Найти тему
Истории от историка

Первое столкновение Руси с объединённым Западом

При Иване‏ Васильевиче нашла своё историческое завершение‏ борьба Руси‏ против‏ немецких рыцарей. Грозному царю выпало стереть с лица‏ земли Ливонский‏ орден‏ — давнего‏ мучителя прибалтийских народов.

Старинная карта Ливонии‏ 1573-1578 гг.
Старинная карта Ливонии‏ 1573-1578 гг.

Начиная‏ Ливонскую‏ войну,‏ Москва тем‏ самым как бы‏ принимала политическое‏ наследство‏ Новгорода и‏ Пскова, заканчивала дело Александра Невского.‏ Для людей‏ Средневековья‏ исключительную‏ важность имели понятия исторического‏ права, традиций,‏ преемственности. Ливония‏ для‏ Грозного‏ была ни чем‏ иным, как прародительской‏ вотчиной, ибо‏ в‏ XII−XIII веках‏ в Юрьеве‏ (Дерпте) и некоторых других ливонских‏ городах‏ сидели‏ русские князья,‏ Рюриковичи. С‏ этой точки‏ зрения‏ Ливонский орден‏ был всего лишь узурпатором, похитителем‏ древнего русского‏ достояния.

В‏ данном случае, как видим, историческая преемственность прослеживалась на‏ субъективном уровне,‏ то‏ есть была‏ следствием сознательной установки. Никаких объективно-исторических‏ причин добиваться‏ прибалтийских‏ земель‏ у России‏ во времена Грозного‏ не было.‏ Во-первых,‏ потому, что‏ «брега Невы» — предмет мечтаний‏ Петра I‏ —‏ были‏ ещё русскими берегами и,‏ следовательно, выход‏ к Балтийскому‏ морю‏ у‏ России имелся. Во-вторых,‏ потому, что Иван‏ Грозный отнюдь‏ не‏ придавал войне‏ за море‏ того цивилизаторского значения, которое имел‏ в‏ виду‏ Пётр. Речь‏ шла, повторяю,‏ только о‏ возвращении‏ утраченной вотчины‏ под государеву руку или (при‏ замене политических‏ понятий‏ религиозными) о торжестве православия над «латынством». Морская торговля‏ обслуживала тогда‏ не‏ народные и‏ даже не столько государственные, сколько‏ государские потребности‏ и‏ нужды.‏ Лекари и‏ лекарства для царской‏ семьи, забавные‏ штуковины‏ для придворных‏ потех, мастера и ремесленники для‏ устройства дворцового‏ быта,‏ наёмники‏ для царской гвардии, воинские‏ снаряды и‏ припасы —‏ вот,‏ собственно,‏ и все, чего‏ ждали в Москве‏ от заморской‏ торговли.‏ Правда, Грозный,‏ судя по‏ всему, смотрел на неё несколько‏ шире,‏ но‏ суть дела‏ от этого‏ не менялась:‏ Ливония‏ была для‏ него не окном в Европу,‏ а тучной‏ дойной‏ коровой. Ливонская война была вызвана не объективной потребностью,‏ а личной‏ прихотью‏ Грозного, который‏ направил агрессивность молодой формирующейся нации‏ в ту‏ сторону,‏ куда‏ влекли его‏ личные вкусы (другое‏ дело, что‏ в‏ случае успеха‏ войны Ливония со временем могла‏ бы стать‏ окном‏ в‏ Европу — даже помимо‏ воли царя,‏ в силу‏ одних‏ объективных‏ исторических процессов); начавшись‏ как государское дело,‏ она так‏ и‏ не стала‏ делом земским,‏ что во многом и обусловило‏ её‏ неудачный‏ исход.

Ливонский орден‏ был историческим‏ преемником своих‏ предшественников‏ — ордена‏ Меченосцев и Тевтонского ордена. В‏ середине XVI‏ века‏ он уже не представлял непосредственной военной опасности для‏ России. Однако‏ ливонские‏ рыцари осуществляли‏ намеренную культурно-экономическую блокаду Московского государства,‏ не допуская‏ проезда‏ через‏ свою территорию‏ различных мастеров и‏ инженеров, в‏ которых‏ нуждались при‏ московском дворе.

В 1539 году‏ епископ Дерптский‏ сослал‏ «неведомо‏ куды» пушечного мастера, который‏ хотел устроиться‏ на службу‏ в‏ Москву.‏ А десять лет‏ спустя ливонские власти‏ прямо и‏ недвусмысленно‏ показали своё‏ недружелюбие по‏ отношению к России в так‏ называемом‏ деле‏ Иоганна Шлитте.‏

Шлитте был‏ родом саксонец.‏ В‏ 1549 году‏ он предложил Ивану, готовившемуся тогда‏ воевать с‏ Казанью,‏ набрать в европейских странах мастеров, главным образом оружейников,‏ пушкарей и‏ сапёров.‏ Император Карл‏ V дозволил провести набор в‏ имперских землях,‏ так‏ как‏ тешил себя‏ надеждой на водворение‏ в России‏ католичества:‏ в императорской‏ грамоте было прямо сказано, что‏ Иван Грозный‏ склонен‏ принять‏ римскую веру, как и‏ дед его,‏ подразумевая обращение‏ Ивана‏ III‏ к посредничеству Ватикана‏ при заключении брака‏ с Софьей‏ Палеолог.‏ Видимо, Шлитте‏ несколько превысил‏ свои полномочия, ибо, помимо авансов‏ в‏ пользу‏ Католической церкви,‏ он обещал‏ императору от‏ имени‏ царя денежные‏ субсидии и военную помощь в‏ войне с‏ турками.‏

Венден — место собраний капитула Ливонского Ордена
Венден — место собраний капитула Ливонского Ордена

Деятельный саксонец‏ повёл в‏ Москву‏ целую колонну‏ 123 человека, желавших послужить щедрому‏ московскому государю:‏ строителей‏ церквей‏ и крепостей,‏ оружейных мастеров, литейщиков,‏ живописцев, ваятелей‏ и‏ даже четырёх‏ богословов, которые должны были просветить‏ царя и‏ его‏ бояр‏ в истинах католической веры.‏ Однако в‏ Любеке колонна‏ Шлитте‏ была‏ задержана по наущению‏ ливонских властей. Одновременно‏ ливонские города‏ обратились‏ к императору‏ Священной Римской‏ империи с разъяснением, как опасно‏ снабжать‏ Москву‏ учёными людьми.‏ Карл V‏ остался недоволен‏ действиями‏ ливонцев и‏ подтвердил право Шлитте ехать в‏ Московию, мотивировав‏ своё‏ решение тем, что государь московский нуждается в учёных‏ людях как‏ для‏ утверждения истинной‏ веры, так и для защиты‏ своего государства‏ от‏ неверных.‏ Но когда‏ Шлитте проезжал Ливонию,‏ рыцари вместе‏ с‏ советами городов‏ вновь задержали его, отправив императору‏ просьбу ликвидировать‏ данное‏ саксонцу‏ дозволение, ввиду опасности, исходящей‏ от царя‏ для всего‏ христианского‏ мира.‏ На этот раз‏ Карл внял просьбе‏ и велел‏ отослать‏ Шлитте и‏ его волонтёров‏ назад, а магистру ордена отправил‏ свой‏ указ:‏ «Сим повелеваем‏ твоему благочестию...‏ не пропускать‏ никого‏ едущего из‏ нашей священной империи в Москву».‏

«Лукавое намерение‏ москвитян‏ распалось во прах!» — ликовал по этому поводу‏ один ливонский‏ историк.

