33,2K подписчиков

Колесно-гусеничный раритет

3,4K прочитали

Рассказ о колесно-гусеничном танке БТ-7 с конической башней, новинке Музея Техники Вадима Задорожного

Так сложилось, что в большинстве стран мира трудную, но почетную миссию восстановления из небытия старой военной техники взвалили на себя частники. Кое-где, конечно, этим занимаются военные, но, в большинстве случаев, речь идет о небольших объемах работы. А вот чтобы из "праха" полноценный танк, да еще ездящий - тут, в основном, только частники. Благодаря их работе то, что считалось утраченным навсегда, возвращается с того света. Если посчитать, сколько бронетехники времен Великой Отечественной войны восстановили у нас, там уже наберется объём побольше Кубинки.

БТ-7 стал важным пополнением коллекции. В отличие от Т-26, которых уже набралось немало, БТ в музеях пока очень мало.
БТ-7 стал важным пополнением коллекции. В отличие от Т-26, которых уже набралось немало, БТ в музеях пока очень мало.

Одним из тех мест, где активно занимаются восстановлением бронетанковой техники времен Великой Отечественной войны, является Музей Техники Вадима Задорожного. Здесь уже сформировалась целая колонна советских танков и самоходных артиллерийских установок, которая принимает участие как в парадах, так и в киносъемках. Совсем недавно к ней присоединился еще один танк, без которого сложно представить советские танковые части довоенного периода. Речь идет о колесно-гусеничном танке БТ-7. В музее появился танк с конической башней.

В сравнении с танком 1938 года выпуска.
В сравнении с танком 1938 года выпуска.

О том, что колесно-гусеничному танку БТ необходимо заменить силовую установку, разговор шел почти с самого начала. Моторы Liberty L-12 (именно они, а не М-5, в основном стояли на наших танках) не отличались высокой надежностью. Кандидатура образовалась довольно быстро - 12-цилиндровый V-образный авиационный мотор BMW VI. Этот мотор начали выпускать с 1930 года в Советском Союзе под обозначением М-17. Двигатель этой был более современным, кроме того, его было решено устанавливать в танки Т-28 и Т-35.

Определенные отличия и неточности есть,но их меньше, чем обычно.
Определенные отличия и неточности есть,но их меньше, чем обычно.

Первые опыты по установке мотора М-17 в БТ-5 имели место в 1933 году. Впрочем, серийно эти двигатели в БТ-5 уже не стали ставить. Надо сказать, что М-17 являлся не единственным кандидатом на замену М-5. Параллельно шли работы над совершенно новым дизельным мотором БД-2. При его проектировании основной упор делался на низкую массу и необходимости влезть в моторное отделение БТ. Известен данный двигатель как В-2, данное обозначение он получил позже. На тот момент его время еще не пришло, хотя, в итоге, пути БТ и В-2 всё же пересеклись.

Таким образом танк выглядел в 1937-38 годах.
Таким образом танк выглядел в 1937-38 годах.

Между тем, в КБ ХПЗ под руководством А.О. Фирсова шла работа по глубокой модернизации БТ. К конструкции танка хватало претензий и без мотора. В частности, возникла идея переделки лобовой части корпуса. Также имелись идеи о переделке кормовой части корпуса и башни. В результате весной 1934 года на свет появился новый танк, получивший индекс БТ-7. Помимо нового двигателя, танк отличался новым корпусом, в корме появился дополнительный топливный бак на 480 литров, а вместо глушителя ввели прямоточные патрубки. Всего изготовили два опытных БТ-7, которые имели башни новой конструкции и установку курсового пулемета.

На танке деталей пока не хватает, но в целом он весьма богато завешан.
На танке деталей пока не хватает, но в целом он весьма богато завешан.

Решение о запуске БТ-7 в серию приняли во всё том же 1934 году. От ряда идей, включая новую башню и курсовой пулемет, отказались. Танк получил такую же башню, как и БТ-5. Не получил он и мелкозвенчатые траки. Впрочем, главной проблемой стало не это. Изначально предполагалось, что танк получит 3-скоростную коробку передач, которая рассчитывалась на мотор М-17Т. Его хоть и дефорсировали, но эксплуатационная мощность выросла с 360 до 400 лошадиных сил, а максимальная - с 400 до 500 лошадиных сил. Но 3-скоростную КПП в серию не запустили.

