Я вспоминаю древнее преданье,
Которое, не помню где, я слышал,
Что женщина не только человек,
А кроткий ангел с демоном свирепым
Таинственно в ней оба совместились,
И с тем, кто дорог ей, она лишь ангел,
Лишь демон для того, кого не любит.
"Отравленная туника" Николая Гумилева в постановке Романа Виктюка.
Последняя пьеса любимого поэта Серебряного века. Некоторое время пьеса считалась утерянной, не могли полностью восстановить текст, отыскать автограф. А про постановки и говорить почти нечего: по понятным причинам пьеса имеет не очень большую театральную историю.
Последняя постановка театрального мэтра Романа Виктюка соединяет текст пьесы с обстоятельствами жизни ее автора, Николая Гумилева, и получается драма вне времени и пространства.
Это какая то магия. Магия театра.
С одной стороны, соблюдены античные законы драматургии: триединства времени места и действия:
Время действия – начало VI столетия по Р.Х.
Место действия – зала Константинопольского дворца.
Действие происходит в течение 24 часов; между 3-м и 4-м действиями проходит ночь.
Но какое же это время? Действие пьесы происходит в Византии VI века нашей эры, в правление Юстиниана, а на сцене - никакой тебе византийской роскоши, наоборот.
Аскета голых железных коек, разбросанные камни, деревянные кресты.
Вместо пурпура одежд багрянородных - белые рубахи-туники (?) да шинели.
Исторические персонажи, Юстиниан, император Византии, его супруга Феодора и даже Имр, поэт, в окружении созданных фантазией Гумилева Зои, и Царя Трапезондского создают не просто историю о поэте - страннике, Имре, который является к римскому императору просить помощи в исполнении обета мщения за своего убитого врагами отца, но вдруг страстно влюбляется в дочь государя, но и историю конфликта страсти и долга, и конфликта поэта с властью.
Удивительно, но образ поэта Имра совершенно реален, благодаря Гумилеву, собственно, я и узнала про легендарного арабского поэта и владетельного принца Имру аль Кайса.
Философская выдумка одного поэта и путешественника о другом преломляется режиссерским решением во вселенскую драму гибели творца.
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Из другого произведения Гумилева, но как тут не вспомнить.
Жена императора - Феодора в исполнении Людмилы Погореловой, прекраснейшая, мудрая и коварная, Медея, Миледи и маркиза де Мертей в одном лице.
"Императрице грустно жить в цепях".
Такое впечатление, что она не второстепенный, а ключевой персонаж пьесы, а все остальные - только пешки в ее игре.
Имр в исполнении Дмитрия Бозина - невероятно пластичный, пленяет своей животной харизмой не только Зою, но и весь зал, своей одержимостью - сначала местью, а потом своей страстью.
Постановка идет больше 2 часов без антракта, но это время пролетает на одном дыхании, оставляя в ошеломлении и с желанием идти перечитать Гумилева и снова прийти на спектакль, тем более, что следующий показ спектакля уже 28 июня.
Официальный сайт театра: https://teatrviktuka.ru/
Дочитали? ставьте лайк, добавьте мой канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации.
Я на других площадках: