Бхагават-Гита - увлекательный фантастический роман. Вставляет не хуже Карлоса Кастанеды. Мистический и таинственный район Лангтанг, называемый ещё районом ста восьми озёр, (ровно столько же имён у Шивы) в особом почёте у индуистов, а озеро Госайкунда, одна из наиболее почитаемых святынь Садху.
Рама, Кришна и вот это всё.
Сама легенда цветиста и затейлива, как любой болливудский фильм. Если вкратце, там много битв демонов Дэвов, заключающих дипломатические союзы, ищущих помощи у высших сил и пахтающих Молочный океан в надежде получить перевес в битве. Когда Дэвы взболтали океан, вместо эликсира бессмертия они получили страшный яд, способный разрушить всё сотворённое. И тогда Дэвы помчались за помощью на гору Кайлаш, где отдыхал Шива. Шива выпил яд, у него пересохло в горле и он ударил трезубцем по горе, отчего и появилось озеро Госайкунда.
Дневной переход от хижины Cholang pati, (3550м) до озера,(4380м) проходит по гребню, с которого открываются изумительные виды. Но нам не повезло, мы шли в тумане и лишь изредка то тут, то там открывалось окно, в которое, как картина в рамке, были видны горы. Шли бодро, по снегу, мороз пощипывал за пятки. Кришна каждые пять минут проверял не началась ли у кого "горняшка". В какой-то момент я оторвался от всех и убежал по тропе вперёд. Так спешил, что оступился и только с помощью палок удержался. Как раз в этот момент туман рассеялся и я оценил глубину пропасти. Дальше шёл уже спокойно.
Вокруг озера обязательно нужно сделать кору – обойти по часовой стрелке. Погода никак не налаживалась, но нужно так нужно. Вышли – и не пожалели. Мрачный, горный пейзаж, тихое озеро и только мы одни на всём белом свете. По каменному берегу вокруг озера ведёт тропа, выложенная теми же камнями. Вода казалась необыкновенно тёмной, густой, была обжигающе ледяной. Пирамидки из камней, а на дальней стороне молебное место. На вдававшемся в озеро плоском скальном выступе возвышается большой камень, обложенный камнями поменьше. Всю груду перетягивают полотнища множества хадаков различных расцветок. От самого берега и сурового святилища веет первобытной архаикой.
Когда спустилась тьма, мы и еще две небольшие группы туристов набились в одно помещение. За каменными стенами бушевала буря, стоял такой грохот и вой, что хотелось прижаться поближе к камину. Здесь, внутри было тесно, но весело, мокрые носки висели по периметру, но тепло. Была горячая еда. Мы даже заказали на четверых сто грамм ужасно дорогого виски, (наценка 10 долларов за каждые 100 метров высоты – сюда всё приносят на своих спинах носильщики-шерпы). От 25 грамм на высоте свыше четырёх тысяч метров хмелеешь мгновенно.
Выход на штурм был намечен на четыре утра. Поэтому разбрелись по холодным неотапливаемым комнатёнкам довольно рано. Я почему-то был уверен, что из-за того, что мы "покапали" – выпили на удачу, утром буря утихнет и мы наконец увидим величественную панораму Гималаев.
Вышли в темноте, ветер утих. Марго решила не идти на штурм. Горная болезнь давала о себе знать. Сразу круто пошли вверх. Здесь тропы уже не было, а может и была, но за ночь выпало двадцать сантиметров осадков. Приходилось идти, проверяя каждый шаг палкой, чтобы не попасть в присыпанные снегом трещины. Когда рассвело, мы были уже окончательно вымотаны. Тропы не было. Мы стояли на плато, но из-за тумана не было понятно где вершина. Кришна сказал что мы недалеко от Сурайа пик, но вряд ли дойдём, так как опять начал подниматься ветер.
Я глубокомысленно покивал, увидел вдалеке красную точку. Точка приблизилась и это оказался Кришна. Я посмотрел вправо, где только что сидел и разговаривал со мной Кришна. Я понял, что горняшка пришла.
Подошедший Кришна сказал, что тропу он нашёл, но поднимается ветер и нам решать хотим ли мы попробовать подняться. Мы с Костей отказались. Фуад пошел с одним из шерпов вверх.
Поднявшийся ветер сыграл с забывшим солнечные очки Костей злую шутку. Солнечные блики по всей огромной белой равнине дезориентировали, сбивали с толку. Непонятно было где обрыв, где гора. И с Костей случилось то, что называют снежной офтальмией. Снежная слепота.
Временное повреждение глаз из-за ультрафиолетового излучения, источники которого могут быть как природными (солнечный свет), так искусственными (напр. дуговая сварка).