Неудача,‏ постигшая Шлитте,‏ привела Грозного в такую ярость,‏ что он‏ распорядился‏ продать‏ татарам и‏ туркам всех европейских‏ наёмников, взятых‏ в‏ плен в‏ предыдущих войнах Москвы с Польшей.‏

В дальнейшем‏ некий‏ пушечный‏ мастер Ганс все-таки попытался‏ на свой‏ страх и‏ риск‏ пробраться‏ в московские владения,‏ но его поймали‏ на границе‏ и‏ отрубили голову‏ как изменнику.‏

Подобное положение дел не могло‏ устроить‏ Ивана‏ Грозного, желавшего‏ наладить широкие‏ и равноправные‏ связи‏ России с‏ Западной Европой. В 1557 году‏ он объявил‏ Ливонскому‏ ордену войну.

С.В. Иванов. Смотр служилых людей. 1908 г.
С.В. Иванов. Смотр служилых людей. 1908 г.

Ливония‏ была беззащитна.‏ Ливонский‏ историк Руссов‏ описывает общество того времени изнеженным‏ и растленным‏ (правда,‏ надо‏ учитывать, что‏ это взгляд протестанта-пуританина,‏ для которого‏ даже‏ танцы и‏ прочие невинные увеселения суть дьявольские‏ игрища). Между‏ рыцарями‏ и‏ коренным населением, бессильным и‏ забитым, питавшим‏ неистребимую ненависть‏ к‏ чужеземцам-господам,‏ пролегала огромная пропасть.‏ На протяжении веков,‏ кажется, не‏ бывало‏ случая, чтобы‏ немец женился‏ на эстонке или латышке (имеются‏ в‏ виду‏ бюргеры, ибо‏ рыцари соблюдали‏ обет безбрачия,‏ по‏ крайней мере‏ формально). Благодаря господству ордена ливонское‏ общество строилось‏ на‏ военно-сословных, а не гражданских отношениях. Между тем сам‏ орден находился‏ в‏ состоянии глубокого‏ упадка. Религиозный энтузиазм меченосцев давно‏ угас. Вот‏ уже‏ больше‏ полутораста лет‏ не было и‏ речи о‏ проповеди‏ веры посредством‏ священного меча. Рыцари вынимали меч‏ из ножен‏ только‏ на‏ турнире или в пьяной‏ драке. Высшее‏ духовенство —‏ сплошь‏ уроженцы‏ Германии — имело‏ мало привязанности к‏ краю и‏ смотрело‏ на свои‏ должности как‏ на временную обязанность. И монашествующие‏ рыцари,‏ и‏ прелаты не‏ находили нужным‏ сохранять хотя‏ бы‏ видимость былого‏ благочестия и в открытую вели‏ вполне светскую‏ жизнь.‏ Тяготясь обетом безбрачия, они жили с любовницами, обрюхатив‏ которых выдавали‏ их‏ впоследствии за‏ какого-нибудь бедняка: мельница или кусок‏ земли были‏ ценой‏ сделки.‏ Богатые мещане‏ подражали дворянству; семейные‏ узы слабели.‏ Из-за‏ множества внебрачных‏ детей, которых любвеобильные папаши стремились‏ обеспечить по‏ мере‏ сил‏ или по степени любви‏ к их‏ матерям, терялась‏ разница‏ между‏ законно- и незаконнорождёнными,‏ вследствие чего возникала‏ невероятная путаница‏ при‏ наследовании имущества.

Одежда‏ женщин Ливонии.‏ 1521
Одежда‏ женщин Ливонии.‏ 1521

Если католицизм ещё кое-как скреплял‏ общество,‏ то‏ с проникновением‏ в Ливонию‏ Реформации оно‏ затрещало‏ по всем‏ швам. Католицизм всеми ощущался как‏ тяжёлая узда,‏ которую‏ необходимо как можно скорее сбросить: бюргеры принимали лютеранство,‏ чтобы не‏ платить‏ за церковные‏ обряды, монахи уходили из монастырей‏ в поисках‏ мирских‏ удовольствий.‏ Дворянство ещё‏ сохраняло верность Ри-,‏ но, занятое‏ только‏ собой, проявляло‏ мало интереса к тому, во‏ что верят‏ горожане.‏ Простой‏ народ, не искушённый в‏ тонкостях церковных‏ догматов, проявлял‏ полное‏ равнодушие‏ к вере, которая‏ накрепко связалась в‏ его памяти‏ с‏ национальным порабощением.‏ Как некогда‏ предки эстонцев и латышей —‏ эсты‏ и‏ ливы —‏ толпами бросались‏ в волны‏ Двины,‏ чтобы смыть‏ с себя крещение, так теперь‏ крестьяне покидали‏ костёл‏ и шли в протестантскую кирку, где с них‏ брали меньше‏ денег‏ и не‏ требовали соблюдения постов и других‏ церковных обрядов.

Протестантские‏ пасторы‏ в‏ нравственном отношении‏ мало чем отличались‏ от католических‏ патеров,‏ точно так‏ же содержали любовниц и шатались‏ от замка‏ к‏ замку,‏ где им устраивали пиры.‏ Впрочем, прихожане‏ и не‏ требовали‏ от‏ них безупречного поведения.‏ Если пастор не‏ уступал гулякам‏ в‏ умении пить,‏ то он‏ немедленно приобретал славу превосходного проповедника.‏ И‏ поскольку‏ пасторы предпочитали‏ этот вид‏ красноречия любому‏ другому,‏ находилось мало‏ желающих регулярно посещать церковь. Религиозность‏ выражалась главным‏ образом‏ в соблюдении христианских праздников, да и то своеобразным‏ способом: горожане‏ оставляли‏ свою работу,‏ ходили со двора во двор,‏ пьянствовали и‏ веселились;‏ вдобавок‏ к праздникам‏ бурно отмечали крестины‏ и свадьбы,‏ стараясь‏ перещеголять друг‏ друга в пышности семейных торжеств.‏ После Михайлова‏ дня,‏ в‏ который крестьяне вносили арендную‏ плату за‏ землю, и‏ до‏ самого‏ Рождества в замках‏ наступала череда свадеб‏ и пиров:‏ рыцари‏ испивали пиво‏ такими чашами,‏ в которых можно было «детей‏ крестить».‏ Тут‏ же дрались,‏ увечили и‏ убивали друг‏ друга,‏ — без‏ этого радость была не в‏ радость, пир‏ не‏ в пир. В городах шёл такой же разгул‏ — Рождество,‏ Крещение,‏ Пасху отмечали‏ шумным весельем. В ночь на‏ Иванов день‏ вся‏ Ливония‏ горела потешными‏ огнями, зимой на‏ святках праздновалась‏ ёлка.‏ Ливонские женщины‏ вообще приобрели славу весёлых и‏ доступных потаскух‏ (вспомним‏ хотя‏ бы Марту Скавронскую —‏ императрицу Екатерину‏ I, супругу‏ нашего‏ Петра).‏ Для волокит всего‏ света Ливония была‏ землёй обетованной.

Протестантизм,‏ обновивший‏ в других‏ странах силы‏ народов, в Ливонии, наоборот, способствовал‏ распространению‏ сибаритства‏ и эпикурейства‏ самого дурного‏ пошиба. Весёлая‏ и‏ роскошная жизнь‏ требовала денег, и бароны все‏ увеличивали и‏ увеличивали‏ поборы с крестьян. В то время как у‏ рыцарей и‏ горожан‏ рекой разливалось‏ пиво, бедная чухна в деревнях‏ питалась толокном,‏ а‏ в‏ неурожайные годы‏ крестьяне грызли древесную‏ кору и‏ собирали‏ в лесу‏ коренья.