Он же сзади.
Он же сзади.

Это привело к тому, что первые 750 БТ-7 имели дефект, который проявился уже в войсках. Начали "сыпаться" коробки передач, причем дефект был одинаковый. Дальнейшие разбирательства выявили то, что Фирсов, которому надо было "гнать план", допустил запуск в серию танка со старой коробкой передач. Именно за это его и сняли с должности главного конструктора ХПЗ (с начала завод №183 им. Коминтерна), а затем репрессировали. Что же касается 3-скоростной КПП, то она появилась уже в 1937 году.

Делали танк те же люди, что и БТ-7 Артиллерийский в парке "Патриот".
Делали танк те же люди, что и БТ-7 Артиллерийский в парке "Патриот".

Надо сказать, что одной только КПП дело не ограничилось. В начале 1937 года начался выпуск доработанной версии танка, получившей обозначение БТ-7А. Обычно под этим обозначением фигурирует другой танк. Так вот, тот танк, про который все подумали, обозначался как БТ-7 Артиллерийский. В общей сложности ввели 37 пунктов изменений. Далее, во второй половине 1937 года, появился танк БТ-7Б. Он также получил немалый объем изменений - 32 штуки. В их числе кормовой башенный пулемет, новый воздухоочиститель, изменена конструкция корпуса для повышения характеристик преодоления брода. Верхняя створка люка механика-водителя была утолщена до 20 мм.

В отличие от БТ-7 Артиллерийского, процент родных деталей высокий.
В отличие от БТ-7 Артиллерийского, процент родных деталей высокий.

Самое интересное изменение конструкции БТ-7 произошло во всё том же 1937 году, причем оно не попало в список переделок БТ-7Б. Речь идет о конической башне. Появилась она по результатам изучения боевого опыта в Испании. Работы по коническим башням начались на всех заводах, которые занимались бронетанковой техникой, но первыми на танк ее внедрило КБ завода №183. Важным моментом было то, что коническая башня БТ-7, в отличие от цилиндрической, являлась самобытной разработкой, а не вариацией на тему башни Т-26. Конечно, сам прародитель был виден, тем не менее, башня оказалась самобытной.

Неплохо сделаны и катки.
Неплохо сделаны и катки.

Первые конические башни появились на БТ-7 с 1937 года. Надо сказать, что появление новой башни вызвало определенные трудности. Дело в том, что башня получилась крупнее предшествующей конструкции, просто так она на танке не вставала. Пришлось убирать внутрь регулировочный стакан второй пары опорных катков. Это осложнило регулировку, некоторое время с такой проблемой мирились. Далее появилось техническое решение проблемы: в листах, прикрывающих ходовую часть, установили лючки, через которые и проводили регулировку. Появились они в 1938 году, часть БТ-7 с коническими башнями сделали без них.

Имеется ли возможность колесно-гусеничного хода, неизвестно, но в целом всё на месте.
Имеется ли возможность колесно-гусеничного хода, неизвестно, но в целом всё на месте.

Представленный в Музее Техники Вадима Задорожного танк восстановлен именно в такой конфигурации. Его реставрацией занималась мастерская "Арьергард", не так давно воссоздавшая БТ-7 Артиллерийский (тот самый, что стоит в парке "Патриот"). И если упомянутый танк имеет небольшой объем родных деталей, то в данном случае совсем иная ситуация. Родные листы видны хорошо, и несложно заметить, что новодельных деталей тут немного.

По надмоторной есть неточности, как и по ящику ЗИП. Но в целом сделано волне прилично.
По надмоторной есть неточности, как и по ящику ЗИП. Но в целом сделано волне прилично.

