В середине 2010-х годов побывал по делам в СИЗО 3 ФСБ, что на ул. Шпалерной 25 в С-Петербурге рядом с известным зданием на Литейном д. 4, и обнаружил там порядки, возможно существовавшие еще в дореволюционное время, ни в одном изоляторе, где я бывал таких я не встречал.
Историческая справка.
Ныне ФКУ СИЗО-3 ФСИН России когда-то была первой специализированной следственной тюрьмой. В свое время она именовалась и «Домой Пойти Забудь» и «Шпалеркой». Построенная во второй половине 19 века рядом со зданием окружного суда она была тогда новинкой. Позже, в 1932 году на месте окружного суда было построено здание управления ОГПУ, впоследствии перешедшее по наследству КГБ, затем ФСК, а теперь и ФСБ. До революции, судя по открытым источникам, здесь содержались Владимир Ленин и Борис Савинков. После революции публика была более творческая, здесь отметились Ольга Берггольц и Николай Гумилев.
Пройдя в следственный кабинет и ожидая, когда приведут подзащитного, я обратил внимание на своеобразный звук – трель, как будто по металлической решетке проводят металлическим предметом.
Мне объяснили происхождение этого звука. Действительно, это был звук ударов металла о металл. Сотрудники, приводящие следственно-арестованных (выводные), идя по коридору проводили ключами по решеткам, мимо которых проходили.
Делали они это постоянно, так что это не могло быть случайностью.
Я заинтересовался для чего они это делали, ничего подобного я нигде не слышал и не видел. Мне объяснили, что таким образом выводные подают сигнал своим коллегам, двигающимся по этому же коридору во встречном направлении. Причина состоит во внутренних распорядках.
Арестанты, содержатся по двое в камере. И все время, пока они сидят в СИЗО им не позволяют видеть никого, кроме соседа по камере и сотрудников СИЗО. Даже в баню их водят только парами, других арестантов приводят в другое время. По одному в камерах перестали содержать после случаев самоубийств. Напарник по идее должен в случае необходимости предотвратить самоубийство сокамерника или позвать на помощь.
Так вот, конвоиры, ведя арестованного по коридору подают сигнал коллеге, ведущему другого арестанта. Тот, услышав сигнал должен завести конвоируемого им в специальный карман в стене и пропустить встречного.
В результате арестанты не видят, кто еще сидит в СИЗО даже случайно, встретившись в коридоре. Таким образом сидельцы не знают задержаны ли их подельники или родные, как это было в 30-х годах 20 века. И содержат их в этом изоляторе или разных местах.
Что касается внутренней связи между камер, как это бывает в других изоляторах я не слышал, но думаю при таких предосторожностях и такое общение сотрудниками СИЗО жестко пресекается.
Вообще сфера мест отбывания наказания и следственных изоляторов интересна, тем что это отдельный мир. В будущем я еще вернусь к этой теме, начну с изоляторов ФСБ и постепенно доберемся до старейших тюрем, выходящих за рамки обычных событий происходивших в них и людях, содержавшихся там и оставивших заметный след если не в мировой, то в Российской истории.
________________________________
P/s. Я искренне рад, когда мои публикации награждают лайками еще больше, когда их комментируют или задают вопросы.
Потому прошу не ограничивать себя в эмоциях, лайкать, комментировать, задавать вопросы!
Можете даже поспорить со мной!
С уважением, адвокат Павел Козюков.