Внешняя весёлость и хлебосольство ливонского‏ общества имели‏ обратной‏ стороной‏ зверскую жестокость. В XVIII–XIX‏ веках в‏ ливонских городах‏ и‏ замках‏ было обнаружено множество‏ скелетов людей, замурованных‏ заживо, —‏ эти‏ погребения относятся‏ главным образом‏ к XVI столетию. В 1774‏ году‏ в‏ Риге, в‏ церкви Святого‏ Иакова, внутри‏ церковной‏ стены нашли‏ сидячий скелет мужчины; подобный же‏ скелет был‏ найден‏ в 1775 году на острове Эзеле, в Аренсбургском‏ замке, —‏ на‏ маленьком столике‏ рядом с заключённым стоял сосуд‏ для питья‏ и‏ лежали‏ окаменевшие крошки‏ хлеба. В замках‏ Гансальском, Вейсеншейнском,‏ Асском‏ обнаружили скелеты‏ не только взрослых, но и‏ детей. Наконец,‏ в‏ Рижском‏ замке под землёй была‏ найдена целая‏ яма с‏ детскими‏ костями,‏ а под воротами‏ святого Иакова вскрыли‏ склеп, в‏ котором‏ оказался скелет‏ с тяжёлыми‏ цепями на руках и ногах.

Ливонский‏ орден,‏ спаянный‏ одними совместными‏ попойками и‏ построивший своё‏ благополучие‏ на жесточайшем‏ угнетении коренного населения, был обречён.‏ В этом‏ смысле‏ война с Московским государством стала для него историческим‏ возмездием.

Итак, царские‏ войска,‏ подкреплённые татарской‏ конницей, дотла разорили Ливонию и‏ захватили важнейшие‏ города‏ —‏ Нарву, Дерпт‏ и др. Решающее‏ сражение с‏ армией‏ ордена произошло‏ неподалёку от города Вейсенштейна, в‏ 1559 году.‏ Пятитысячная‏ московская‏ рать под предводительством двух‏ воевод —‏ князя Андрея‏ Курбского‏ и‏ Данилы Адашева —‏ под покровом ночи‏ внезапно ударила‏ на‏ лагерь магистра‏ Ливонского ордена‏ Готхарда фон Кетлера. Орденское войско‏ имело‏ значительное‏ численное превосходство,‏ однако серьёзного‏ сопротивления не‏ оказало.‏ После непродолжительной‏ схватки рыцари бросились врассыпную, ища‏ спасения в‏ бегстве.‏ Их гнали до глубокой реки, где и произошёл‏ окончательный разгром‏ орденского‏ войска. Под‏ тяжестью людей и лошадей единственный‏ мост через‏ реку‏ обрушился,‏ и рыцарям‏ пришлось выбирать между‏ смертью и‏ пленом.‏ Большинство выбрало‏ смерть — «до конца погибли»,‏ как пишет‏ князь‏ Курбский.‏ Когда блеснула заря, орденского‏ войска уже‏ не существовало:‏ вместе‏ с‏ магистром спаслись немногие.‏ А у русских‏ было убито‏ всего‏ 15 «боярских‏ детей» и‏ несколько десятков простых воинов.

Готхард фон‏ Кетлер
Готхард фон‏ Кетлер

Оглушительная‏ победа‏ русского войска‏ вызвала повсеместное‏ восстание местного‏ населения‏ против немцев.‏ «Угнетённый эстонец скорее покорится русскому,‏ чем немцу»,‏ —‏ с горечью писал один ливонский современник.

После этой победы‏ царь приказал‏ воеводам‏ идти на‏ столицу ордена — Феллин. Феллинский‏ замок являлся‏ одним‏ из‏ самых мощных‏ в Ливонии. Оборонял‏ его бывший‏ магистр‏ ордена Фирстенберг.

Около‏ города Эрмса ландмаршал Филипп Бель‏ и 11‏ комтуров‏ (предводителей‏ небольших отрядов) решили устроить‏ засаду на‏ русских. С‏ ними‏ было‏ всего 500 рыцарей,‏ но они думали,‏ что и‏ русских‏ немного. Нападение‏ произошло днём,‏ когда, по замечанию Курбского, рыцари‏ редко‏ бывали‏ трезвы. Немцы‏ атаковали лагерь‏ русских, но‏ тут‏ выяснилось, что‏ в засаду попались они сами,‏ ибо местные‏ жители‏ накануне предупредили Курбского и провели часть русского войска‏ через лес‏ в‏ тыл отряду‏ Беля. Мало кто ушёл из‏ кольца: русские‏ взяли‏ живыми‏ самого ландмаршала,‏ всех 11 комтуров‏ и 120‏ рыцарей.

Ливонская‏ война. Боевые‏ действия (1557-1582)
Ливонская‏ война. Боевые‏ действия (1557-1582)

В начале августа 1560‏ года московское‏ войско‏ осадило‏ Феллин. Возведя валы и‏ укрепив на‏ них пушки,‏ русские‏ три‏ недели палили по‏ городу. Фирстенберг не‏ сдавался, так‏ как‏ получил известие,‏ что литовцы‏ наконец оказали помощь Ливонии —‏ гетман‏ Ходкевич‏ и новый‏ орденский ландмаршал‏ идут выручать‏ Феллин.‏ Навстречу им‏ воеводы отрядили Курбского, который блестяще‏ исполнил дело:‏ разбил‏ нового ландмаршала под Вольмаром, рассеял войско гетмана и‏ с победой‏ возвратился‏ под Феллин.

21 августа‏ русские пушкари удачными выстрелами произвели‏ в городе‏ пожар.‏ Фирстенберг‏ выразил готовность‏ сдать Феллин, если‏ ему будет‏ позволено‏ выйти из‏ города. Однако воеводы, видя безвыходность‏ его положения,‏ за‏ явили:‏ «Войско и жителей всех‏ выпустим вместе‏ с их‏ добром,‏ а‏ тебя не выпустим.‏ Обещаем тебе только‏ милость от‏ государя».

Руины‏ замка Феллин
Руины‏ замка Феллин

Фирстенберг‏ вынужден был‏ ценой своей свободы предотвратить дальнейшее‏ кровопролитие.‏ Городские‏ ворота открылись,‏ и русские‏ бросились тушить‏ пожар.‏ Курбский пишет,‏ что когда воеводы вошли в‏ город и‏ увидели‏ тройную каменную стену, глубокие, выведенные гладкими камнями рвы,‏ толстые свинцовые‏ кровли‏ на церквях‏ и домах, когда они сняли‏ со стен‏ 18‏ больших‏ пушек и‏ 450 малых орудий‏ и обнаружили‏ изобилие‏ припасов в‏ подвалах и погребах, то безмерно‏ удивлялись, как‏ это‏ немцы,‏ имея такие силы и‏ запасы, надумали‏ сдаваться.

Печать Русского‏ наместника‏ Ливонии,‏ 1564 г.
Печать Русского‏ наместника‏ Ливонии,‏ 1564 г.

Дни Ливонского‏ ордена были сочтены.‏ Осенью 1561‏ года‏ собрание рыцарей‏ официально заявило,‏ что считает невозможным дальнейшее существование‏ ордена.‏ Но‏ побитые русскими‏ ливонцы готовы‏ были покориться‏ любому‏ европейскому государю,‏ только не московскому царю. Поэтому‏ 5 марта‏ 1562‏ года, на собрании всех командоров ордена, магистр Кетлер,‏ сняв с‏ себя‏ рыцарский крест‏ и мантию, передал орденскую печать‏ польскому послу,‏ признав‏ тем‏ самым вассальную‏ зависимость от Польши.‏ Впоследствии часть‏ ливонских‏ земель отошла‏ к Швеции.

С исторической точки зрения‏ ирония судьбы‏ состояла‏ в‏ том, что орден пал‏ под ударами‏ славян и‏ подчинился‏ славянам,‏ то есть тем‏ самым презираемым «язычникам»‏ и «еретикам»,‏ для‏ борьбы против‏ которых он‏ и был некогда создан.

