Ошибки случаются в любой человеческой деятельности. Славянская мифология как предмет псевдонаучных спекуляций также не избежала допущенных огрехов и «опечаток».
Трудности переводов текстов древнерусских летописцев породили ряд «ляпов», благодаря которым мы что-то якобы знаем о славянских богах, которым на самом деле наши предки не поклонялись.
Бог Услада
Славяне никогда не молились и не превозносили требы этому богу, по той простой причине, что не ничего ведали о нем.
Этот «бог» появился в результате ошибочного перевода «Повести временных лет» Нестора-летописца. Дело в том, что Нестор в своей летописи пишет, что у идола Перуна в Киеве были золотые усы или буквально «ус злат».
Так, в 16 веке австрийский дипломат и историк Сигизмунд фон Герберштейн разбираясь и читая свитки «Повести временных лет» на древнерусском языке решил, что здесь речь идет о неком славянском божестве по имени Услада или Услад.
С легкой руки иностранного посла и появился у наших предков бог с таким именем. Позднее ряд других европейский историков «подхватил» образ Услада в своих произведениях. Позже оттуда выдуманный персонаж славянского фольклора «перекочевал» уже и к отечественным исследователям.
Сейчас Услад понимается как «аналог» древнегреческого Бога Диониса, т.е. как покровитель виноделов, застолий и пьяного веселья.
Богиня Зимцерла
Ничего о ней наши пращуры также не знали вообще.
«Придумал» эту таинственную богиню итальянский историк Орбини. Он переписывал труды Герберштейна и совершил ошибку, записав имя бога славян Симаргла не «Simaergl», как было у австрийца, а «Simcerla».
Этот момент и «породил» новую богиню. Русские историки 18 века, разбирая записи Орбини, наткнулись на Зимцерлу и «встроили» ее в пантеон славянских богов, решив что она станет похожей на античную Аврору или Эос – богиню утренней зари. В своих поэтических трудах Зимцерлу поминали Державин и Радищев.
Так в результате когда-то допущенных опечаток, ошибок и двусмыслий рождаются порой мифические персонажи, никогда не жившие и боги, нигде не восхвалявшиеся.
Есть даже такое направление в исторических исследованиях как «кабинетная мифология», т.е. – та мифология, которая никогда не существовала, а явилась в результате ошибок или направленных действий историков.