Найти тему
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Битва у Фороса. Последняя и бескровная победа советского флота на Чёрном море

Таким или подобного рода заголовками озаглавливали свои сенсационные материалы некоторые наши журналисты, рассказывая читателям о событиях зимы 1988 года в связи с грубой провокацией американских кораблей, вторгнувшихся в пределы территориальных вод Советского Союза.

Флот в том морском инциденте американцев представляли крупные боевые корабли – ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон». С советской стороны на перехват нарушителей вышли два сторожевика - «Беззаветный» и СКР-6, всерьёз уступавшие американским кораблям, как по водоизмещению, так и степени вооружённости. Но победителями из схватки вышли именно советские моряки. И, что важно, этот инцидент завершился бескровно.

Американский крейсер «Йорктаун был крупнее «Беззаветного» и был вооружён современнейшим ракетным оружием
Американский крейсер «Йорктаун был крупнее «Беззаветного» и был вооружён современнейшим ракетным оружием

Своеобычной особенностью этого момент была недавняя история с посадкой немецкого лёгкого самолёта Матиаса Руста на Красной площади. Она наделала много политического шума. Наша страна, где М.С. Горбачёв уже объявил свою «перестройку», проделками Матиаса Руста практически была шокирована и помнится, вскоре сразу у нескольких армейских генералов слетели погоны. Тогда же и поползли разговоры, мол, советские пограничники (они подчинялись ведомству КГБ генерала армии В.М. Чебрикова) не умеют достойно охранять рубежи страны. И вот новый серьёзный пограничный инцидент, теперь уже на море.

«Беззаветным» командовал капитан II ранга Владимир Богдашин. Его корабль только недавно вернулся из полугодовой «средиземки» с полностью укомплектованным экипажем (успел смениться на корабле только старпом - Валерий Куликов). «Беззаветному» с СКР-6 сразу же поручили встретить американские корабли, которые в тот день проходили Босфор.

Повторимся - благодаря «перестройке» свой политический вес Советский Союз быстро терял, а США, как прежде, не признавали положений советского «Закона о государственной границе», заявляя о своём праве на «свободное судоходство».

По выходу из Бофора американцы сначала повернули, было, к берегам Румынии и Болгарии, а потом резко сменили курс и направились к Феодосии, где тогда располагались советский действующий полигон и центр испытаний оружия. При этом локаторы американских «гостей» всё время работали. Скорее всего, вели разведку.

СКР «Баззаветный» служил в рядах Пограничных войск СССР
СКР «Баззаветный» служил в рядах Пограничных войск СССР

Американских кораблей, пристроившись за ними чуть по корме, наши пограничники сопровождали вплоть до условной «красной черты» - она начиналась с территориальных вод Советского Союза. При этом, как и положено, сначала наши вели переговоры с американцами и предупреждали их, мол, вы нарушили границу. Однако на устные и предупреждения сигналами крейсер и эсминец не реагировали, а потом и вообще замолчали - оборвали переговоры. Всё это время наши поддерживали и связь со своим штабом в Севастополе. Тот держал ситуацию на контроле, но разрешения на открытие огня не давал. Пограничники, конечно, сильно нервничали и в этой напряжённой обстановке у них и созрело решение - «вытеснить» американские корабли серией навалов на борта крейсера и эсминца. А весовые категории участников будущего столкновения, надо сказать, серьезно различались и не в нашу пользу: «Йорктаун» был на 50 метров длиннее корпуса «Беззаветного» и втрое больше его по водоизмещению. Между «Кэроном» и СКР-6 эта разница читалась еще заметнее: эсминец был почти вдвое шире нашего сторожевика СКР-6, длиннее его корпусом, а по водоизмещению и того больше - крупнее сторожевика в восемь раз! Впоследствии каким-то образом моряки подсчитали - в среднем соотношение противоборствующих корабельных сил – один к четырём.