Трудность борьбы‏ за‏ Ливонию‏ для Московского‏ государства состояла‏ в том,‏ что‏ здесь его‏ агрессивность сталкивалась с агрессивностью двух‏ других государств:‏ убывающей‏ — Речи Посполитой и нарастающей — Швеции. И‏ с момента‏ ликвидации‏ Ливонского ордена‏ война превратилась в столкновение двух‏ мощнейших держав‏ Восточной‏ Европы:‏ Московского государства‏ и Речи Посполитой,‏ которую поддержали‏ ряд‏ других государств.‏ Этому противоборству было суждено затянуться‏ на 20‏ лет.

Мы‏ рассмотрим‏ только ключевые этапы этой‏ затяжной войны.

Иван‏ Грозный был‏ довольно‏ удачливым‏ полководцем. Военные походы,‏ которые он возглавлял‏ лично, как‏ правило,‏ оканчивались громким‏ успехом. К‏ числу наиболее знаменательных побед царского‏ оружия‏ принадлежит‏ и взятие‏ Полоцка.

Полоцк. Гравюра‏ ХVI в.
Полоцк. Гравюра‏ ХVI в.

В‏ 1562‏ году истекал‏ срок перемирия между Россией и‏ Речью Посполитой.‏ Польский‏ король Сигизмунд соглашался заключить вечный мир только при‏ условии передачи‏ Польше‏ Новгорода, Пскова,‏ Северской земли и Смоленска. В‏ подкрепление этих‏ требований‏ войска‏ литовского гетмана‏ Радзивилла вторглись в‏ русскую Ливонию‏ и‏ осадили город‏ Тарваст. Осада длилась пять недель;‏ все это‏ время‏ московские‏ воеводы не шевельнули пальцем,‏ чтобы помочь‏ гарнизону, ибо‏ были‏ заняты‏ более важным делом‏ — местническими спорами.‏ Тарваст и‏ несколько‏ других крепостей‏ были взяты‏ литовцами, но затем князья Василий‏ Глинский‏ и‏ Петр Серебряный‏ разбили отряд‏ Радзивилла около‏ Пернау.‏ Одновременно казаки‏ перехватили грамоту Сигизмунда к крымскому‏ хану, в‏ которой‏ король звал татар воевать московские земли.

Польский король‏ Сигизмунд II‏ Август‏    
Польский король‏ Сигизмунд II‏ Август‏    

Иван призвал‏ Сигизмунда не возноситься и вспомнить,‏ что и‏ Литва‏ есть‏ древняя отчина‏ московских государей, платившая‏ дань сыновьям‏ Владимира‏ Мономаха! Но‏ польские послы, приезда которых требовал‏ царь, так‏ не‏ появились.‏ Тогда в Москве решили‏ начать войну‏ и, чтобы‏ обезопасить‏ русские‏ владения в Ливонии,‏ нанести удар Литве.‏

В декабре‏ 1562‏ года московское‏ войско сосредоточилось‏ на литовской границе, в Великих‏ Луках.‏ Целью‏ похода был‏ Полоцк  —сильнейшая‏ пограничная крепость,‏ закрывавшая‏ дорогу на‏ Вильну, столицу Литовского великого княжества.‏

Знамя русских‏ войск‏ во время Полоцкого похода 1563 года. Прорись с‏ оригинала, хранящегося‏ в‏ Оружейной палате
Знамя русских‏ войск‏ во время Полоцкого похода 1563 года. Прорись с‏ оригинала, хранящегося‏ в‏ Оружейной палате

Царь‏ лично возглавил московскую рать. Силы‏ собрались огромные:‏ современники‏ пишут‏ о 300‏ 000 воинов. Это,‏ конечно, преувеличение,‏ но‏ цифру в‏ 60 000 или 80 000‏ человек можно‏ считать‏ вполне‏ вероятной. Собственно русских людей‏ в этом‏ войске вряд‏ ли‏ могло‏ быть больше 60‏ 000, так как‏ ещё примерно‏ такое‏ же количество‏ ратников нужно‏ было постоянно держать на границе‏ с‏ Диким‏ полем. Однако‏ на этот‏ раз Иван‏ вёл‏ с собой‏ всех своих татарских родственников и‏ вассалов с‏ их‏ ордами.

В начале января все это огромное войско потянулось‏ к Полоцку;‏ в‏ обозе везли‏ 200 пушек. Из-за плохих дорог‏ «путное шествие»‏ было‏ «трудным‏ и тихим»‏ — за две‏ недели удалось‏ преодолеть‏ всего полтораста‏ верст. Полки и телеги не‏ умещались на‏ узкой‏ Полоцкой‏ дороге, застревали в лесах‏ и среди‏ болот; под‏ конец‏ пехота,‏ конница, обозы —‏ все перемешалось, движение‏ застопорилось. Царь‏ с‏ воеводами разъезжал‏ туда-сюда и‏ «разбирал» людей по полкам. Наведению‏ порядка‏ особенно‏ порадел расторопный‏ обозный воевода‏ князь Афанасий‏ Иванович‏ Вяземский, который‏ с этих пор вошёл в‏ особую милость‏ при‏ государе.

Как ни медленно двигалась московская рать, все‏ же ее‏ вступление‏ в Литву‏ оказалось полной неожиданностью для Сигизмунда;‏ король не‏ поверил‏ первому‏ известию о‏ вторжении. Никакой помощи‏ Полоцку оказано‏ не‏ было. Литовский‏ гетман Радзивилл с незначительными силами‏ остановился неподалёку‏ от‏ города,‏ но вступить в бой‏ с царским‏ войском не‏ решился.‏ Полоцкий‏ комендант Довойна был‏ вынужден обороняться, имея‏ под началом‏ всего‏ 2000 воинов‏ и 20‏ орудий.

Осада Полоцка. 1569 год
Осада Полоцка. 1569 год

Довойна‏ сразу‏ совершил‏ важную ошибку.‏ Заметив, вероятно,‏ в посадском‏ населении‏ Полоцка сочувствие‏ к москвичам (большинство полочан было‏ русскими), он‏ велел‏ зажечь посад и не пускать в город посадских‏ людей. Погорельцы‏ побежали‏ в русский‏ лагерь и указали воеводам запасы‏ хлеба, укрытого‏ под‏ городом‏ в глубоких‏ ямах. Завладев спрятанными‏ припасами, русские‏ в‏ конце января‏ приступили к осаде. В первых‏ числах февраля‏ 200‏ русских‏ орудий открыли канонаду; некоторые‏ тяжёлые стенобитные‏ пушки стреляли‏ двадцатипудовыми‏ ядрами.‏ Разрушение городских укреплений‏ вынудило гарнизон отойти‏ в Верхний‏ замок;‏ вылазка осаждённых‏ закончилась неудачей.‏ С 11 февраля огонь стенобитных‏ русских‏ батарей‏ сосредоточился на‏ главной крепостной‏ башне под‏ названием‏ «Тёмные ворота»;‏ лёгкие пушки били по всему‏ городу с‏ целью‏ произвести пожар. Бомбардировка продолжалась двое суток, днём и‏ ночью, «без‏ опочиванья».‏ На рассвете‏ 15 февраля полоцкий замок загорелся‏ во многих‏ местах.‏ Довойна‏ с благословения‏ епископа Полоцкого Гарабурды‏ объявил царю,‏ что‏ сдаёт город.‏ Польская часть гарнизона сопротивлялась ещё‏ некоторое время‏ и‏ выговорила‏ себе право выйти из‏ города с‏ оружием и‏ войсковым‏ имуществом.‏ В тот же‏ день Полоцк был‏ занят русскими‏ войсками.

‏ Русские пушки‏ .XVI в.
‏ Русские пушки‏ .XVI в.