Интенсивность отраженного солнечного света зависит от типа поверхности (этот показатель, альбедо, можно вычислить). Например, снег в среднем отражает 85% ультрафиолетового излучения, в случае песка и воды это соответственно 30% и 5%. Это означает, что люди, пребывающие в полярных регионах чаще страдают от снежной слепоты.
Аналогично, в регионах расположенных выше над уровнем моря интенсивность УФ-излучения растет в 4% на каждые 300 метров.
Пребывание в таких условиях без солнцезащитных очков может привести к ожогу сетчатки или роговицы глаза, который обычно человек ощущает спустя несколько часов. Среди симптомов можно назвать слезоточивость и боль в глазах, похожие на чувство песка в глазах. Отсутствие лечения может привести к полной слепоте.
Основная профилактическая мера – это солнцезащитные очки, даже при облачности, потому что УФ-излучение проникает сквозь тучи.
К счастью, туман вернулся, Косте полегчало. Спуск по снежному покрову был ещё тяжелее. До хижины у озера мы добрались к полудню. Где-то через час пришли Фуад с шерпом. Они не смогли пробиться к вершине. Отдохнули и сразу же в путь, вниз, к той хижине, где мы оставили Ольку.
Таким образом наше пахтание Молочного океана тумана закончилось без успешного восхождения, но мы получили первый и самый важный опыт, который здорово помог в Альпах, в Грузии, на Килиманджаро... но всё это было потом.
В завершающей части наших непальских приключений я расскажу как методом проб и ошибок мы нашли самый лучший способ быстрого восстановления после восхождений. Как нам было плохо, затем хорошо, затем печально, ведь в расставании с такой интересной страной много печали.
Ниже, обещанная легенда.
Пахтанье Молочного океана или Самудра-мантхан— одно из ключевых мифологических событий, описанное в Пуранах и отмечаемое каждые 12 лет в ходе огромного индуистского праздника Кумбха-мела. История описывается в «Бхагавата-пуране», «Вишну-пуране» и «Махабхарате».
Содержание древнего мифа: Вишну в образе черепахи (Курма, 2-я аватара Вишну) ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают к ней вместо каната змея Васуки и вращают с помощью него Мандару, как мутовку, в Молочном океане, пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи (чауда-ратна или чатурдаши ратна): апсары (нимфы), белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, даже луна и, наконец, врач богов Дханвантари с напитком бессмертия амрита (amrita = амброзия)
Однажды царь дэвов Индра, катаясь на слоне, встретил мудреца Дурвасу, который подарил ему цветочную гирлянду. Индра принял дар и повесил его на хобот своего слона. Раздражённый сильным ароматом гирлянды, слон бросил её на землю, что крайне разгневало Дурвасу. Мудрец проклял Индру и всех дэвов на то, что с этого момента их должна была покинуть сила и удача.
Вскоре завязалась битва между дэвами и асурами, в которой асуры под предводительством царя Бали одержали верх и взяли под свой контроль всю Вселенную. Дэвы обратились за помощью к Вишну, который посоветовал им решить проблему дипломатическим путём. Дэвы и асуры решили заняться вместе пахтаньем Молочного океана и разделить полученный в результате этого нектар бессмертия. Вишну, однако, заверил дэвов, что предпримет меры для того, чтобы весь нектар попал только в их руки.
В ходе пахтанья (взбалтывания) Молочного океана гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а змей Васуки (Vâsuki) — в качестве верёвки. Дэвы держали змея за хвост, а асуры — за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл Вишну в образе своей второй аватары — гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине.
Во время пахтанья океана (воды которого превратились сначала в молоко, а потом - в масло) из него появился горшок смертельнейшего яда, который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Они нашли его на вершине горы Кайлаша, где он восседал со своей супругой Парвати. Девы склонились перед Шивой и вознесли ему молитвы, всячески прославляя его и прося его спасти их от жгучего яда, который к тому времени стал разливаться по всем Трём Мирам. Шива преисполнился сострадания к находившимся в опасности обитателям вселенной. С помощью своих мистических сил, Шива уменьшил количество яда, собрал его в ладонь и выпил его залпом. Он задержал яд в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет и с тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый») Согласно одной из версий легенды, после принятия яда Шиве очень захотелось выпить свежей воды и он ударил по земле своим трезубцем. В тот же миг возникло озеро Госайкунда, которое с тех пор является местом паломничества.
Наконец, из океана явился Дханвантари с горшком небесного нектара бессмертия амриты. Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания амритой. Дэвы спрятали нектар от асуров в четырёх местах на земле — Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. При этом в каждом из этих мест капнуло по капле амриты. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине раз в двенадцать лет там проводится праздник Кумбха-мела.
В конце концов асуры одержали верх над дэвами и забрали всю амриту себе. Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини — девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска сударшана-чакры. В результате уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая таким образом солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами.