Не буду скрывать, сериал "Диверсант" был одним из моих самых любимых сериалов, которые я периодически пересматривал. Был до выхода третьего сезона в 2020 году. Казалось бы, одного провала должно хватить, чтобы киноделы поняли свои ошибки и не повторяли их... нет, не хватило! Они решили усугубить ситуацию и в 2022 году сняли продолжение "Диверсант. Идеальный штурм".
Подход, мягко говоря, нетрадиционный, ведь традиционный подход - развитие событий на экране в хронологическом порядке, но во втором сезоне Война почти закончена, третий сезон переносит нас в 1942 год в Крым, а четвертый - в 1945 год, перед штурмом Кёнигсберга.
Я, в отличие от создателей сериала, пойду более структурированным путем и расскажу все, что я думаю.
Во-первых, главные герои - Бобриков и Филатов. По сюжету им обоим около 20 лет, на самом же деле актерам уже под сороковник. Вернее, Бардукову, исполнителю роли Филатова, почти 40, а Плетнёву - уже за 40.
Сорокалетние мужики не могут органично смотреться в роли 20-летних парней. Филатов - еще ладно, с натяжкой, можно принять, но Бобриков... похоже, портупею для него сшивали из двух. И возникает большое подозрение, что диверсии он проводил исключительно на кухне, в одиночку объедая всю немецкую армию, причем весьма успешно. Настолько он раздобрел! Ряха, как у кабана, с тремя подбородками... о кульбитах, какие были в первых сезонах, говорить уже не приходится. Бобриков - степенный, неторопливый, с отдышкой.
Во-вторых, Калтыгин. В двух первых сезонах его роль исполнил Владислав Галкин, почивший в 2010 году. Галкин - потрясающий актер, кинематограф и зрители много потеряли с его уходом. В третьем сезоне Калтыгина показали со спины, в четвертом - оживили при помощи технологии дипфейк.
И появление Калтыгина только усугубило общее восприятие актеров, усугубил контраст постаревших Филатова и Бобрикова.
Вообще же сама технология дипфейк на сегодняшний день далека от совершенства. Более-менее правдоподобно герои, воссозданные с ее помощью, смотрятся в полутьме, мельком. Или, как это было с шестым Терминатором - в темных очках на половину лица.
Люк Скайуокер и Лея Органа в "Звездных войных", омоложенные при помощи все той же дипфейк, выглядят крайне убого. Лица - как маски. Да, согласен, отдаленное сходство есть, но не более того.
Актер - это не только лицо. Актер - это мимика, это жесты, это пластика движений, это интонации голоса. Словом, актер - это игра. Это воплощение персонажа на экране. Я почувствовал себя обманутым, увидев Калтыгина с лицом Галкина, но не обладающим достоинствами, талантами Галкина.
В-третьих, это компьютерная графика в сериале вообще. Воссозданный цифровой Калининград режет глаз своей неестественностью, слишком насыщенными тонами на общем фоне. Графика бросается в глаза точно так же, как в сказке "Т-34". Собственно, именно благодаря обилию неестественной графики "Т-34" смотрится, как сюрреалистичная сказка, а не вдумчивый, серьезный фильм, каким нам его попытались преподнести.
А "Диверсант", в котором с графикой реальный перебор, смотрится фарсом.
В-четвертых - это сюжет. Сюжет, полный дыр, несоответствий, заплаток. Сюжет, откровенно скучный. Сюжет, более свойственный для героя наподобие Исаева-Штирлица, такого опытного разведчика-интеллектуала, но в первых двух частых Филатова с Бобриковым обучали различным боевым искусствам, приемам... а в четвертом сезоне диверсанты забыли все, чему их обучали! Нет, оно понятно - сорокалетние мужики уже не могут так же прыгать, как и двадцатилетние, так, возможно, стоило заменить героев? Или жажда хайпа на раскрученном имени затмила глаза?
Сюжет развивается настолько нерасторопно, настолько в нем не хватает драйва, что сериал превращается в нечто вовсе унылое.
В-пятых - это нестыковки в историях самих героев. По сюжету первых двух сезонов Филатов вообще не употреблял спиртного, здесь же закладывает за воротник, только успевают наливать. Калтыгин же знал из немецкого всего несколько слов, тут же шпарит, как заправский баварец.
Первые два сезона я полюбил за динамику сюжета, за раскрытие истории каждого персонажа, за богатый внутренний мир героев, каждый из которых переживал войну не только с автоматом в руках, но и внутри себя.
Четвертый сезон скучен, поверхностен и наигран.