Три‏ дня спустя Иван вступил в‏ покорённый‏ город.‏ На побеждённых‏ посыпались милости‏ и опалы.‏ Пятьсот‏ гарнизонных поляков,‏ с жёнами и детьми, были‏ не только‏ отпущены‏ согласно обещанию, но и щедро награждены за храбрость‏ собольими шубами.‏ Совсем‏ другая участь‏ ждала литовское население Полоцка. Довойна‏ и Гарабурда‏ лишились‏ всего‏ имущества и‏ вместе с другими‏ литовцами-католиками были‏ уведены‏ пленными в‏ Россию; татары по приказу царя‏ изрубили саблями‏ монахов-бернардинцев;‏ католические‏ монастыри были разрушены. По-видимому,‏ поляки в‏ глазах Ивана‏ были‏ всего‏ лишь врагами, честно‏ служившими своему государю,‏ в то‏ время‏ как литовцы,‏ подобно ливонцам,‏ стали изменниками, поднявшими руку на‏ своего‏ вотчинника.

Ещё‏ более жестокая‏ расправа была‏ совершена над‏ еврейской‏ общиной Полоцка:‏ царь велел всех «людей жидовских»‏ с их‏ семьями‏ утопить в реке. Иван не был, так сказать,‏ природным юдофобом.‏ Долгое‏ время при‏ нем еврейские купцы имели свободный‏ въезд в‏ пределы‏ Московского‏ государства. По‏ свидетельству одного современника‏ (итальянца Тедальди),‏ предубеждение‏ царя против‏ евреев возникло после того, как‏ у каких-то‏ еврейских‏ торговцев‏ среди прочих товаров была‏ обнаружена мумия.‏ Надо сказать,‏ что‏ в‏ то время обычай‏ мумифицирования был весьма‏ распространён в‏ Европе,‏ мумиями даже‏ торговали —‏ многие богатые люди приобретали их‏ в‏ коллекционных‏ целях, как‏ другие редкие‏ вещи. Но‏ Ивану‏ дело было‏ представлено таким образом, что евреи‏ приготавливают из‏ мумии‏ «отравные зелья» и вообще отводят людей от христианства.‏ С тех‏ пор‏ царь запретил‏ евреям торговать в России. Подобные‏ обвинения были‏ весьма‏ характерны‏ для той‏ эпохи. Между тем,‏ как явствует‏ из‏ рассказа Тедальди,‏ подлинной причиной Московского процесса против‏ евреев была‏ конкуренция‏ польских‏ и еврейских торговцев пряностями:‏ все дело‏ было сфабриковано‏ неким‏ польским‏ купцом.

В Польше‏ и Литве поначалу‏ отказывались верить‏ сообщениям‏ о столь‏ бедственной участи‏ Полоцка. Иван же в своих‏ поступках‏ видел‏ только справедливое‏ возмездие. С‏ удовольствием величаясь‏ «великим‏ князем Полоцким»,‏ он писал митрополиту Макарию, что‏ «ныне исполнилось‏ пророчество‏ дивного Петра митрополита, сказавшего, что Москва вознесёт руки‏ свои на‏ плечи‏ врагов её!».‏

После полоцкой победы Иван окончательно‏ усвоил в‏ дипломатической‏ переписке‏ тон вселенского‏ царя православия. Шведскому‏ королю Эрику‏ XIV,‏ обнаружившему тогда‏ первые признаки сумасшествия, царь послал‏ письмо, содержащее‏ «многие‏ бранные‏ и подсмеятельные слова на‏ укоризну его‏ безумию»; кроме‏ того,‏ Иван‏ не преминул подчеркнуть,‏ что «мужицкий» трон‏ Ваза отстоит‏ от‏ благородного престола‏ Рюриковичей так‏ же далеко, «яко же небо‏ от‏ земли».‏ Подобное же‏ «грубое, нескладное,‏ излишнее писание»‏ было‏ отправлено датскому‏ королю. Что касается Сигизмунда, с‏ некоторым сомнением‏ спросившего‏ царя, примет ли он его послов, то Иван‏ насмешливо обронил,‏ что‏ посла ни‏ секут, ни рубят, и согласился‏ начать мирные‏ переговоры.‏ Было‏ достигнуто решение‏ о шестимесячном перемирии.

Седло‏ Ивана Грозного
Седло‏ Ивана Грозного

К‏ сожалению,‏ удержать город‏ в русских руках не удалось.‏ Спустя 17‏ лет‏ Полоцк‏ вновь был захвачен поляками.‏ Русским городом‏ он сделался‏ лишь‏ во‏ времена Екатерины II.‏ При ней же‏ польско-литовские евреи‏ впервые‏ стали подданными‏ Российской короны.

Нарвский‏ флот

На вопрос, кто первый завёл‏ в‏ России‏ военный флот,‏ каждый россиянин,‏ разумеется, назовёт‏ имя‏ Петра I.‏ И это, в общем, правильно.‏ Однако неплохо‏ ещё‏ и помнить, что первую в истории России морскую‏ войну провёл‏ не‏ славный шкипер‏ Питер, а Иван Грозный, хотя‏ и чужими‏ руками.

Мысль‏ о‏ том, чтобы‏ перенести военные действия‏ на море,‏ созрела‏ у грозного‏ царя во время Ливонской войны,‏ в которой‏ противниками‏ России‏ выступили не только сухопутная‏ Польша, но‏ также и‏ две‏ морские‏ державы — Швеция‏ и Дания. И‏ в 1569‏ году‏ у России‏ появился нарвский‏ флот. Во главе его стоял‏ датчанин‏ Карстен‏ Роде, капитанами‏ и штурманами‏ были русские‏ и‏ иноземные моряки,‏ команды набирались смешанные. Русские мастеровые‏ оборудовали в‏ Нарве‏ пристани, расширили гавань и наладили кораблестроение. Русские торговые‏ суда, пройдя‏ через‏ Зундский пролив,‏ появлялись в Любеке, Копенгагене, Лондоне,‏ в то‏ время‏ как‏ Роде с‏ эскадрой из нескольких‏ кораблей вёл‏ на‏ Балтике каперную‏ войну с Данией и Швецией.‏ Царская казна‏ получала‏ с‏ захваченных им судов самую‏ большую пушку‏ и лучшую‏ часть‏ добычи.‏ Это не считалось‏ зазорным — точно‏ так же‏ тогда‏ поступала и‏ Елизавета Английская,‏ и многие другие европейские государи.

Нарва‏ и‏ Иван-город
Нарва‏ и‏ Иван-город

Имперский‏ посол граф‏ Кобенцель отмечал‏ в своих‏ записках,‏ что московский‏ царь «намеревался сделать соляные склады,‏ из коих‏ снабжать‏ солью за дешёвую цену Ливонию, Курляндию, Пруссию, Швецию‏ и другие‏ прилегающие‏ земли». На‏ замечание Кобенцеля, что это может‏ вызвать неудовольствие‏ Испании‏ и‏ Франции, державших‏ в своих руках‏ торговлю солью‏ в‏ Европе, Грозный‏ отвечал, что это его не‏ волнует, так‏ как‏ он‏ торгует своей солью, а‏ не чужой.

Роде‏ вёл на‏ Балтике‏ пиратскую‏ войну, ганзейские, польские и шведские суда.‏ К‏ сожалению, нарвская‏ навигация продолжалась‏ недолго. Морские успехи русского флота‏ взволновали‏ Европу,‏ так как,‏ по словам‏ одного иностранного‏ дипломата,‏ «никогда раньше‏ не было слышно о московитах‏ на море».‏ Вскоре‏ датчане сумели захватить Карстена Роде. В‏ следующий раз русские корабли на‏ Балтике появились‏ лишь‏ 130‏ лет спустя,‏ зато теперь —‏ уже навсегда.

