Всем привет!
Решил вернуть старую тему заметок о малом бизнесе, в этот раз статья навеяна все тем же объявлением инфоцыганят в моем лифте, где они обещают сделать вас коучами и бизнес-тренерами, которое продолжает мозолить мне глаза. Начало истории тут.
Собственно, довольно простые правила, которые почему-то не всем приходят в голову, думаю сейчас вы за пару минут узнаете больше полезного, чем на обучении у них на бизнес-тренера)) Буду резать правду-матку, такого вам точно не расскажут))
Спойлер - людям с тонкой душевной организацией некоторые вещи могут очень не понравиться
Не претендую на истину в последней инстанции, все ниженаписанное исключительно из личного опыта
Бизнес надо вести одному
Нет, не в том плане, что надо все делать самому, а том смысле, что в организации должен быть только один человек, принимающий окончательные решения. Никаких вот этих равноправных партнерств "мы с другом организовались, делаем дело, прибыль делим пополам". Все это рано или поздно (а чаще рано) заканчивается очень плохо, появляются претензии, у разных людей разное видение как надо вести дела и все это часто приводит к тому, что люди разбегаются обиженные друг на друга и потом все контакты между ними прекращаются. Самый, кстати, характерный момент, когда такой партнерский бизнес может порушиться - это когда заработаны первые хорошие деньги. Прибыль порой поделить оказывается очень непросто, даже несмотря на первоначальные договоренности.
Поэтому только единоначалие и вертикальная система отношений подчиненный-начальник, где за начальником остается окончательное слово.
Следует, кстати, отметить, что сам я тут полностью своему правилу не следую, у нас хоть и есть директор и основной собственник (и это не я), а есть еще несколько, скажем так, бенефициаров бизнеса (в том числе и я), которые принимают активное участие в деятельности, и такая недосказанность порой вызывает трения. Но я частично вышел из ситуации тем, что у меня отдельный счет, которым я распоряжаюсь единолично.
Оформлять все лучше по мутным схемам
Бизнес - дело рискованное, а уж строительный, тем более. Есть вполне реальные шансы при плохом раскладе (даже по не зависящим от вас обстоятельствам) прилипнуть на хорошие деньги. Причем порой на такие, что никакая контора это вынести не сможет и ее придется обанкротить. И вот тут очень тонкий момент - придется ли собственникам нести ответственность за действия юрлица.
Если до 2017 года можно было спокойно обанкротить юрлицо и по его обязательствам реально никого не привлекали (кроме директора, которого можно было назначить чисто номинально), то с 2017 ввели субсидиарную ответственность (учредители и лица причастные к управлению несут ответственность за обязательства юрлица) и отмыться от нее очень непросто (даже через банкротство как физлица не получится). Более того, к ней могут привлечь даже тех, кто формально никакого отношения не имеет к бизнесу - но если докажут, что действия именно этих лиц привели к ущербу, а это только суд может установить.
Но, тем не менее, в законодательстве до сих пор есть лазейки, которыми можно воспользоваться. В любом случае, практически всегда имеет смысл оформлять все на людей, с которых взять совершенно нечего, а дальнейшие претензии требуют совершенно другого уровня расследования (если вы не нанесли ущерба на сотни миллионов, заниматься этим никто не будет).
Вот тут у меня все грамотно сделано - формально я вообще никакого отношения к бизнесу не имею, да и дальше тоже все грамотно сделано и даже юридическим собственникам претензии не предъявить вообще никак.
Вон, свеженькая история про отрaвление aлкоголем, все наверное слышали уже: некий гражданин, купил краденый cпиpт, который оказался ядoвитым, и намешал это все в "типа cидр". Естественно он этого не знал, но теперь присядет за это, а оформи все на какого-нибудь фантома, остался бы на свободе.
Самое главное - обеспечить устойчивый спрос
Это самый краеугольный камень любого бизнеса. Нет спроса - нет прибыли, нет прибыли - нет бизнеса. Если собираетесь начать бизнес, обязательно надо иметь твердое понимание, кто и почему будет заносить вам деньги. С высокой долей вероятности, бизнес придется открывать в уже конкурентной сфере, поэтому также надо понять, почему клиент должен предпочесть вас, а не уже тех, кто есть на рынке. Задайте себе вопрос - как клиент про вас узнает и почему захочет иметь с вами дело.
