Найти тему
mediametrics

Владимир Крымский: Элитное образование для Отечества

Оглавление

Владимир Крымский, директор Первого Московского кадетского корпуса, генерал-майор

История кадетских корпусов началась почти 250 лет назад, когда был образован шляхетский кадетский корпус.

Новейшая история Первого московского кадетского корпуса началась в 1993 году. Наши ориентиры были расставлены предыдущими поколениями, которые воспитывались в 1-м Московском Имератрицы Екатерины II кадетском корпусе? Многие выпускники стали не только известными военными и государственными деятелями. Великий художник Павел Федотов, Иван Ларионов, автор, как все считают, народной песни «Калинка» -тоже выпускники Первого московского кадетского корпуса.

Сегодня Первый Московский кадетский корпус —государственное образовательное учреждение, в котором обучается более трех тысяч кадетов. Подготовка идет по различным направлениям. Самое главное отличие от школы — круглосуточный режим полного дня, который обеспечивает адаптацию наших ребят к будущему обучению в высших военно-учебных заведениях: МВД, ФСБ, ФСО и т.д. Конечно, учиться ребятам намного тяжелее, чем в школе, поэтому мы всегда говорим, что каждый из них должен дать себе сам ответ, зачем он себе эти трудности назначил, когда мог бы учиться в обычной школе - пришел в 8.30, ушел в 14.30, сходил в кружок, потанцевал, попел, жизнь удалась... Но они выбирают (не только сами, где-то с помощью родителей) очень тяжелую дорогу, и те, которые проходят ее до конца, как правило, точно становятся незаурядными личностями.

Как потом эту личность применит государство, это другая история, но то, что выходят личности, это бесспорно.

Что нужно, чтобы поступить в Корпус?

Когда родители приводят детей, говорят: «Он 20 раз подтягивается, здорово бегает», — родители что-то путают. Название у нас четкое — государственное образовательное учреждение. И для того, чтобы к нам поступить, нужно очень хорошо учиться, а всему остальному мы здесь научим.

Великие слова сказал Александр Григорьевич Лукашенко, когда его журналисты спросили: «Для Вас, как для Президента Республики Беларусь, что первично, что вторично — здравоохранение или образование?» Он, не задумываясь, сказал: «Здоровые дураки Республике Беларусь не нужны».

Также и мы - мы всех ребят по физической подготовке за эти годы выведем на очень приличный уровень. А если ребёнок в школе не учился нормально, если он до прихода к нам считал, что учеба на последнем плане, то, хоть десять раз поступит, учиться он не сможет.

Для того чтобы поступить, нужно пройти индивидуальную диагностику в Московском центре качества образования, получить по ним сертификат и сдать его в приемную комиссию.

Наборы предметов при индивидуальной диагностике могут отличаться в зависимости от того, в какой класс поступает ребенок и в какую нашу кадетскую школу. Допустим, в дипломатическую кадетскую школу нашего корпуса должен быть очень сильный язык, на уровне 80-90 процентов выполнения задания. При поступлении в основную кадетскую школу — математика, физика очень важны. То есть не один предмет, а сдать нужно будет комплекс предметов и представить это все в приемную комиссию.

С 1 февраля ребята могут проходить диагностику, собирать документы. Но сдать их надо до 30 июня, потому что 30 июня у нас начинаются заседания приемной комиссии. Приемная комиссия проходит онлайн, каждый желающий может по ссылке присоединиться и посмотреть, как проходит комиссия. Там не называются фамилии, а называются номера личных дел. Каждому, кто сдал сюда личное дело, выдается уведомление, где прописан номер, и в прямом эфире можно все увидеть. Прозрачно, открыто, и справедливо - не помню за последние пять лет хоть какой-то упрек в адрес корпуса, что что-то не так при поступлении.

-2

Кто поступает в Кадетский корпус?

Основной поток поступающих пока идет с 7 класса и 10-й. В прошлом году мы набрали 5-е классы, но надо точно понимать всем, для кого важен наш корпус как место, куда можно сдать кадета «с кроватью». Я их разочарую: у нас интернат начинается с 8-го класса, в будущем он будет с 10-го. До 10-го все будут без интерната. У нас сегодня 5, 6, 7 классы без интерната, каждое утро прибывают сюда к 8.00 и в 19.00 убывают.

По всей в Москве в нашем Корпусе - 7 кадетских школ: основная кадетская школа, кадетская школа старшеклассников, Петровская кадетская школа «крылатой гвардии», дипломатическая кадетская школа, кадетская школа государственных воспитанниц, навигацкая школа и таганская кадетская школа.

У всех свой профиль, есть аэрокосмический профиль, в таганской школе очень интересный профиль выбрали в прошлом году — военный транспорт и логистика, востребованность на рынке труда сумасшедшая. Государство пока в эту сторону не сильно перестроилось, есть несколько вузов, которые готовят, но потребности у государства в сотни раз больше, чем сегодня выпускается. Я думаю, что это будет одно из самых перспективных направлений.

