Лето - пора отпусков и путешествий. И независимо от того, на чем вы с семьей путешествуете - на своей ли машине, в автобусе, поезде или самолете, проблема всегда одна - чем занять детей?
Да, первое время малыш изучает новую обстановку если вы едите в поезде или летите самолетом, он наблюдает пейзажи в окне. Но вскоре ему это надоест, и малыш может начать капризничать. На этот случай ребенка лучше развлечь, а заодно можно весело скоротать время и даже немного позаниматься.
Словесные игры
Лучше всего играть в словесные игры по очереди, подключая всех членов семьи или желающих поиграть, придумывая и задавая вопросы, чтобы ребенок не подумал, что проверяют его знания.
Придумываем рассказ или стихи
Каждый из членов семьи говорит слово, а затем из этого набора слов можно сочинить небольшой рассказ. Если к словам подобрать рифму, то получится стихотворение. Например: слова - пёс, гитара, штаны, мочалка. Получаем: Утром пес мочалкой вытирал нос. Днём штаны надел, и песни под гитару запел.
Обобщения
Назвать одним словом или наоборот, придумать слова к одному общему.
Например: лошадь, свинья, собака - домашние животные. Посуда - чашка, тарелка, блюдце и т.п.
Что лишнее, что общего
Назвать несколько слов, подходящих по смыслу, а одно слово не должно подходить. Например: обезьяна, жираф, воробей, антилопа - лишний воробей. Остальные - это животные, которые живут в Африке. Или шкаф, чайник, тумбочка, диван, табурет. Лишний чайник, остальные предметы - это мебель.
Назови наоборот (антонимы)
Назвать слово, а ребенку нужно назвать его противоположность.
Например: весёлый - грустный, богатый - бедный, худой - толстый и т.п.
Кто (что) что делает?
Назвать как можно больше слов на глагол.
Например: Кто или что летает - голубь, самолет, бабочка, стрекоза, пушинка одуванчика и т.п.
Можно четко обозначить границы (живое - кто, или неживое - что).
Кто плавает - рыба, лягушка, кит, дельфин, осьминог и т.п.
Верно или неверно
Нужно произнести фразу, а игроки должны быстро ответить верно утверждение или нет. Выигрывает самый быстрый участник. Вместо ответов верно неверно можно предложить игрокам на утвердительный ответ хлопать, а на отрицательный - топать и т.п. Например: у меня красная майка - верно, мы едем на море - нет, мы едем к бабушке и т.п.
Пальчиковые игры
Для самых маленьких деток можно поиграть в различные пальчиковые игры. Хотя, бывает, что и шестилетки с удовольствием слушают маму и любят такой массаж.
Фантазируем
Смотрим на силуэты облаков, деревьев, кустов. Придумываем на что они похожи;
Сочиняем истории про то, что видим: деревья, лужу, машину, которая едет на встречу. Откуда они здесь, давно ли здесь находятся, какое у них настроение, чего они хотят, куда спешат или наоборот для чего стоят и т.п.
Цвета и другое
Нужно выбрать цвет и искать его, глядя в окно. Так же можно искать собак, заправки, столбы и т.п. Найденное можно считать устно или помечать крестики на листочке, или хлопать в ладоши, когда увидели.
Например: красный цвет - автобус, вывеска, крыша у дома и т.п.
Загадай-ка (да-нетка)
Один игрок загадывает что-то, остальные задают наводящие вопросы, чтобы отгадать. Задача игрока отвечать на верные утверждения - да, на неверные - нет.
Например: Игрок загадал слово - вертолёт. Он может сказать, что это транспорт или тему для игры можно обговорить заранее.
Наводящие вопросы:
- Это наземный транспорт?
- Нет.
- Водный?
- Нет.
- Воздушный?
- Да.
- У него есть колеса?
- Да.
- У него есть крылья? и т.п.
Игра «кто я?»
Игра наподобие предыдущей. Каждый игрок пишет на листочке (лучше использовать стикеры) название персонажа (мультфильма, сказки и т.п.).
Затем каждый игрок приклеивает свой листочек на лоб своему соседу. Игроки видят «имена» друг друга, но не видят своего «имени».
Чтобы отгадать «свое имя» нужно задавать другим участникам наводящие вопросы, на которые нужно отвечать только да или нет.
Например, Крокодил Гена:
- Это человек?
- Нет.
- Это животное?
- Да.
- Он добрый?
- Да.
- Он ест мёд?
- Нет.
Плохо или хорошо
Ищем, что хорошего и плохого может быть в различных явлениях.
Например: долго едем на поезде. Плохо - устали ехать, не побегать. Хорошо - приедем на море, будем купаться и загорать, играть.
Игры с буквами
Можно по очереди называть буквы алфавита или поиграть в другие игры с буквами.
«Кто больше слов придумает»
Один игрок называет букву, другой должен придумать на неё как можно больше слов. Или можно называть слова по очереди, когда запас слов иссякнет, перейти на другую букву.
Города - слова
Знакомую всем игру в города с маленькими детьми можно перевести в игру слова. Можно немного усложнить, выбирая только живые, или только неживые предметы, съедобные или несъедобные и т.п.
Например: Стол - ложка - арбуз - заяц - цифра - аист - танк и т.п.
Слоги в словах
Можно считать слоги в словах. Один игрок называет слово, второй - хлопает столько раз, сколько в этом слове слогов.
Например: кот - один хлопок, бегемот - три хлопка и т.п.
Играйте со своими детьми каждую свободную минуту, уделяйте больше времени и вы сами не заметите, как ваш ребенок начнет проявлять чудеса сообразительности, внимания и памяти.
С теплотой и заботой, ваша "Мама Знайка".