Нарва‏ в‏ XVII веке
Нарва‏ в‏ XVII веке

Но,‏ несмотря на потерю флота, Иван‏ Грозный сумел‏ продолжить‏ морскую‏ войну путём привлечения к‏ ней… Англии.‏ Английские купцы‏ были‏ чрезвычайно‏ заинтересованы в российском‏ рынке. Ведь Англия‏ готовилась вступить‏ в‏ морскую схватку‏ с Непобедимой‏ Армадой Испании. А для победы‏ потребны‏ были‏ московский лес‏ и пенька.

И‏ вот в‏ Лондон‏ отправился царский‏ посол Андрей Григорьевич Савин с‏ предложением о‏ военном‏ союзе взамен на различные привилегии для английской торговли.‏ Королева Елизавета‏ I‏ с большим‏ вниманием отнеслась к царским словам.‏ Савин был‏ принят‏ в‏ Лондоне с‏ необыкновенной честью; он‏ диктовал условия,‏ которые‏ безоговорочно принимались.‏ Когда московский посол заметил, что‏ негоже писать‏ договор‏ на‏ языке одной страны —‏ английском, —‏ так как‏ в‏ России‏ это не принято‏ со времён подписания‏ князем Олегом‏ знаменитой‏ грамоты в‏ Царьграде, второй‏ экземпляр договора — на русском‏ языке‏ —‏ был изготовлен‏ незамедлительно. Королева‏ приняла и‏ требование‏ Савина впредь‏ писать грамоты к царю на‏ русском языке‏ (причем‏ именуя царя «самым великим и могущественным князем, нашим‏ дорогим братом,‏ Великим‏ лордом, императором‏ и великим князем», сама она‏ довольствовалась званием‏ «любезной‏ сестры»).‏ Вообще Савин‏ зарекомендовал себя отличным‏ дипломатом. Дэвид‏ Юм‏ в своей‏ «Истории Англии» заметил, что в‏ письме Ивана‏ Грозного‏ и‏ действиях его посла он‏ обнаружил больше‏ такта и‏ политического‏ смысла,‏ чем в документах‏ и действиях министров‏ Елизаветы.

Елизавета I
Елизавета I

Вслед‏ за‏ отъездом Савина‏ берега Англии‏ покинула военная эскадра, которая произвела‏ бомбардировку‏ польского‏ Данцига, между‏ тем как‏ английский десант‏ ограбил‏ и поджёг‏ склады польских товаров под городом.‏ Напрасно польский‏ король‏ Сигизмунд II просил Елизавету прекратить торговлю «с врагом‏ всякой свободы»,‏ напрасно‏ он убеждал‏ её, что царь «ежедневно умножает‏ силы свои‏ от‏ выгод‏ торговли и‏ сообщения с образованными‏ странами европейскими».‏ «Мы,‏ — взывал‏ король к европейской совести Елизаветы,‏ — надеялись‏ единственно‏ на‏ своё превосходство в искусствах‏ и знаниях,‏ но скоро‏ он‏ (царь.‏ — С. Ц.)‏ всё узнает... и‏ в безумной‏ гордости‏ устремится на‏ христианство... Дозволить‏ плавание в Московию воспрещают нам‏ важнейшие‏ причины,‏ не только‏ наши частные,‏ но всего‏ христианского‏ мира и‏ религии. От общения неприятель просвещается,‏ и что‏ ещё‏ важнее, снабжается оружием... Всего же важнее, как мы‏ полагаем, снабжается‏ самими‏ мастерами... Он‏ снабжается сведениями о наших даже‏ сокровеннейших намерениях,‏ чтобы‏ потом‏ воспользоваться ими,‏ чего не дай‏ Бог, на‏ погибель‏ всем нам».

Однако‏ Елизавету больше беспокоила приближавшаяся решительная‏ морская схватка‏ с‏ Испанией,‏ а для победного исхода‏ этой схватки‏ были необходимы‏ московский‏ лес‏ и пенька. И‏ на Балтику продолжали‏ идти английские‏ военные‏ эскадры с‏ приказом топить‏ «суда врагов России». Елизавета помогала,‏ чем‏ могла,‏ «дорогому брату»...

Россия‏ в свою‏ очередь исправно‏ поставляла‏ в Англию‏ необходимые ей товары. Несколько лет‏ спустя победитель‏ Непобедимой‏ Армады адмирал Френсис Дрейк специально просил английского посла‏ в Москве‏ благодарить‏ русского царя‏ за отличную оснастку своих кораблей,‏ позволившую отстоять‏ независимость‏ Англии.

Ливонская‏ война положила‏ начало западной идеологии‏ русофобии. После‏ присоединения‏ к Москве‏ Казани и Астрахани идеологи русофобии‏ уже отдавали‏ себе‏ отчёт‏ в евразийском характере возникающей‏ Российской империи.‏ Со второй‏ половины‏ XVI‏ в. для Европы‏ русские — иные.

Но‏ для утверждения‏ русофобии‏ в европейской‏ культуре требовалось‏ масштабное событие, а именно прямое‏ и‏ продолжительное‏ военное столкновение.‏ Таковой стала‏ 25-летняя Ливонская‏ война‏ – фактически,‏ первое столь масштабное противоборство России‏ и Запада.‏ Война‏ с Ливонией и Великим княжеством Литовским переросла в‏ войну с‏ Польшей,‏ Швецией и‏ Данией, однако именно польская шляхта‏ сыграла главную‏ роль‏ в‏ её информационном‏ обеспечении и идеологическом‏ обосновании на‏ Западе.

На‏ Западе было‏ объявлено, что цель России в‏ Ливонской войне‏ —‏ «окончательное‏ разрушение и опустошение всего‏ христианского мира».‏ Был выдвинут‏ лозунг‏ «Священной‏ войны» Европы против‏ России. Тогда же‏ была создана‏ развитая‏ технология психологической‏ войны. Было‏ широко использовано книгопечатание и изобретён‏ жанр‏ «летучих‏ листков» (листовок).

Для‏ создания в‏ листках черного‏ образа‏ русских были‏ применены все художественные средства описания‏ зла в‏ понимании‏ той эпохи.

Прямо или косвенно русских представляли через образы‏ Ветхого Завета.‏ Спасение‏ Ливонии сравнивалось‏ с избавлением Израиля от фараона.‏ Утверждалось, что‏ русские‏ —‏ это и‏ есть легендарный библейский‏ народ мосох,‏ с‏ нашествием которого‏ связывались предсказания о конце света.

Другая‏ тема —‏ «азиатская»‏ природа‏ русских. При изображении зверств‏ московитов использовались‏ те же‏ эпитеты‏ и‏ метафоры, что и‏ при описании турок,‏ их и‏ рисовали‏ одинаково.

Особо надо‏ сказать о‏ чёрном мифе об Иване Грозном,‏ который‏ создавался‏ с XVI‏ века. Его‏ устойчиво определяли‏ как‏ тирана, жестоким‏ и беспощадным мучителем, так что‏ слово «тиран»‏ стало‏ нарицательным для определения всех правителей России в принципе.‏ Масштаб этого‏ мифа‏ и его‏ идеологического применения таковы, что он‏ с XVI‏ века‏ по‏ наши дни‏ составляет нерв русской‏ истории —‏ Россией‏ всегда правили‏ тираны. Его главные черты: многократное‏ преувеличение жертв‏ и‏ красочное‏ описание личной жестокости и‏ зверств.

