Найти тему

Битва за первенство: Какой мотор заслужил звание лучшего в СССР?

На наших дорогах еще много встречается автомобилей, которые давно уже считаются классикой. Эти машины эпохи СССР, а также Советские модели, выпускавшиеся без существенных изменений до конца 90-х годов. Конечно, им всем уж очень много лет, и их поддержание в исправном состоянии требует все больше времени и внимания водителей, но они по-прежнему пользуются спросом, потому что просты и вполне удобные. И несмотря на возраст, не слишком обременительны финансово.

Двигатель автомобиля ВАЗ-2101, она же "Копейка"
Двигатель автомобиля ВАЗ-2101, она же "Копейка"

Это относится и к первенцам Волжского автозавода, произведённым по договору с концерном Fiat. Основой для ВАЗ-2101 стал Fiat-124. Хотя его и адаптировали по требованию Советской стороны и внесли почти 800 изменений в конструкцию, но сам мотор оставался неизменным - четырёхцилиндровый, четырёхтактный базовый двигатель Fiat с рабочим объёмом в 1,2 л. Мощность мотора относительно невелика, всего 64 лошадиные силы, но его большим преимуществом была возможность заправляться недорогим низкооктановым бензином А76. Для работы двигателя также требовалось 3,75 л моторного масла, называемого тогда в обиходе "Автол".

Залив моторного масла в двигатель автомобиля ВАЗ-2103
Залив моторного масла в двигатель автомобиля ВАЗ-2103

Для следующей модели ВАЗ-2103 двигатель основательно доработали, увеличив его рабочий объем до 1,5 литров и удлинив от поршней с 6,6 см до 8 см. В результате этого мощность двигателя поднялась до 75 лошадиных сил, что позитивно сказалось на эксплуатационных качествах машины. ВАЗ-2103 стал значительно резвее, чем ВАЗ-2101. Правда, в новую модель уже нельзя было залить дешёвый А76, ей требовался бензин АИ-93, продававшийся на заправках где-то на треть дороже. Это было ощутимо, так как А76 стоил в семидесятые годы 75 копеек за 10 л, а АИ-93 уже 95 копеек. На 1.000 км. разница выходила в 2 рубля, существенную тогда сумму.

Автозаправочная станция СССР
Автозаправочная станция СССР

Интересно, что фактические ресурсы обоих моторов по сути вдвое превышали заводскую гарантию. Двигатель ВАЗ-2101 при расчетных 200.000 км мог без капитального ремонта проработать до 500.000, а у ВАЗ-2103 при заводском ресурсе 125.000 в реальности и при должном уходе пробегал до 250.000 км, прежде чем его требовалось снимать и восстанавливать. А какой мотор по вашему мнению был лучше?

Читайте также:

Забытый и бесполезный: Самый ненужный прибор на Советских "Жигулях"
Автолегенды СССР: история и технологии6 июня 2023
Легенда Советского автопрома: Почему ВАЗ-2107 стал самым успешным и любимым автомобилем шофёров?
Автолегенды СССР: история и технологии4 июня 2023
Загадка отечественных автомобилей: почему дизельные двигатели обошли СССР стороной?
Автолегенды СССР: история и технологии2 июня 2023
Забытый шедевр: история ВАЗ-21031, некогда считавшегося лучшим авто СССР
Автолегенды СССР: история и технологии2 июня 2023
Противоречивая технология: почему шоферы в СССР испытывали неприязнь к дисковым тормозам?
Автолегенды СССР: история и технологии20 мая 2023