Таким или подобного рода заголовками озаглавливали свои сенсационные материалы некоторые наши журналисты, рассказывая читателям о событиях зимы 1988 года в связи с грубой провокацией американских кораблей, вторгнувшихся в пределы территориальных вод Советского Союза.
Флот в том морском инциденте американцев представляли крупные боевые корабли – ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». С советской стороны на перехват нарушителей вышли два сторожевика - «Беззаветный» и СКР-6, всерьёз уступавшие американским кораблям, как по водоизмещению, так и степени вооружённости. Но победителями из схватки вышли именно советские моряки. И, что важно, этот инцидент завершился бескровно.
Своеобычной особенностью этого момент была недавняя история с посадкой немецкого лёгкого самолёта Матиаса Руста на Красной площади. Она наделала много политического шума. Наша страна, где М.С. Горбачёв уже объявил свою «перестройку», проделками Матиаса Руста практически была шокирована и помнится, вскоре сразу у нескольких армейских генералов слетели погоны. Тогда же и поползли разговоры, мол, советские пограничники (они подчинялись ведомству КГБ генерала армии В.М. Чебрикова) не умеют достойно охранять рубежи страны. И вот новый серьёзный пограничный инцидент, теперь уже на море.
«Беззаветным» командовал капитан II ранга Владимир Богдашин. Его корабль только недавно вернулся из полугодовой «средиземки» с полностью укомплектованным экипажем (успел смениться на корабле только старпом - Валерий Куликов). «Беззаветному» с СКР-6 сразу же поручили встретить американские корабли, которые в тот день проходили Босфор.
Повторимся - благодаря «перестройке» свой политический вес Советский Союз быстро терял, а США, как прежде, не признавали положений советского «Закона о государственной границе», заявляя о своём праве на «свободное судоходство».
По выходу из Бофора американцы сначала повернули, было, к берегам Румынии и Болгарии, а потом резко сменили курс и направились к Феодосии, где тогда располагались советский действующий полигон и центр испытаний оружия. При этом локаторы американских «гостей» всё время работали. Скорее всего, вели разведку.
Американских кораблей, пристроившись за ними чуть по корме, наши пограничники сопровождали вплоть до условной «красной черты» - она начиналась с территориальных вод Советского Союза. При этом, как и положено, сначала наши вели переговоры с американцами и предупреждали их, мол, вы нарушили границу. Однако на устные и предупреждения сигналами крейсер и эсминец не реагировали, а потом и вообще замолчали - оборвали переговоры. Всё это время наши поддерживали и связь со своим штабом в Севастополе. Тот держал ситуацию на контроле, но разрешения на открытие огня не давал. Пограничники, конечно, сильно нервничали и в этой напряжённой обстановке у них и созрело решение - «вытеснить» американские корабли серией навалов на борта крейсера и эсминца. А весовые категории участников будущего столкновения, надо сказать, серьезно различались и не в нашу пользу: «Йорктаун» был на 50 метров длиннее корпуса «Беззаветного» и втрое больше его по водоизмещению. Между «Кэроном» и СКР-6 эта разница читалась еще заметнее: эсминец был почти вдвое шире нашего сторожевика СКР-6, длиннее его корпусом, а по водоизмещению и того больше - крупнее сторожевика в восемь раз! Впоследствии каким-то образом моряки подсчитали - в среднем соотношение противоборствующих корабельных сил – один к четырём.
Часть американских моряков, приближаясь к нашей границе, высыпали на палубу своих кораблей, хотели, было, фотографировать. А наши маневр навала на американские корабли уже рассчитывали, на «Беззаветном» даже приспустили свой якорь, чтобы «пройтись» им по борту нарушителя. Старпом «Беззаветного» Куликов стоял с командиром на мостике и внимательно следил за действиями матроса-рулевого. Больше того – тогда же ему пришло на ум решение поручить боцману (мичману) особое задание – на корме крейсера стояла установка с новейшими противокорабельными ракетами «Гарпун» (на тот час последняя разработка американцев). Боцман должен в момент удара набросить верёвочный аркан на одну из ракет и выдернуть хотя бы её головную часть на себя (там же вся электроника!).
И вот первый удар! Американские моряки-«фотографы» с палубы «Йорктауна» тут же разбежались и скрылись помещениях крейсера – поняли, что теперь всё серъёзно. Правда, задумка с «Гарпуном» у наших не получилась. И «Беззаветный» снова пошёл на таран. Второй удар оказался результативнее: ракетную установку крейсера наши свернули (в какой-то момент показалось, она даже загорелась), повредили и вертолётную площадку, которую американцы готовили под взлёт вертолёта. Поэтому, получив ещё и глубоко «поцарапанный» борт, лезть на рожон они не стали. «Беззаветный» же получил пробоину много выше ватерлинии и его рубку осыпало звеньями своей же разорванной якорной цепи.
Одновременно с «Беззаветным» возрастной «малыш» - СКР-6 сделал такой же маневр, но с эсминцем «Кэрон». После этого «Кэрон» оторвался от нашего сторожевика и на пару с «Йорктауном» попытался взять корпус «Беззаветного», что называется, «в клещи». Но командир Богдашин разгадал эти намерения, дал самый полный ход и оторвался от американцев.
К месту столкновения из Севастополя уже подходили другие корабли и подлетала наша авиация, сторожевикам приказали возвращаться на базу.
- Мы ночью ошвартовались, а на причале уже комиссия стоит, - рассказывал старпом «Беззаветного» Валерий Куликов, - там же и офицеры спецслужб. По городу к тому времени слухи ползли, мол, был бой, погибло много народу. По Севастополю, в котором жены и родные моряков «Беззаветного» работали, слухи всякие поползли.
Проверяющие изъяли с «Беззаветного» все корабельные документы и записи переговоров. Командира Богдашина сначала хотели, было, отпустить к семье, а потом вдруг проверяющие вновь «засуетились» и в каюте командира появился капитан I ранга, который должен был сопроводить его в Москву.
Судьбу команды «Беззаветного», как вскоре выяснилось, решил председатель КГБ СССР В.М. Чебриков, который и доложил М.С. Горбачеву - черноморцы сделали все верно. Да и помимо главы КГБ хватало людей, взявших сторону Богдашина. В Москве, у лифта Минобороны Богдашин случайно столкнулся с заместителем начальника Генштаба, который будучи с двумя генералами-летчиками, перемежая слова с матом, заметил Богдашину, мол, всё правильно сделал, а то наша авиация уже немецкие самолёты на Красную площадь пропускает» (имел в виду Матиаса Руста).
И последнее. Капитан «Беззаветного» Владимир Богдашин удостоился (примерно через год) ордена «Красной звезды» (правда, вручили его «за освоение новой техники»), а в последующем он вырос в звании до контр-адмирала. Старпома того же корабля - Валерия Куликова со временем избрали депутатом Госдумы РФ и он стал членом комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.
Разбирался случай у Фороса и дипломатами. В итоге командира «Йорктауна» американцы выгнали в срочную отставку, а его корабль загнали на ремонт.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.