 часов)!
То есть, если зависимость уже возникла, справиться с ней чрезвычайно трудно, и одними запретами здесь не обойтись.
У меня в практике был случай, когда родители забирали у ребенка-третьеклассника игровые приставки и пульты.
А он их находил, играл по ночам, или ночью убегал из дома играть к приятелям, вылезая через окно третьего этажа.
В другом случае, 10-летний мальчик, у которого мать отобрала игровую приставку, бросился на нее с кухонным ножом. Ему потребовалась срочная психиатрическая госпитализация.
Вот так компьютерные игры могут стать прямой опасностью для жизни ребенка и окружающих!
- Очень часто современные компьютерные игры устроены таким образом, что начать играть в них можно бесплатно через Интернет.
Однако затем игрокам приходится покупать различные виртуальные предметы – например, какое-то «супер-оружие» или атрибутику – за вполне реальные настоящие деньги, и это могут быть тысячи и десятки тысяч рублей.
Если у ребенка таких денег нет, а он не в силах противостоять соблазну, то он может начать воровать деньги с банковских карточек родителей.
Известны случаи, когда дети таким образом попадали на удочку к шантажистам, и чуть было не доходили до самоубийства. Не дай Бог!
Но действительно ли это зависимость, в клиническом смысле слова?
Может быть, времяпровождение за компьютерными играми – это просто плохая привычка?
Зависимость действительно обычно начинается с плохой привычки.
А дальше развивается именно клиническая зависимость, то есть расстройство поведения («игровое расстройство»).
Впервые это расстройство было официально признано заболеванием в Китае и Южной Корее, где популярность компьютерных игр всегда была очень высока.
Теперь это признано и на международном уровне: Всемирная Организация Здравоохранения в 2018 году включила игровое расстройство в новую 11-ю редакцию Международного Классификатора Болезней (МКБ-11) под кодом 6-C-51.
Разработаны специальные тесты, которые могут использоваться специалистами – психоневрологами, психотерапевтами, психологами – для диагностики этого расстройства.
Но есть один простой критерий, который позволяет определить, имеется ли у ребенка психологическая зависимость от компьютерных игр – которая, возможно, еще не дошла до клинической стадии игрового расстройства.
Вот этот главный вопрос: «Компьютерные игры – это основная сфера интересов и желаний ребенка? Если его не прерывать, будет ли он играть до потери чувств?»
Если это так, то зависимость присутствует, и необходимо немедленно обращаться за профессиональной психологической помощью.
При этом зависимость от компьютерных игр необходимо отличать от других, похожих на нее психологических зависимостей.
Это могут быть, например:
- Во-первых, собственно игромания, то есть зависимость от азартных и карточных игр (как «живых», так и онлайн).
Кстати, «азартные» игры – это не те, которые вызывают чувство «азарта» в процессе игры. Ведь чувство спортивного азарта вызывает и игра в футбол!
На самом деле, азартные игры – это те, в которых выигрыш никак не зависит от степени умелости игрока, а зависит только от слепого случая.
Это, например, рулетка, игровые автоматы, онлайн казино. В переводе с французского, «азарт» – это «случайность». Именно азартные игры вызывают наиболее сильную и опасную зависимость.
Карточные игры могут быть как азартными, так и неазартными.
Что же касается компьютерных игр, то большинство из них формально не считаются азартными.
Но на самом деле, как мы увидим дальше, многие компьютерные игры содержат скрытые и опасные элементы азартных игр.
- Во-вторых, зависимость «от Интернета», а точнее, от многочисленных популярных Интернет-приложений – социальных сетей, мессенжеров, YouTube и т. п.
Кстати, 20 лет назад, когда только появились мобильные телефоны, встречались многочисленные случаи зависимости от мобильных SMS сообщений. Человек мог посылать их сотнями в день по любому поводу и без повода, а тогда это было страшно дорого!
Но техника ушла далеко вперед, и теперь SMS сообщения уже не угрожают зависимостью – их место заняли социальные сети и мессенжеры.
- И в-третьих, встречается зависимость от телевидения и просмотра телесериалов.
Все эти виды зависимостей отчасти похожи на зависимость от компьютерных игр, но на самом деле между ними есть существенные различия.
С точки зрения патопсихологии, существует не один, а три основных типа зависимого поведения: компульсия, аддикция и импульсивность (то есть нарушение контроля импульсов поведения).
- Компульсия – это поведение, порождаемое тревожностью и страхами.
Зависимость от социальных сетей и мессенжеров – это, как ни странно, чаще всего именно компульсия: человеком движет подсознательный страх, что если он не будет ежесекундно проверять сообщения и отвечать на них, то может произойти что-то плохое – на работе, дома, в отношениях.
Зависимость от телевидения – это обычно тоже компульсивное поведение. Человек таким образом уходит от своей осознанной или неосознанной тревожности, избегает встречи со своими страхами и проблемами.
- В отличие от компульсии, аддикция и импульсивность – это формы поведения, основанные в первую очередь на чувстве удовольствия, а не на страхе.