Машина, как и в большинстве случаев, собрана из кусков. Этот момент накладывает свой отпечаток на внешний вид техники. В этом смысле танк, восстановленный "Арьергардом", приятно удивляет. Какие-то недочеты по мелочам есть, но они, на фоне большинства подобных работ, небольшие. Те же фары обычно ставят современные, тут же вполне похожие на правду. Да и более бросающиеся в глаза детали сделаны вполне честно.

Более-менее аутентичные фары и стоп-сигналы - большой прогресс. Обычно с ними всё плохо.
Более-менее аутентичные фары и стоп-сигналы - большой прогресс. Обычно с ними всё плохо.

Наибольшие отступления видны на крыше МТО, которую, впрочем, не особо и видно. Хотя тот же воздушный фильтр, характерный для БТ-7, можно было бы сделать. Но это мелочи, тем более что танк, в перспективе, собираются дорабатывать. В реставрации есть такое понятие, как "этапы". Считайте, что это первый этап. В том же Музее отечественной военной истории от прибытия "первого этапа" до третьего-четвертого проходит время. К тому же надо иметь в виду, что понимающих в матчасти совсем небольшой процент.

Как и корпус, башня отличается высоким объемом родных листов.
Как и корпус, башня отличается высоким объемом родных листов.

В данном случае более важным моментом является то, что танк, как и БТ-7 Артиллерийский, восстанавливался с упором на ходовое состояние. Ездящих БТ-7 по миру всего несколько штук, что повышает ценность машины. Каких-то подробностей насчет того, чего за "сердце" стоит в танке, пока нет. Но там точно не М-17. И не нужно тут же кривить губы. Даже на полностью аутентичном БТ-7 с Линии Сталина его родной М-17 убрали, заменив на более современный мотор. Я, конечно, за ваш перфекционизм рад, но мозг иногда включать надо. Если танк ездит, то мотор нужен тот, что не "умрет". А этому танку явно предстоит ездить, и немало.

Штампованная неподвижная бронировка орудийной установки появилась в ходе производства цилиндрической башни.
Штампованная неподвижная бронировка орудийной установки появилась в ходе производства цилиндрической башни.

С точки зрения конфигурации за образец был выбран БТ-7 выпуска с конца 1937 по 1938 годы. На это время приходится пик производства БТ-7. Машина вполне соответствует выбранному периоду. К тому моменту в серию ввели основные изменения конструкции. Касалось это и ходовой части. С 1937 года стали ставить мелкозвенчатые траки, что явно пошло на пользу. В связи с изменением конструкции трака их число увеличилось до 70 штук в ленте.

Левый задний лист башни новый, едва ли не единственная крупная условность.
Левый задний лист башни новый, едва ли не единственная крупная условность.

Созданная для БТ-7 коническая башня получилась более удачной, чем "голова" Т-26. За счет формы с "широкой" кормовой нишей башня оказалась более просторной. Также форма повлияла и на башенные люки. У Т-26 они не симметричные, что напрямую связано с конфигурацией крыши. У БТ-7 люки сделаны более рационально. Кстати, коническая башня БТ-7 послужила основой для башни японского среднего танка Шинхото Чи-Ха. Правда, японцы почему-то не стали делать спаренную орудийную установку, да и сама башня стала трехместной. Но сама форма была взята с БТ-7.

С правой стороны такой же лист вполне родной.
С правой стороны такой же лист вполне родной.

Существовала башня в четырех версиях. Первая, можно сказать, базовая. Представленный танк имеет башню с кормовым (так называемым "ворошиловским") пулеметом. Третий вариант - это башня с установкой зенитной пулеметной установки П-40. Наконец, четвертая конфигурация - это радийный танк. Он мог быть как с П-40, так и без, антенна как поручневая, так и штырьевая. Одним словом, для тех, кто восстанавливает танки, есть простор для творчества. Это не считая фар боевого света.

"Ворошиловский пулемет", вполне распространенное на БТ-7 явление.
"Ворошиловский пулемет", вполне распространенное на БТ-7 явление.

Появление БТ-7 в экспозиции Музея Техники Вадима Задорожного - это знаковое событие. Скорее всего, этот танк мы еще неоднократно увидим в движении. Какая его дальнейшая судьба, неизвестно, но явно долго простаивать он не будет.