Карикатура на‏ Ивана Грозного
Карикатура на‏ Ивана Грозного

Изложение‏ «мифа‏ Грозного»‏ часто завершалось планами‏ военной интервенции в‏ Московию. Первым‏ «окончательное‏ решение русского‏ вопроса» предложил‏ бывший опричник Генрих Штаден. Представляя‏ императору‏ «План‏ обращения Московии‏ в имперскую‏ провинцию», он‏ концентрировал‏ внимание на‏ «жестокой и ужасной тирании великого‏ князя», предполагая,‏ что‏ присоединение «к величайшей и высочайшей славе и богатству,‏ а всему‏ христианству,‏ главой которого‏ являетесь вы, ваше римско-кесарское величество,‏ пошло… в‏ пользу‏ и‏ назидание». Результат‏ же «цивилизаторской миссии»‏ Штаден определял‏ так:‏ «Монастыри и‏ церкви должны быть закрыты. Города‏ и деревни‏ должны‏ стать‏ свободной добычей воинских людей».

Тяжёлая‏ Ливонская война,‏ растянувшаяся на‏ четверть‏ века,‏ завершилась героической обороной‏ Пскова от поляков.

В‏ 1576 году‏ на‏ польский престол‏ был избран‏ венгр Стефан Баторий, один из‏ лучших‏ полководцев‏ своего времени.‏ Он поклялся‏ отобрать Ливонию‏ у‏ московского царя‏ и присоединить к Польше. Но‏ воевать в‏ Ливонии‏ он не хотел — по его мнению, это‏ означало пустую‏ трату‏ времени и‏ сил. Его целью были Псков‏ и Смоленск.

Во‏ исполнение‏ своего‏ обещания в‏ 1581 году Баторий‏ двинул на‏ Россию‏ 47-тысячную армию,‏ состоявшую из отборных европейских наёмников.‏ В этом‏ он‏ превзошёл‏ самого Наполеона: если французский‏ император привёл‏ в Россию‏ армию‏ «двунадесяти‏ языков» (то есть‏ 12-ти народов), то‏ армия Батория,‏ по‏ словам летописца,‏ состояла из‏ «четырнадцати орд» — поляков, литовцев,‏ венгров,‏ немцев,‏ датчан, шотландцев,‏ итальянцев, французов‏ и прочих.‏ Вся‏ эта силища‏ двинулась на Псков, потому что‏ Баторий придерживался‏ принципа:‏ бери, что ближе.

Польские гайдуки, 1578 г.
Польские гайдуки, 1578 г.

Псков представлял собой‏ чрезвычайно мощную‏ крепость.‏ В то‏ время он превосходил по площади‏ и населению‏ даже‏ Москву,‏ которую английские‏ путешественники находили крупнее‏ Лондона: в‏ Пскове‏ насчитывалось 7000‏ дворов против 6000 московских —‏ и это‏ без‏ посада.‏ В городе находилось 300‏ церквей и‏ 150 монастырей.‏ Поляки‏ были‏ поражены размерами и‏ красотой Пскова. Королевский‏ секретарь Пиотровский‏ восторженно‏ восклицал: «Можно‏ подумать, что‏ это второй Париж!»

В XVI веке‏ стены‏ Пскова‏ были уже‏ каменными и‏ выглядели весьма‏ внушительно:‏ они достигали‏ 4-5 метров в толщину и‏ 6-6,5 метров‏ в‏ высоту; наружная стена протянулась в длину на девять‏ с половиной‏ верст.‏ Из 37‏ двадцатиметровых городских башен особую роль‏ играли две:‏ Покровская‏ и‏ Свиная (Свинузская)‏ — обе имели‏ пять-шесть ярусов‏ и‏ были покрыты‏ деревянными крышами; деревянные навесы прикрывали‏ и амбразуры‏ в‏ стенах.‏ ­­­

Псков XVI в. на‏ иконе Покрова‏ Пресвятой Богородицы,‏ 1585‏ г.
Псков XVI в. на‏ иконе Покрова‏ Пресвятой Богородицы,‏ 1585‏ г.

Псковский‏ гарнизон был невелик‏ ­­­­­­­­­­­­­­­­─ всего около‏ пяти с‏ половиной‏ тысяч стрельцов‏ и казаков‏ под началом князя Ивана Васильевича‏ Шуйского.‏ Однако‏ все 30-тысячное‏ население Пскова,‏ не исключая‏ и‏ женщин, приняло‏ участие в обороне города. Ратники‏ и жители‏ постановили‏ защищаться до последней крайности и дали друг другу‏ клятву: «Братия‏ мужи‏ псковичи, не‏ посрамим отцов своих и дедов,‏ потягнем за‏ Святую‏ Троицу,‏ и за‏ святые церкви, и‏ за своё‏ отечество».‏ Этой клятве‏ они остались верны до конца.

План‏ осады Пскова‏ войсками‏ Стефана‏ Батория 1581-1582 гг.
План‏ осады Пскова‏ войсками‏ Стефана‏ Батория 1581-1582 гг.

Поляки подвергли‏ город артиллерийскому‏ обстрелу и‏ даже‏ сделали‏ пролом в стене,‏ но все их‏ приступы один‏ за‏ другим заканчивались‏ неудачей. Во‏ время одного штурма поляки захватили‏ Свиную‏ башню,‏ которую псковичи‏ нашпиговали порохом‏ и взорвали‏ вместе‏ с пятью‏ тысячами нападавших. Поляки, в свою‏ очередь, пробовали‏ устранить‏ высшее военное руководство Пскова при помощи террористических методов.‏ Однажды польский‏ перебежчик‏ вручил князю‏ Шуйскому ящик, в котором оказалась‏ заложена бомба.‏ Посылка‏ была‏ вскрыта на‏ военном совете. Взрыв‏ унёс жизни‏ нескольких‏ русских воевод,‏ но сам Шуйский каким-то чудом‏ остался цел‏ и‏ невредим.

Дабы‏ облегчить доставку в лагерь‏ продовольствия, Баторий‏ решил перед‏ отъездом‏ овладеть‏ Печорским монастырём, чей‏ гарнизон сильно мешал‏ польским фуражирам:‏ 200‏ стрельцов под‏ началом головы‏ Юрия Нечаева и набившийся в‏ обитель‏ простой‏ люд истребляли‏ фуражные отряды‏ численностью до‏ 300‏ человек.

Псково-Печерский монастырь:‏ Тайловская башня. Строительство стен и‏ башен закончилось‏ к‏ 1565 г.
Псково-Печерский монастырь:‏ Тайловская башня. Строительство стен и‏ башен закончилось‏ к‏ 1565 г.

Монастырь был хорошо укреплён каменными стенами с‏ башнями. 28‏ октября‏ сюда прибыл‏ авангард королевской армии, состоявший из‏ немецких наёмников‏ и‏ польских‏ всадников, под‏ началом Георгия Фаренсбаха.‏ Ему удалось‏ отразить‏ вылазку осаждённых,‏ положив на месте около 80‏ стрельцов. Вскоре‏ на‏ помощь‏ Фаренсбаху подошла пехота с‏ тремя орудиями.‏ От канонады‏ монастырские‏ стены‏ в некоторых местах‏ обрушились, однако приступ‏ закончился неудачей.‏ Стрельцы,‏ священники, иноки‏ и крестьяне,‏ подняв над головой образ Богородицы,‏ грудью‏ отбили‏ немецкую пехоту,‏ причем в‏ плен к‏ русским‏ попал племянник‏ курляндского герцога Кетлера (бывшего орденского‏ магистра), который‏ во‏ время штурма упал за монастырскую стену.

Польский гусар, конец‏ XVI
Польский гусар, конец‏ XVI

Баторий‏ прислал‏ в подкрепление‏ Фаренсбаху венгров с семью пушками.‏ Спустя два‏ дня‏ артиллерия‏ осаждавших сделала‏ в стенах новую‏ брешь, но‏ второй‏ приступ окончился‏ так же неудачно, как и‏ первый. Псковская‏ «Повесть»‏ приписывает‏ успех обороны вмешательству небесных‏ сил. В‏ военном отношении‏ оборону‏ Печорского‏ монастыря действительно можно‏ признать чудом.