При импульсивном поведении, человек не контролирует свои спонтанные, сиюминутные желания – даже если они приведут к негативным последствиям в будущем. Пример – клептомания, кражи из магазинов.
Аддикция– это долговременное, постепенно развивающееся привыкание, пристрастие – например, к алкоголю, наркотикам, курению.
Игромания и зависимость от компьютерных игр – это тоже формы аддикции. То есть, по своей природе эти зависимости гораздо ближе к наркомании, чем к зависимости от Интернета.
Надо сказать, что аддикция и импульсивность тесно связаны между собой. Так, у детей, зависимых от компьютерных игр, одновременно ухудшается контроль импульсов поведения.
Согласно МКБ-11, игровое расстройство (то есть клиническая аддикция к компьютерным играм) диагностируется, если:
- пациент теряет контроль за игровым временем;
- и он продолжает или расширяет процесс игры, несмотря на возникновение негативных последствий – дома, в школе, на работе и т.д.
Психологическая зависимость от компьютерных игр не всегда, но весьма часто доходит до клинической фазы игрового расстройства.
Почему же зависимость от компьютерных игр так опасна?
- Во-первых, она чрезвычайно широко распространена.
Можно даже сказать, что в той или иной степени, ей страдает большинство современных детей и подростков, а в клинической форме – примерно 2%.
- Во-вторых, огромное большинство компьютерных игр содержат специально встроенные механизмы привыкания, вызывающие развитие аддикции.
О том, как они работают, я расскажу в деталях во второй части статьи. Эти механизмы опасно воздействуют даже на мозг взрослого человека, а что уж говорить о детях и подростках с их неокрепшей психикой!
Действие этих механизмов сравнимо с действием наркотических веществ. Но, в отличие от наркотиков, аддиктивные компьютерные игры не запрещены законом.
- В-третьих, к сожалению, далеко не всегда родители эту зависимость замечают и признают, и еще реже обращаются за профессиональной психологической помощью.
Более того, очень часто родители напрямую провоцируют возникновение такой зависимости у детей.
Многие родители ошибочно полагают, что компьютерные игры для ребенка полезны!
Например, можно услышать такие суждения:
- Ну, играет ребенок в танковые сражения по 3 часа в день, что в этом плохого?
Он при этом учится пользоваться компьютером, развивает внимание, воображение, реакцию, тонкую моторику рук, способность к распознаванию образов – это же очень хорошо!? Да и родителей ребенок при этом не отвлекает, они могут спокойно заниматься своими делами.
- И вообще, компьютерные игры, виртуальные миры – это наша современная культура 21-го века.
Литература и театр – это все устарело, это культура позапрошлого, 19-го века. 20-й век – это век кино и телевидения, а наш 21-й век – это социальные сети, мессенжеры, YouTube, видеоблоги и компьютерные игры.
Вот в США школьное образование уже во многом перешло к использованию обучающих игр вместо книг. А киберспорт – это официальный олимпийский вид спорта, включен в программу Олимпийских игр 2024 года. Кто этого не понимает – тот замшелый ретроград!
- И не надо ни о чем беспокоиться – ребенок вырастет, и если ему надоест играть, то он сам перестанет.
А если нет, то пусть продолжает играть хоть всю жизнь – это ничему не мешает.
Хочу сразу сказать – это всё опасные заблуждения. Давайте разберем их подробно.
- Развивают ли компьютерные игры навыки пользования компьютером. тонкую моторику рук, реакцию и способность к распознаванию образов? –
Да, развивают, но очень однобоко и очень большой ценой.
Умение хорошо играть в танковый бой, быстро реагировать на появление «противника» и стрелять первым – это все же не Бог весть какое достижение.
Оно не поможет составить компьютерную презентацию, разработать веб-сайт, хранить и анализировать информацию, и уж тем более не научит компьютерному программированию.
- Что касается развития воображения ребенка, то здесь ответ однозначный – компьютерные игры не только не помогают, а катастрофически вредят развитию воображения и абстрактного мышления.
Точно так же вредными факторами является чрезмерное увлечение фильмами и телевидением.
Еще в 1960-х годах было доказано, что непрерывно сменяющие друг друга визуальные образы на экране, которые ребенок не успевает осмыслить, тормозят развитие абстрактного мышления и воображения, в частности, математических способностей у ребенка.
Это происходит потому, что у мозга не возникает задачи обработать, домыслить и визуализировать информацию – вместо этого, уже через долю секунды на экране появляется новая картинка.
Современные нейробиологические исследования это подтверждают – у детей, активно играющих в компьютерные игры, снижается развитие абстрактного мышления и вербального интеллекта.
А неразвитое абстрактное мышление вместе с неразвитой сферой интересов у ребенка – это гарантированные проблемы с изучением почти всех наук: математики, физики, инженерного дела, биологии, экономики, юриспруденции…
Таким образом, зависимость ребенка от компьютерных игр – это огромная угроза для его будущего образования и профессиональной карьеры.
- Развивают ли компьютерные игры способность к концентрации внимания, ведь ребенок может часами концентрироваться на игре, не отрываясь?
Нет – это не концентрация внимания, а гиперконцентрация, и ничего хорошего она не несет.
