Стратификация – один из инструментов управления качеством, предназначенный для выявления какой-либо закономерности в массиве данных за счет их разделения. Данный метод используется для улучшения процессов и повышения качества продукции или услуг в совокупности с другими методами и инструментами управления качеством.
Стратификация позволяет выделить основные причины отклонений, что помогает определить, какие действия нужно предпринять для исправления ситуации. Инструмент позволяет установить приоритеты в работе, выделить наиболее значимые факторы, влияющие на качество продукции или услуг, оценить эффективность принятых мер.
В соответствии с этим методом вводят расслаивание статистических данных, то есть группируют данные в зависимости от условий их получения и производят выборку каждой группы данных в отдельности. Данные, разделенные на группы в соответствии с их особенностями, называют слоями (стратами), а сам процесс разделения на слои (страты) – расслаиванием (стратификацией).
В качестве стратифицирующего фактора могут быть выбраны любые параметры, определяющие особенности условий возникновения и получения данных:
- Различное оборудование;
- Операторы, производственные бригады, участки, цехи, предприятия и т.п;
- Время сбора данных;
- Разные виды сырья;
- Различие используемых станков, средств измерения и т.д.
Например, при анализе источника дефектной продукции, поставляемой предприятию несколькими сторонними поставщиками, целесообразно в качестве стратифицирующего фактора выбрать поставщиков и произвести стратификацию дефектной продукции по поставщикам.
Стратификация данных выполняется следующим образом:
- Определяются факторы, по которым будет проводиться стратификация. В качестве факторов могут выступать время, операторы, оборудование, условия производственных операций (температура, влажность, давление и т.п.), материалы и средства измерения.
- Определяется число страт (слоев). Количество страт равно количеству факторов, выявленных на предыдущем шаге. Например если к производству продукта привлечено четыре оператора, то стратификация выполняется по четырем факторам и число страт должно быть четыре.
- Выбирается необходимый инструмент качества для графического представления статистических данных. Как правило используют «диаграмму разброса», «контрольные карты» или «гистограммы». Графические методы являются более наглядными и позволяют быстро определить причины возникновения дефектов.
- Определяется количество статистических данных, попадающих в каждую страту. Для того, чтобы стратификация была эффективной, необходимо придерживаться двух правил. Во первых, различия между значениями случайной величины внутри страты должно быть как можно меньше по сравнению с различием ее значений в исходной совокупности данных. Во вторых, различия между стратами должны быть как можно больше. Количественно это различие можно определить по разнице средних значений случайной величины в каждой страте.
- На выбранный графический инструмент качества «наносятся» данные с указанием принадлежности этих данных к каждой из страт. Для отделения данных друг от друга, можно использовать самый простой метод – цветовую индикацию данных.
- Проводится анализ подмножества данных. Анализ данных проводится для каждой страты отдельно.
Применение стратификации позволяет также уменьшить количество отбраковки и неправильно выполненных задач, увеличить производительность и снизить затраты на производство. Важно отметить, что стратификация является важной частью процесса непрерывного улучшения, поскольку позволяет выявлять отклонения и находить способы их устранения.
Библиографический список:
1. Пономарев С.В., Мищенко С.В., Белобрагин B.Я. и др. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учебное пособие / С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, B.Я. Белобрагин, В.А. Самородов, Б.И. Герасимов, А.В. Трофимов, C.А. Пахомова, О.С. Пономарева. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2005.
2. Стратификация // Менеджмент качества – URL: https://www.kpms.ru/Implement/Qms_Stratification.htm