Найти тему
Одиночная палата

Cinemarazm: Silo

Внезапно напоролся на экранизацию одноименной серии книг американского писателя Хью Хауи. Автор достаточно известен в узких кругах, в основном, собственно, по серии романов об постапокалиптическом будущем, где человечество спряталось от конца света в комплексе бункеров. Серия публиковалась относительно недавно, начиная с 2011 года, и автор не мудрствуя лукаво засовывает в бункеры своих современников, с соответствующими технологиями и пониманием мироустройства. То есть люди пользуются смартфонами, находятся в глобальном информационном пространстве, где фейки и факты уже весьма хорошо перемешаны и отличить одно от другого уже практически невозможно. Собственно идея бункеров со своими правительствами, сводами законов и правил, со своей идеологией, пропагандой, тайными знаниями, цензурой, ложью, домыслами, заблуждениями и теориями заговоров основана на нынешней реальности и пытается раскрыть её в художественном ключе.

Но это всё по книге. По сериалу же всё несколько по другому, хотя сюжет и атмосфера очень близка к оригиналу. Я не сравниваю одно с другим, как это часто делают. Я предпочитаю придерживаться позиции, что книга и фильм - разные художественные произведения и не обязаны каким-то образом друг друга повторять или сходится в выводах и намеках на них. С другой стороны, выбранная категория, жанр - фантастика, особенно научная, обязывают авторов и тех и других выполнять некоторые критерии. Среди которых правдоподобность сюжета и антуража с точки зрения здравого смысла и представлений о современной науке. Книга в данном случае вполне логична, в ней нет откровенно надуманных внешних обстоятельств, которые привели к канве повествования и к завязке сюжета. Поэтому от одноименного произведения ожидаешь примерно того же. Не может быть так, что по книге про роботов из будущего сняли фильм, где решающую роль играет колдун или дракон. Или странно было бы ожидать в фильме про первое путешествие на Марс по научно-фантастической книге, скажем, перемещение выше скорости света или связь без задержек.

В общем с этой точки зрения фильм есть о чем покритиковать. Однако технически выполнен сериал на пятерочку. Цепляет с первых минут и не отпускает ни на серию. Актеры и режиссеры закуплены толковые, ответственные. Сценарий полон важных деталей и не склеен из разноцветных ленточек. Графика дорогая, грим и костюмы продуманы, музыка приятная, вступительная тема отличная. И если бы не серьезные огрехи как раз в логической и научной составляющей, было бы совсем всё хорошо.

Во-первых, операторы и режиссеры очень явно почерпнули всякого из других бункерных историй, в том числе, очевидно из Фоллаута. Это нетрудно понять по устаревшим технологиям, которые никак не вяжутся с нынешними. Помесь откровенного стимпанка и технологий 80-х, максимум 90-х годов. Соответственно становится совершенно непонятно откуда брать основу о современном информационном климате с его проявлениями в виде повсеместного цифрового наблюдения и контроля. Ну не было такого в 80-е. Были и тогда тайные правительства, иллюминаты, масоны и рептилоиды, но глобальная прослушка и контроль это всё-таки плоды нынешнего века.

Во-вторых, в устройстве бункера тоже всё не очень понятно. Автор исходного произведения на самом деле мало затрагивает технические тонкости устройства бункеров и дает читателю самому додумать как там всё может быть устроено. Этой возможностью охотно воспользовались не очень разумные ребята из отдела декораций. Вы в изолированном на века подземелье - подумайте немого о том что вы показываете.

Бесконечное количество воды и вина - хотя в то же время людей хоронят под плодовыми фермами. Как хоронят? Тоже довольно странно. Без никакой подготовки - просто в каких-то тряпках. Сколько эти трупы там разлагаются? В таких изолированных системах должно всё быть максимально нормировано и расписано. Может быть не как на МКС, но, тем не менее. Выливать из крана чистую воду, что бы глушить прослушку? Да так уже и в обычной квартире никто не делает - денег не напасешься. Все вечно что-то перекусывают и выбрасывают. Ну хорош. Вино то вы точно уже не производите. Калории то считаете вы там в своем подземном городе? Раз нет откровенно толстых, то видимо считаете. И всё время при этом жрете? Ну не знаю.

История с генератором тоже сильно натянута на глобус. Один вечный генератор? Никак не ремонтируется? Нет протоколов по ремонту и обслуживанию? Кувалдой и разводным ключом всё чинится? Да ладно. Пар откуда-то всё время поступает. На геотермальном источнике построили? На ядерном реакторе? И в том и в другом случае не может быть так, что вы не знаете откуда он берется. Хорошо, пусть вас ни кто не учит о геофизике или о ядерном распаде, но простые законы физики то вы вполне понимаете. Давление, сила тяжести, электричество, оптика - у вас там всё это есть. А пар у вас значит выпускает дракон что ли?

Вы даже звезды наблюдаете веками. Неужели ни кто не знает что среди них есть планеты? Или там у вас обратно греческие боги светилами занимаются?

В общем наблюдать за такими девиациями в сюжете довольно сложно, но можно. Да и первый сезон в целом скорее детективный, чем фантастический или философский. Детективная составляющая довольно наивная и не очень связная. И всё из-за того что не понятно что это у них за законы, непонятно с первого раза как устроена система власти. А всё почему. Потому что вы зачем-то технологии сделали старыми. Вот и не вяжется ничего.

Замысел, видимо, был в том, что герои сами должны раскрыть, что это за "пакт" и зачем все эти "правила". Беда в том, что они то при этих пактах и правилах родились и должны были впитать их с молоком матери. А они носятся будто узнали о них вчера и вообще попали в свой бункер случайно из другого мира.

Смотреть решительно всем не обращая внимание на выборочные глупости. Редкость по нынешним временам.

Запощено под Defending Jacob OST - Atli Örvarsson