По законам диалектики, «крайности сходятся»:
гиперконцентрация внимания на визуальных образах, и неспособность при этом переключить свое внимание на какие-либо другие объекты, даже очень важные (например, на учебный процесс) – это на самом деле дефицит внимания. Тот самый, который наблюдается при синдроме дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ.
- Ребенок, занятый компьютерными играми, не отвлекает родителей? –
Увы, это основная причина, по которой родители дают своим детям компьютерные игры уже в раннем возрасте и не обращают внимания на негативные последствия.
К сожалению, рано или поздно обратить внимание придется – но возможно, уже тогда, когда зависимость зайдет далеко, и ее будет очень тяжело скорректировать.
Будет тяжело всем – ребенку, родителям, психологу.
Да, без помощи психолога или даже психиатра избавиться от зависимости не удастся.
Тем более, зависимость не пройдет сама собой, когда «ребенок наиграется и ему самому надоест».
Даже если – в нетяжёлых случаях – ребенок действительно перерастет эту зависимость, то многие негативные последствия останутся – например, крайне неразвитая сфера интересов. Так может быть, лучше не допускать этого с самого начала?
- Киберспорт – это официальный, а теперь даже олимпийский, вид спорта?
Во-первых, из этого все-таки не следует, что это действительно полезный вид спорта.
Не все виды спорта полезны для здоровья и развития личности. Вряд ли очень полезен, например, мотобол – соревнования проходят в тумане выхлопных газов от мотоциклетных двигателей!
Во-вторых, подросток, который «режется» в компьютерные игры в азарте и гиперконцентрации по 10–12–15 часов подряд до потери сознания – это не киберспортсмен, и никогда им не станет.
Настоящих киберспортсменов мало, и они тренируются по 6–8 часов в день, планово, целенаправленно, в команде, под руководством тренера.
Основное качество киберспортсмена, которое вырабатывается систематическими тренировками – это во-первых, очень малое время реакции на визуальные стимулы, 130–150 миллисекунд – лучше, чем у летчика. И во-вторых, очень высокая степень командной сыгранности, возможность чувствовать друг друга без слов и принимать общие правильные решения.
Так что киберспорт не имеет ничего общего с зависимостью от компьютерных игр.
- Компьютерные игры широко применяются в учебном процессе? –
Да, применяются, особенно в США.
Школьному учителю это очень облегчает жизнь – ему гораздо проще запустить для всего класса обучающую игру, чем терпеливо объяснять материал урока.
Ученикам это тоже нравится: вместо скучного урока – веселый увлекательный процесс (и в это время можно тайком поиграть в свою «стрелялку»).
Но качество образования, уровень знаний при этом очень сильно страдают.
По мнению многих известных педагогов и психологов, например доктора Джейн Хили, в начальных классах школы вообще не место компьютерам.
В средних и старших классах, начиная с возраста 12–13 лет, компьютеры можно использовать, но главным образом для уроков информатики, а не по всем предметам сразу.
Основные инструменты учебного процесса в школе – это книга и личность учителя, а не компьютер, и тем более не компьютерная игра, пусть даже «обучающая».
Может показаться парадоксальным, но с этим согласны и лидеры IT индустрии.
Известно высказывание Стива Джобса, основателя компании Apple, что «проблемы образования не могут быть решены никакими техническими средствами».
Сам Джобс и многие другие выдающиеся деятели сферы информационных технологий – Джефф Безос (основатель Amazon), Ларри Пейдж и Сергей Брин (основатели Google), Джеймс Вейлс (основатель «Википедии») – отдавали своих детей в альтернативные школы, не затронутые компьютеризацией учебного процесса.
Это, например, школы, основанные на педагогической системе Рудольфа Штайнера («вальдорфсская педагогика») или системе Марии Монтессори.
В обеих системах акцент делается на развитие собственной инициативы и естественных способностей ребенка в единении с социумом и природой, а не с компьютерными играми.
Почему же титаны IT индустрии ограждали своих детей от компьютерных игр? –
Они отлично знали: компьютерные игры тормозят у детей развитие способности к абстрактному мышлению, то есть, попросту говоря, ведут к отупению. Дети, воспитанные на компьютерных играх, в конце концов не смогут работать в наукоемкой IT индустрии!
Так что никакого парадокса здесь нет.
- И наконец, действительно ли компьютерные игры и виртуальная реальность – это наша культура 21-го века? –
Даже если так, то к любой культуре необходимо относиться… культурно!
В «старые добрые» времена, когда основу культуры составляли книги, встречались и случаи запойного чтения – и они тоже рассматривались как отклонение от нормы.
Но в отличие от компьютерных игр, запойное чтение – это компульсия, а не аддикция, потому что в книгах нет каких-то особых механизмов, вызывающих развитие привыкания.
А в компьютерных играх механизмы привыкания есть, и очень опасные. О них мы подробно поговорим во второй части статьи.
А сейчас я хотела бы еще раз подчеркнуть:
Немедленно обращайтесь за помощью к психологу, если Вы видите у Вашего ребенка признаки игровой или иной зависимости, или других расстройств поведения!