События пятого «Форсажа» остались далеко позади умчавшейся в закат семьи Доминика Торетто. Однако начиная с девятой серии, прошлое стало за ним резко гнаться – то обиженный брат объявится, то сын убитого наркобарона. Семья, она же не только у Доминика. И если ты кого-то лишил семьи – будь готов к тому, что этот кто-то лишит семьи тебя.
Давным-давно, кажется, в прошлую пятницу, скатывающуюся в уныние франшизу «Форсаж» решили преобразить. Вместо уличных гонок пришли динамичные ограбления с помощью машин, вместо безликих антагонистов – набирающий популярность Дуэйн Джонсон. Из сезонного сиквела внезапно родился блокбастер – сборы перевалили за полмиллиарда. Серию тут же поставили на конвейер и не прогадали. Со смертью Пола Уокера «Форсаж» въехал в золотую категорию фильмов, собравших свыше миллиарда.
Однако за четыре серии как-то поиссякло вдохновение. Дизель поссорился с Джонсоном, персонаж которого перетягивал на себя одеяло внимания. Джонсон устранился в съёмки спин-оффа, который обещал стать лучшим боевиком года. Вместо этого получилась какая-то идиотская несуразица. Затея не окупилась. А назад Дизель, как продюсер франшизы, Джонсона уже не звал.
Однако и у него дела шли не лучше. Сборы девятой серии были идентичны «Хоббс и Шоу». Бюджеты уже покрывались с большим скрипом, назвать это коммерческим успехом язык не поворачивался. Но, как говорится, «Drive or Die». Колёса крутятся, бабки мутятся. Дизель анонсировал очередной последний заезд, заранее обещая поделить его на две (а теперь, возможно, и три) серии, в очередной раз пообещал воздать все возможные почести умершему десять лет назад Полу Уокеру. В общем, любой сериал делает упор на эффектный финал.
В процессе, правда, возникли сложности. Пандемия продолжала вносить свои коррективы, постоянный режиссёр Джастин Лин устранился с должности, ссылаясь на производственные разногласия. Простой съёмочных дней выходил в солидную копейку, раздувая и без того космический бюджет. В итоге франшизу взялся спасать постановщик первого «Перевозчика», Луи Летерье, а к премьере обо всех этих неурядицах уже как-то подзабыли. Результат – кассовый провал, премьера в цифровом формате уже через три недели проката.
Как было подмечено в самом первом абзаце, коммерческие провалы наступили вместе с попытками Дизеля реанимировать франшизу, обращаясь к прошлым событиям. И если раньше семья была только у Торетто, то теперь в кого ни ткни пальцем, у всех семья. У Хоббса своя семья. У Шоу своя семья. Теперь добрались и до злодеев.
Как всё это смотрится? Два варианта, в зависимости от вашего настроения. Уморительно или утомительно. Дизель, плавно приближающийся к 60-тилетию, из последних сил ходит на раме в безрукавках, хотя видно, что форму поддерживает уже еле-еле. Говорить об актёрской игре тут бессмысленно. Как минимум последние три серии, а может и больше, это уже не тот харизматичный парнишка с района.
Это, скорее, ходячий символ франшизы, такой же, как его крест, глыба, а не человек. Доминик всё так же вписывается в повороты, движок Dodge Charger выдаёт космические обороты, подвеска живуча как Дэдпул, а любая проблема решается как в анекдоте про деда, который включил вторую передачу. Весь лист с репликами Торетто можно уместить в переделанную строчку из Big Russian Boss – Хороший день: «Если ты не о семье, тогда о чём не знаю»
Как обычно раздобревший Джейсон Момоа опять щеголяет со своими патлами, выдавая что-то на грани эксцентрики. Критики обожают подобные перформансы, отчего уже нарекли Момоа самым главным достоинством десятой серии. Его персонаж не представляет из себя чего-то интересного. Типичный гиперкомпенсатор – потерял всё, создал империю из ничего.
Даниэла Мельшиор, Шарлиз Терон, Джон Сина – большие молодцы. Особенно Сина, который был совершенно неинтересен в предыдущей серии. Стэйтема слишком мало, чтобы можно было его включить в этот список. Всех остальных актёров похвалить не за что. Более того – семья Доминика и так большая, так теперь целых четыре новых персонажа. У каждого своя небольшая линия в сюжете, но развивается это всё действительно как в очередной серии длинного сериала.
Забавно ещё то, что набрав такой внушительный актёрский состав, сценаристы будто бы не понимают, что же делать со всеми этими людьми. Момоа с его пузиком не годится для рукопашной. И ради этого хронометраж фильма растянут из-за абсолютно ненужных стычек между своими. Тэдж дерётся с Романом, Летти с Сайфер, Хан с Декардом. В общем, методика бессмысленных боёв позаимствована прямиком из последних проектов Marvel.
В этой серии всё-таки нарисованные на компьютере автомобильные трюки выглядят поинтереснее тех людей, что за рулём. Пафос диалогов тошнотворен. Уровень драматургии – детсадовский. Этакий капустник в стиле первых «Мстителей». Сейчас невольно задаёшься вопросом, а действительно ли дела пошли под откос после восьмой серии? Или же всё-таки оно и раньше было не фонтан, да только ныне приелось до раздражения?
Трудно сказать. Во всяком случае, сейчас уже не получается вспомнить, как именно воскрес Хан, или же как Доминик в итоге помирился с братом. «Форсаж» стал проноситься мимо сознания как Dodge на закиси азота. Возможно, что повсеместное нытьё о том, что франшиза закончилась на третьей серии основано на том, что сюжеты тех фильмов мы помним до сих пор.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.