Фильмы часто снимали по следам реальных событий. Вот только не обычных (рядовых) а экстраординарных. Например, "Чудо на Гудзоне". В самом деле, Чесли Салленбергер сумел приводнить аэробус на Гудзон, поэтому и стал героем кино. А сколько пилотов в похожих ситуациях потеряли самообладание, впали в истерику и просто плюхнулись на землю, угробив не только себя, но и несколько десятков пассажиров? Но про них, естественного, кино не сняли.
Это как с бизнесом. Можно получить профильное образование, пройти уйму курсов, последовательно предпринять такие же шаги, как самые знаменитые и богатые предприниматели мира, но в 99% случаях из 100 это не приведет ни к какому результату. Просто если у тебя есть талант делать деньги, ты их сделаешь, но у подавляющего большинства людей такого таланта нет. Зато на экраны попадет тот, у кого за плечами своя "история успеха". Хотя она является вопиющим исключением из правил. Но нам будет казаться, что "любой может", несмотря на то, что это грубая манипуляция и подмена.
Спасение горящего танкера "Гент" - именно из той же серии. Нам показывают успешную операцию героических пожарных с счастливым финалом. Танкер удалось вернуть в порт, потушить, и все спасены. Нет сомнений, что режиссер Рудольф Фрунтов посмотрел "Экипаж", вдохновился примером и решил снять римейк. Получилось так себе. У неплохого фильма "Тревожное воскресенье" есть один важнейший недостаток, который мы подробно разберем в следующей публикации. А сейчас к событиям на экране.
После того, как обмишулившаяся пожарная команда узнала, что отправила в море горящий танкер с живыми людьми в трюме, перед ними встал выбор: либо оставить "старую посудину" догорать, пока не взорвется, и пожертвовать этими пятью бедолагами, либо вернуть судно в порт. Существовал огромный риск того, что пожар перекинется на соседние корабли, и сгорит не только порт, но могут серьезно пострадать жители окрестных домов (на эвакуацию было совсем немного времени), в том числе дети из детского сада.
Храбрый пожарный Игорь Чагин принял решение возвращать танкер в порт и пытаться спасти застрявших в трюме. Здесь киношники недоработали. Ведь с ними не было меня. Я был бы прекрасным сценаристом. Мне точно известно, как следовало закрутить сюжет. Помните, что на горящем танкере остался сын председателя горисполкома Анны Головиной? Но она и виду на подала. Сценарий нужно было подкорректировать. Чагин решает пожертвовать судоремонтниками и спасти всех оставшихся в порту. Но Головина, узнав, что на борту ее сын Костя, приказывает рисковать и вернуть корабль в порт, чтобы попытаться спасти Костю с огромным риском для порта, оставшихся кораблей и всех, кто на берегу. Вот это была бы интрига! К сожалению, Фрунтов либо не догадался, либо просто не пожелал.
И все-таки давайте разберемся, правильное ли решение принял Игорь Чагин? Мы заранее знаем, чем все закончилось. Однако, шанс на чудесное спасение был один из ста. Он "сработал", и поэтому про спасение людей из трюма сняли кино. В оставшихся 99% танкер просто взровался бы и разнес половину порта, со значительными человеческими жертвами. Так ли уже верно поступил Чагин, если оценивать его действия, не зная конечного результата? А может, его решение - одно из самых глупых и безответственных в истории советского кино? Обратите внимание, я совершенно этого не утверждаю. Я просто спрашиваю. Помогите разобраться. Возможно, среди читателей моего блога есть пожарные или моряки. Хотелось бы услышать ваше мнение!