Навигацкая школа — это морское направление, это все, что связано с военно-морским флотом, с гражданским морским флотом. Петровская кадетская школа — это направление подготовки воздушно-десантных войск для рязанского воздушно-десантного командного училища. В кадетской школе государственных воспитанниц обучаются одни девочки, и там тоже подразделяется на разные направления: есть военная журналистика, новый педагогический класс. То есть направлений подготовки очень много - и физико-математическое, и естественно-научное, и технологическое.

У нас есть IT-полигон, в Москве таких всего три. И ребят оттуда не оттянуть, да и взрослых тоже, потому что там очень интересно. Мы поддерживаем и будем поддерживать и это направление.

-3

Кем становятся выпускники Кадетского коруса

Мы всё-таки не «частная лавочка» - выпустились, и кто куда. У нас есть четкое государственное задание, наши дети должны идти в соответствии с выбранным профилем. Поэтому мы с 9-го в 10-й класс детей не переводим, 9-й класс ребята заканчивают, мы их исключаем из списков корпуса как завершивших вторую ступень обучения. На следующий день они заново подают заявление в старшую школу, но уже выбирают конкретный профиль.

Если выбрал навигацкую школу, мы более-менее точно понимаем, что этот ребенок пойдет либо в военно-морской флот, либо в гражданский флот. Наши ребята процентов на 80 идут служить Отечеству. Но если один из тысячи станет художником, это тоже можно считать служением Отечеству.

Мы стараемся ребятам показывать людей, которые служат своему государству в разных отраслях, в том числе в творческой. Василий Лановой, ушедший от нас, можно сказать, что он служил Отечеству? Безусловно.

-4

Какой распорядок у кадетов?

В основной кадетской школе, с интернатом, в 6.30 ребята встают. Зарядка вне зависимости от погоды под руководством офицеров. Как правило, на улице - в спортивном зале проводятся занятия только по определенным темам. Одеваются ребята по погоде, никто их раздетыми не гонит.

Затем они умываются, приводят себя в порядок, заправляют постели, наводят порядок в своих помещениях, где спят, и под руководством офицеров отбывают в столовую на завтрак.

Дальше - подготовка к занятиям и развод на занятия.

В понедельник проводится общий развод - на плацу, с подъемом государственного флага и исполнением гимна России. Наши кадеты - не «слушатели» гимна. Где бы он не заиграл, они поют.

В обычные рабочие дни развод проводится в составе подразделения, и исполняется гимн нашего первого московского кадетского корпуса.

С 8.30 начинаются плановые занятия, как в любой школе, они прерываются только переменами и большой переменой для второго завтрака.

После обеда - два часа для младшей и средней школы, до трех часов для старшей школы - самостоятельная подготовка под руководством офицера-воспитателя.

И после самостоятельной подготовки - дополнительное образование: творческие, физкультурные, профильные проекты. Есть чем заняться. И это все идет до ужина.

После ужина - час личного времени. В личное время в основном ребята общаются по телефону с родственниками, очень многие проводят его в парке, зимой на лыжах бегают.

После того, как закончилось личное время, проводится вечерняя прогулка и вечерняя поверка, умывание и отбой.

Простой распорядок, но очень насыщенный и очень тяжелый.

И так 5 дней в неделю. В пятницу ребята убывают домой.

Сказать, что суббота выходной — нет, огромная часть кадетов в субботу приходит сюда, потому что у нас работает клуб «Авиатор», здесь у нас бассейн, у нас проходит медиакласс. Если мы придем в кадетские школы в субботу, то увидим огромное количество ребят, которые вчера уехали домой, но сегодня пришли заниматься любимым делом.

И мы создаем условия для таких занятий, при этом я всегда настаивал, чтобы ребята могли попробовать себя в городских проектах, сходили в вузы, посмотрели какую-то кафедру, предприятия - объем возможностей Москва представляет просто неограниченный.

А воскресенье уже чистый выходной, подготовка к рабочей неделе.

Сказывается ли отрыв от семьи, и меняется ли отношение ребёнка к семье

Мы все когда-то уезжали из дома, кто-то в институт, кто-то в армию, и это всегда тяжело. Чем ты моложе, тем тяжелее, хотя уже в 14-15 лет детям хочется попробовать самостоятельность.

Другой вопрос, что у нас огромное количество детей льготных категорий - многодетные, социально незащищенные, опекаемые, и для них Корпус становится домом. Я бы не сказал, что им тяжело, потому что здесь они приобретают дом. Чем меньше ребенок, тем сложнее его переход из семьи в кадетский корпус.

Корпус не может как-то радикально повлиять на отношение ребенка к семье. Всё-таки главным центром воспитания ребенка является семья. Мы способствуем, помогаем.

То, что все взрослые в корпусе уважительно относятся к семье, это так, то, что мы уважительно относимся к родителям наших кадетов, это так.

Бывают ситуации, когда конфликт в семье, тогда мы как-то пытаемся вмешаться, помочь ему, помочь семье. Но опять же, только семья может нас попросить, мы сами не можем лезть в чужую семью и пытаться установить там свои порядки.

Поэтому любое удаление от дома только укрепляет любовь к своей семье, ребята начинают больше ей дорожить.

По материалам программы «Образ времени» на Радио Медиаметрикс

-5