От турецкого пролива Босфор американские корабли шли в сопровождении наших сторожевиков
От турецкого пролива Босфор американские корабли шли в сопровождении наших сторожевиков

Часть американских моряков, приближаясь к нашей границе, высыпали на палубу своих кораблей, хотели, было, фотографировать. А наши маневр навала на американские корабли уже рассчитывали, на «Беззаветном» даже приспустили свой якорь, чтобы «пройтись» им по борту нарушителя. Старпом «Беззаветного» Куликов стоял с командиром на мостике и внимательно следил за действиями матроса-рулевого. Больше того – тогда же ему пришло на ум решение поручить боцману (мичману) особое задание – на корме крейсера стояла установка с новейшими противокорабельными ракетами «Гарпун» (на тот час последняя разработка американцев). Боцман должен в момент удара набросить верёвочный аркан на одну из ракет и выдернуть хотя бы её головную часть на себя (там же вся электроника!).

Момент первого навала «Беззаветного» на крейсер «Йоркутаун»
Момент первого навала «Беззаветного» на крейсер «Йоркутаун»

И вот первый удар! Американские моряки-«фотографы» с палубы «Йорктауна» тут же разбежались и скрылись помещениях крейсера – поняли, что теперь всё серъёзно. Правда, задумка с «Гарпуном» у наших не получилась. И «Беззаветный» снова пошёл на таран. Второй удар оказался результативнее: ракетную установку крейсера наши свернули (в какой-то момент показалось, она даже загорелась), повредили и вертолётную площадку, которую американцы готовили под взлёт вертолёта. Поэтому, получив ещё и глубоко «поцарапанный» борт, лезть на рожон они не стали. «Беззаветный» же получил пробоину много выше ватерлинии и его рубку осыпало звеньями своей же разорванной якорной цепи.

Одновременно с «Беззаветным» возрастной «малыш» - СКР-6 сделал такой же маневр, но с эсминцем «Кэрон». После этого «Кэрон» оторвался от нашего сторожевика и на пару с «Йорктауном» попытался взять корпус «Беззаветного», что называется, «в клещи». Но командир Богдашин разгадал эти намерения, дал самый полный ход и оторвался от американцев.

То же самое сделал СКР-6 по отношению к эсминцу США «Кэрон»
То же самое сделал СКР-6 по отношению к эсминцу США «Кэрон»

К месту столкновения из Севастополя уже подходили другие корабли и подлетала наша авиация, сторожевикам приказали возвращаться на базу.

- Мы ночью ошвартовались, а на причале уже комиссия стоит, - рассказывал старпом «Беззаветного» Валерий Куликов, - там же и офицеры спецслужб. По городу к тому времени слухи ползли, мол, был бой, погибло много народу. По Севастополю, в котором жены и родные моряков «Беззаветного» работали, слухи всякие поползли.

Проверяющие изъяли с «Беззаветного» все корабельные документы и записи переговоров. Командира Богдашина сначала хотели, было, отпустить к семье, а потом вдруг проверяющие вновь «засуетились» и в каюте командира появился капитан I ранга, который должен был сопроводить его в Москву.

Судьбу команды «Беззаветного», как вскоре выяснилось, решил председатель КГБ СССР В.М. Чебриков, который и доложил М.С. Горбачеву - черноморцы сделали все верно. Да и помимо главы КГБ хватало людей, взявших сторону Богдашина. В Москве, у лифта Минобороны Богдашин случайно столкнулся с заместителем начальника Генштаба, который будучи с двумя генералами-летчиками, перемежая слова с матом, заметил Богдашину, мол, всё правильно сделал, а то наша авиация уже немецкие самолёты на Красную площадь пропускает» (имел в виду Матиаса Руста).

Командир «Беззаветного» Владимир Богдашин впоследствии вырос в звании до контр-адмирала
Командир «Беззаветного» Владимир Богдашин впоследствии вырос в звании до контр-адмирала

И последнее. Капитан «Беззаветного» Владимир Богдашин удостоился (примерно через год) ордена «Красной звезды» (правда, вручили его «за освоение новой техники»), а в последующем он вырос в звании до контр-адмирала. Старпома того же корабля - Валерия Куликова со временем избрали депутатом Госдумы РФ и он стал членом комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.

Разбирался случай у Фороса и дипломатами. В итоге командира «Йорктауна» американцы выгнали в срочную отставку, а его корабль загнали на ремонт.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.