Кстати, не стоит думать, что вы сможете привлечь клиентов, просто уронив цену на какое-то время. Практически всегда найдутся те, кто вас опытнее, эффективнее и готов работать за меньшие деньги. Если вы роняете цену, надо четко понимать, за счет чего и почему конкуренты это сделать не могут. В большинстве случаев ронять цены - это плохая идея и лучше оставаться "в рынке".
Если же вы делаете что-то уникальное и конкурентов у вас особо не просматривается, то тоже стоит понять, почему. Может это вообще никому не надо или бизнес-модель оказалась нерабочей. Любой продукт должен решать какую-то проблему у клиента, если не решает, он за это не заплатит. Впрочем, если вы бог маркетинга, потребности у клиентов можно создать и самому. Самый яркий пример - Apple, до них ничего такого не было, а теперь все (не все, но многие) хотят купить их продукцию исключительно из-за бренда. Но это вам вряд ли будет под силу))
Лично я не предлагаю ничего уникального, но у меня есть некоторые преимущества, благодаря которым можно либо чуть опускать цены, либо просто иметь больше прибыль, об этом в следующем пункте.
Бизнес устойчивей, когда он параллелен другой работе
Даже если вы уверены в своем бизнес-плане, скорее всего не стоит сразу увольняться и заниматься только им. Шанс, что что-то пойдет не так очень велик и возможно вы потерпите убытки. А вот если вы занимаетесь им по чуть-чуть, параллельно основной работе (а в идеале еще и прямо на рабочем месте в рабочее время), то шанс прогореть у вас куда меньше. Если нет клиентов, просто работаете как обычно и все, да так и спокойней.
Я всю жизнь так делаю, тут у нас все правильно организовано - абсолютно все сотрудники работают еще где-то на полную ставку (и в основном в одной и той же организации). В итоге нам не нужен офис (нет затрат на аренду), не нужны отдельные офисные сотрудники (нет затрат на зарплату им), стабильную зарплату можно вообще не платить (все работают сдельно), если возникает провал в заказах (или оплате за них), просто живем на обычную зарплату и все.
Благодаря такой схеме накладные расходы сильно меньше, чем у конкурентов, организованных по классической схеме (аренда офиса и наем сотрудников на зарплату), что позволяет либо переигрывать по ценам, либо при прочих равных иметь выше маржинальность. Самое забавное, что контора у нас в городе считается довольно дорогой)) Ну так а зачем работать за копейки?)
Минусы у такой бизнес-модели тоже есть - трудно масштабироваться, и самое главное, очень трудно в случае необходимости "сделать рывок", любой возможный аврал будет ограничиваться тем, что у вас есть деятельность по основной работе и это вас будет сильно тормозить.
Стоит разобраться в вопросах налогообложения
Я бы даже сформулировал этот пункт так: стоит разобраться в вопросах налогообложения и возможностях его оптимизации. Не буду призывать вас ни к чему незaконному, но полностью честно в России вести бизнес невозможно. Схематозят абсолютно все и стоит глубоко вникнуть, как это делать грамотно, что можно, а что нельзя, какие налоговые режимы подойдут для разных случаев.
Кроме того, помимо обязательных налогов и взносов есть еще и косвенные необходимые платежи, которые не всегда очевидны, часто это связано с получением лицензий, либо разрешений на какой-либо вид деятельности. А уж если вы решили поработать в сфере госзакупок, там вас ждет целый набор подводных камней)
Тут у меня были неприятные сюрпризы, вот, например, в свое время узнал, что если вы забираете какую-либо работу по аукциону, а не по прямому контракту, то с вас будут взимать дополнительный взнос в саморегулируемую организацию (а они дают разрешение на право занятие каким-либо видом деятельности и уклониться от этого не получится).
Пока все, для одной статьи хватит, а так, очень много чего можно написать))
Предыдущие части заметок про малый бизнес
Интересен такой контент?