Недавно довелось стать свидетелем разговора о Храме на крови в Екатеринбурге, из которого следовало, что по сей день отношение к этому архитектурному сооружению среди россиян неоднозначно. Наверное, это связано во многом с оценками деятельности Николая II – или же он невинно убиенная жертва, или же он чуть ли не государственный преступник, который бросил страну в очень сложный для нее период. По-разному оценивается и личность императрицы Александры Федоровны и ее роль в череде событий, приведших к революции 1917 года.
Так или иначе, но 17 июля Русская православная церковь объявила днем памяти святых Царственных страстотерпцев: императора Николая II, императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии, Анастасии и страстотерпца врача Евгения Сергеевича Боткина. Как раз недавно в церковной лавке попалась на глаза книга, посвященная последнему.
Но факт канонизации также вызывает неоднозначную реакцию общественности – далеко не все готовы принять их в качестве святых. По крайне мере, подобные разговоры слышать доводилось и неоднократно. Отречение вызвало за собой цепочку событий (установление советской власти, Гражданскую войну, усугубленную интервенцией наших «дорогих» стран Антанты) и миллионные жертвы среди населения России. По оценкам историков только в годы Гражданской войны погибло 14-18 миллионов человек. Около миллиона из них – военные потери. Все эти люди такие же невинные жертвы, как и царская семья. И память о них должна жить. Может быть, если вы углубитесь в историю своей семьи, то и среди своих предков найдете погибших и пострадавших в этот период.
Вернемся к вопросу о канонизации царской семьи. Тот же Евгений Боткин выполнял свои обязанности до конца и, действительно, представляется образцом достойным подражания. Но тут другой вопрос – почему не канонизировали других членов свиты, расстрелянных вместе с царской семьей – того же повара И. Харитонова, горничную А. Демидову? Видимо, аргументы были, но все равно по итогу не демократично, ощущение какой-то предвзятости, избирательности.
Тем самым и строительство храма, и история с канонизацией до сих пор являются предметом для споров. Может и вам приходилось слышать разговоры, что Храм на крови в Екатеринбурге раздражает (а точнее некоторые люди, в память об убийстве которых он построен). И это несколько противоречит той цели, которую преследовали изначально. На сайте храма приводятся слова Патриарха Кирилла, где он выражает надежду, что данный храм поспособствует национальному согласию и не допустит повторения подобных трагедий.
Хотелось бы, чтобы когда-нибудь Храм на крови стал местом памяти всех тех миллионов людей, которые по разным причинам пострадали, погибли в результате событий, последовавших за убийством царской семьи.
P.S. Небольшое уточнение. По информации от екатеринбургских историков – Храм на крови построен чуть в стороне от реального расположения дома Ипатьева. На том самом месте находится часовня рядом с Храмом. Мелочи, но может быть для кого-то важны исторические детали.