Так и‏ не решив‏ продовольственный‏ вопрос, Баторий‏ 1 декабря‏ уехал из лагеря. Вслед за‏ ним,‏ в‏ одиночку и‏ целыми отрядами,‏ потянулись дезертиры.

Однако‏ трудности‏ в польском‏ лагере возрастали с каждым днем.‏ 20 декабря‏ морозы‏ достигли такой силы, что караульные падали замертво с‏ лошадей. Почти‏ треть‏ польской армии‏ страдала от простуды и лихорадки;‏ заболевшие большей‏ частью‏ уже‏ не выздоравливали.‏ В эскадронах оставалось‏ едва ли‏ по‏ 40 лошадей.

Вид‏ Пскова XVI века во время‏ осады города‏ войсками‏ Стефана‏ Батория
Вид‏ Пскова XVI века во время‏ осады города‏ войсками‏ Стефана‏ Батория

Платить солдатам было нечем‏ — «разве‏ лишь венгерскими‏ усами»,‏ —‏ как издевательски писал‏ Грозный в своей‏ грамоте к‏ псковичам,‏ в которой‏ призывал их‏ держаться. И они держались. Жители‏ города‏ наравне‏ с воинами‏ проявляли невиданное‏ мужество. Очевидец‏ с‏ польской стороны‏ свидетельствует, что «даже женщины часто‏ выполняют обязанности‏ солдат:‏ приносят воду, заливают начавшийся пожар, бросают со стен‏ собранные в‏ кучу‏ камни или‏ скатывают бревна... В конце концов‏ никто не‏ щадит‏ ни‏ сил, ни‏ жизни».

А в Литву‏ в это‏ время‏ вторглось московское‏ войско под предводительством князей Михаила‏ Катыревского и‏ Дмитрия‏ Хворостинина,‏ громя окрестности Орши, Могилева,‏ Шклова. Направленное‏ Баторием под‏ Смоленск‏ войско‏ литовского воеводы Филона‏ Кмиты было разгромлено‏ и истреблено‏ в‏ преследовании.

Ян Матейко.‏ Стефан Баторий‏ под Псковом.
Ян Матейко.‏ Стефан Баторий‏ под Псковом.

Грозный между тем не‏ сидел‏ сложа‏ руки и‏ постоянно слал‏ в Псков‏ подкрепления,‏ порох и‏ съестные припасы. Простояв под псковскими‏ стенами всю‏ осень‏ и зиму и понапрасну переморозив армию, Баторий 6‏ января 1582‏ года,‏ при посредстве‏ папского посла Антонио Поссевино, заключил‏ с Грозным‏ мир.‏ Царь‏ признал права‏ Речи Посполитой на‏ занятую ею‏ русскую‏ Ливонию. Договор‏ носил характер перемирия, а не‏ «вечного мира».‏ Грозный‏ отнюдь‏ не считал, что отныне‏ путь в‏ Ливонию ему‏ заказан.

Солдаты‏ Батория,‏ стоявшие под Псковом,‏ со слезами на‏ глазах благодарили‏ короля‏ за окончание‏ их мучений.

Не‏ меньше радости заключение мира вызвало‏ во‏ Пскове,‏ чьи жители‏ бросились целовать‏ ноги гонца,‏ который‏ привёз долгожданное‏ известие. В то же время‏ власти города‏ предписали‏ не пускать в Псков купцов тех государств, чьи‏ наёмники бесчинствовали‏ на‏ псковской земле:‏ «В Пскове, кроме англичан и‏ немцев (ганзейских‏ купцов.‏ —‏ С. Ц.),‏ ни один народ‏ не может‏ вести‏ торговлю».

Воеводы, ратники‏ и простые жители приняли решение‏ в честь‏ победы‏ соорудить‏ первого в России «медного‏ всадника» —‏ скульптурное изображение‏ Ивана‏ Грозного,‏ восседающего на коне.‏ До наших дней‏ он не‏ сохранился,‏ но австрийский‏ посол Вундерер‏ в 1590 году восхищался этим‏ памятником.‏ Он‏ также оставил‏ описание изготовленного‏ псковичами для‏ Ивана‏ Грозного царского‏ трона из золота и слоновой‏ кости, на‏ котором‏ можно было прочитать: «Русскому царю и государю от‏ благодарного отечества».

Заключив‏ мир‏ с Речью‏ Посполитой, царь легко отразил шведское‏ нашествие. Князь‏ Дмитрий‏ Хворостинин‏ нанёс поражение‏ шведскому полководцу Делагарди,‏ слывшему в‏ Европе‏ непобедимым; а‏ осенью 1582 года шведские войска‏ обломали зубы‏ о‏ русский‏ Орешек и отступили с‏ большим уроном.‏ Однако вспыхнувшее‏ в‏ казанской‏ земле крупное восстание‏ местного населения помешало‏ закрепить достигнутые‏ успехи.‏ Для подавления‏ восстания правительству‏ пришлось привлечь основные силы московского‏ войска.‏ Война‏ в Поволжье‏ не затихала‏ три года‏ и‏ закончилась уже‏ после смерти Грозного. Поэтому на‏ мирных переговорах‏ летом‏ 1583 года шведам удалось удержать за собой захваченные‏ ими русские‏ города‏ Корелу, Ивангород,‏ Ям и Копорье, но требуемое‏ ими устье‏ Невы‏ царь‏ не уступил.

Карта‏ Ливонской войны
Карта‏ Ливонской войны

Так закончилась‏ 25−летняя Ливонская‏ война.‏ Грозному не‏ удалось закрепиться на балтийских берегах,‏ однако он‏ устранил‏ возникшую‏ на последнем этапе войны‏ угрозу потери‏ территориальной целостности‏ и‏ политической‏ независимости Московского государства.‏ Борьба за Ливонию‏ потребовала от‏ России‏ огромного напряжения,‏ но силы‏ её не были истощены. Можно‏ сказать,‏ что‏ война кормила‏ сама себя.‏ Один иностранный‏ посланник‏ свидетельствовал, что‏ «Василий III и Грозный на‏ все свои‏ войны‏ не истратили ни копейки из своей собственной казны‏ или доходов».‏ Грабежи,‏ конфискации, выкупы‏ с лихвой возмещали затраченные средства.‏ Когда поляки‏ заняли‏ по‏ условиям мира‏ русские крепости в‏ Ливонии, они‏ обнаружили‏ в них‏ громадные запасы военных средств и‏ материалов. «Мы‏ все‏ были‏ поражены, пишет польский очевидец,‏ — найдя‏ в каждой‏ крепости‏ множество‏ пушек, пороха и‏ пуль, — столько,‏ сколько мы‏ не‏ могли бы‏ собрать во‏ всей нашей стране». Между тем‏ три‏ русские‏ кампании Батория‏ совершенно истощили‏ казну Речи‏ Посполитой,‏ а осада‏ Пскова убедительно показала, что следующая‏ кампания была‏ бы‏ для королевской армии роковой.

«Вооруженные всадники московиты», гравюра из книги Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии» (изд. 1556 г.)
«Вооруженные всадники московиты», гравюра из книги Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии» (изд. 1556 г.)

Ливонская война надломила не могущество‏ России, а‏ самого‏ царя. Незадолго‏ до заключения мира царский двор‏ погрузился в‏ траур.‏ Умер‏ царевич Иван.‏ Но это уже‏ другая история.

Для проявления душевной щедрости

Сбербанк 2202 2002 9654 1939

Мои книги на ЛитРес

https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/

Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!

Открываю подписку на издание моей книги «Названный Лжедмитрием».

«Последняя война Российской империи» (описание)

Заказы принимаю на мой мейл cer6042@yandex.ru

-28

ВКонтакте https://vk.com/id301377172

Мой телеграм-канал Истории от историка.