На улице Павловича были многие, поскольку здесь находится одна из основных больниц города - ККБ № 2. Но мало кто проходил этот район от начала до конца, и считанные единицы знают, что большинство зданий здесь - это столетние перестроенные казармы Волочаевского городка.
Да, Волочаевский городок когда-то был гораздо обширнее себя нынешнего, он дотягивался даже до одноименной улицы, где с того времени сохранилась пара зданий. Та же его часть, что теперь на Павловича - Постышева - Гамарника, называлась Западными и Северными казармами.
Строить их начали в 1897 году, на месте хибар и огородов корейского поселка. Кирпич делали рядом на специально сооруженном заводе, непосредственно строительные работы выполнялись китайскими артелями.
К 1903 году военный городок, протянувшийся от ККБ № 2 до Постышева - Гамарника, а в районе площади Блюхера даже выходящий на Ленина, был в целом готов и первым в него заселили 24 стрелковый полк, переведенный из Киевского округа. С тех пор и вплоть до 1930-х годов воинские части, квартирующие здесь, сменялись беспрерывно.
Среди прочих, тут успели послужить Семён Будённый, знаменитый советский военачальник, и Владимир Арсеньев, культовый исследователь Дальнего Востока. Где именно находилась казарма первого - неизвестно, а вот второй проживал в офицерском флигеле на Павловича, 11, вместе с женой и сыном. А одно время - и вместе с Дерсу Узалой. Его, полуослепшего, он привел сюда в 1906 (по другим данным - в 1907) году, и именно здесь таежный охотник мучился от городской жизни, будучи шокированным тем, что на улице нельзя стрелять, спать, жечь костер, рубить деревья, да еще и за воду надо платить.
В 1918 - 1919 годах военный городок частично занимали японские и американские оккупационные части. Именно благодаря интервентам сохранилось много фотографий этой местности столетней давности.
Правда, на этих фото человеку без специальной подготовки район не опознать, поскольку почти все казармы потом неоднократно надстраивались и перестраивались, изменившись до неузнаваемости. Но китайские подрядчики все сделали на совесть, и старые фундаменты спокойно держат многократно возросшую нагрузку.
Правда, местным жителям, чьи квартиры находятся на первых этажах, такая основательность добавляет проблем. Очень сложно просверлить стены полутораметровой толщины.
Оцените, кстати, степень милитаризации Хабаровска сто с лишним лет назад. В маленьком городишке, население которого едва достигало 40 тысяч человек, огромный даже по современным меркам район от площади Блюхера, через переулок Облачный и вплоть до современного Волочаевского городка занимали типовые одно-двухэтажные казармы, склады, стрельбища и прочая военная инфраструктура.
Естественно, в Гражданскую войну в этих местах периодически стреляли. Самые сильные бои случились 5 апреля 1920 года, когда здесь стояли части красных. Точнее - 36 революционный стрелковый полк. Японцы внезапно, нарушив перемирие, расстреляли район из артиллерии, после чего революционеры сдались.
В 1922 году казармы заняли вступившие в Хабаровск после Волочаевских боев части Дальневосточной республики. После чего за военным городком, впоследствии сильно «усохшим», и закрепилось нынешнее название.
В конце 1920-х годов здания военного ведомства начали надстраивать и переделывать под жилые дома и конторы. Например, деревянный склад в переулке Полковом (ныне улица Павловича) отдали в 1928 году под мастерскую по ремонту радиоппаратуры. В 1934 году ее переселили в кирпичный дом по адресу: Полковой, 13, а в 1960-е годы переименовали в завод «Промсвязь».
Предприятие занималось всем, что касается почты и связи, - от почтовых ящиков и машин для обвязки корреспонденции до - внезапно - снегоходов.
Между прочим, именно здесь первыми в СССР наладили выпуск такой техники. Речь идет о снегоходах «Амурец», которые делали по заказу министерства связи СССР. Первую серийную партию, на основе канадского прототипа с двигателями ленинградского завода, собрали в 1969 году. Далее сделали несколько модернизаций и новую модель «Лайка». Эти изделия, конечно, не шли ни в какое сравнение с самым знаменитым снегоходом СССР «Буран», ну так минсвязи и не ставило целью сделать верх технического совершенства. Оно хотело, чтобы почтальоны хоть на чем-то могли добраться до глухих деревень, а связисты - до дальних столбов. С этими задачами техника хабаровского производства более-менее справлялась.
В конце 1970-х «Промсвязь» выбила себе еще пару старых казарм по соседству, соединила их, надстроила - получилось здание заводоуправления, которое сейчас занимают различные арендаторы. Работало на заводе на излете Союза человек 500, на фоне остальных он считался мелким. Тем не менее даже это предприятие построило для своих сотрудников три многоэтажки. Четвертым стал огромный десятиэтажный дом на Слободской, 21. Но его успели осилить только на две трети. Тут распался СССР, и сам завод тоже начал разваливаться. Тем более что потребность в почтовых ящиках и тому подобных вещах объективно стала стремительно падать.
В 1990 - 2000-е предприятие прославилось в основном битвами акционеров. В здание заводоуправления к арендаторам периодически забегали прилично одетые окровавленные люди с бейсбольными битами в руках, говорили, что они теперь тут власть, совали на подпись какие-то бумаги и тут же убегали от других таких же людей.
В последние годы все стихло. Еще пару лет назад за проходной находились классические постиндустриальные руины, но теперь на бывшей территории завода идет строительство жилого комплекса.
Еще одно специфическое предприятие работало на Павловича с 1932 года вплоть до наших дней. Это 488-я военно-картографическая фабрика. В последние годы советской власти ее решили существенно расширить и стали делать пристройку нового корпуса. Но не доделали в связи с развалом страны. С улицы недострой практически не видно, но если подойти поближе, масштабы впечатляют.
В 1990 - 2000-е годы, когда практически исчез гособоронзаказ, предприятие выживало тем, что печатало туристические путеводители и другую полиграфическую продукцию гражданского назначения. В 2008-м в ходе сердюковской реформы военного ведомства оно превратилось из госпредприятия в акционерное общество, а в 2018-м, в связи с практически полным исчезновениями спроса на бумажные карты обанкротилось и прекратило работу. Сейчас территория находится в частной собственности.
Краевая больница № 2 появилась на Павловича как-то поэтапно. Чем руководствовались городские начальники от медицины, разместив медучреждение пусть и в центре, но в таком углу, куда не ходил ни один автобус, достоверно неизвестно. Известно, что оно было основано в 1961 году на базе уже действующей поликлиники и называлось поначалу «Городская объединенная больница № 13». Потом для врачей выделялись все новые здания, неоднократно менялось название. Долгое время это была «Больница скорой помощи», что до сих пор прослеживается в специализации клиники. Нынешнее имя - Краевая клиническая больница № 2, появилось лишь в 2002 году. Кстати, недавно чиновники опять затеяли переименование. Теперь по документам это «Краевая клиническая больница имени профессора О.В. Владимирцева», без цифры 2. Но так ее, конечно, в обычной жизни никто не называет, даже сами чиновники.
Отметим, что транспортная доступность и привлекательность района заметно улучшились после того, как в середине 2010-х Дикопольцева продлили до Волочаевской и переименовали новый отрезок в улицу Лейтенанта Орлова.
Сейчас уже трудно поверить, что всего десять лет назад на месте трассы было что-то типа оврага с чересполосицей частных домов, сараев, заборов, гаражей и огородов.
Кстати, эта новая улица, соединившая Ленина и Волочаевскую, которую сдали в 2015 году, стала последним на сегодняшний день крупным дорожным проектом в черте Хабаровска. Скоро уже десять лет, как городским властям приходится ограничиваться разными локальными расширениями под громкими лозунгами. Построили, правда, «Обход Хабаровска», но насколько он полезен для горожан в его нынешнем платном виде - вопрос сильно дискуссионный.
Напоследок надо сказать, что в отличие от той же Базы КАФ, появившейся примерно в то же время, что и застройка на Павловича, усилиями того же военного ведомства, этот район выглядит ужасно. Здесь умудрились настолько безобразно перестроить большинство старых домов, довести до такого убогого состояния сохранившиеся, наставить огромное количество гаражей и разномастных заборов и возвести таких «корявых» многоэтажек, что просто удивительно.
А двухэтажный дом на Павловича, 32 может смело претендовать на попадание в тройку самых страшных бараков города.
Район Гамарника - Постышева выглядит поприличнее (здесь, кстати, сохранилась единственная теперь в этих местах воинская часть). На этом месте изначально располагался обширный плац военного городка, который в 1940 - 1960-е застроили сталинками и хрущевками. Это уже самый центр города. Но, что называется, «тихий центр» - с большими зелеными междворовыми пространствами.
Современные архитекторы плачут горючими слезами - сколько драгоценного места можно было бы застроить. Да только спроектировано все так, что места вроде много, а высотку воткнуть, не нарушив все нормы сразу, затруднительно. Но они будут пытаться, мы в них верим.
Кстати, ни одно здание здесь не является памятником архитектуры. А значит, в обозримом будущем все будет застроено высотками. Например, новый микрорайон в скором времени обещают в переулке Смены, который собираются переименовать в улицу Сунгоркина. Который в этом районе вряд ли когда-то бывал. В отличие от того же Дерсу.
Напомним, ранее мы рассказывали, как Энергомаш стал точкой притяжения шопоголиков, куда ведут рельсы и провода из Первого микрорайона, откуда на Красной Речке венгерские и корякские улицы, куда подевалась Кругосветка, а также о блеске и упадке Затона и о нашем «морском» уголке - Базе КАФ.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: Евгений Переверзев, Гродековский музей