Найти тему
Мытищинский Музей

Патриотический проект «Наши. 400 лет истории». Василий Григорьевич Перов (2.01.1834 – 10.06.1882)

-2
-3
-4

Василий Григорьевич Перов — живописец, представитель русского реализма второй половины XIX века; академик и профессор Императорской Академии художеств, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1862 году Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах» - произведение с острой социальной тематикой, которая была широко распространена в русской живописи 1860-70-х годов.

Место действия небольшого жанрового полотна обозначено надписью на верстовом столбе: Мытищи. Именно они были главным источником питьевой воды для Москвы. Отсюда в город в конце XVIII века был проведен первый московский водопровод. Направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру многочисленные паломники останавливались в Мытищах на отдых. Там бывал и автор картины, следовавший на богомолье.

За чайным столом в сени деревьев сидит толстый распаренный зноем и чаем иеромонах. К нему с протянутой рукой подходит безногий слепой инвалид в ветхой одежде, рядом – босой мальчик-поводырь в лохмотьях, с шапкой в руке. О судьбе старика рассказывают награды на его шинели, в числе которых солдатский Георгиевский крест. Он – герой недавно закончившейся Крымской войны. Но священнослужителю нет дела до калеки – он неспешно пьет чай из блюдечка. Его служанка отталкивает инвалида. Довершают картину фигуры монашеских служек на втором плане: один - попивает чай, другой сладостно потягивается.

Тонкая и сложная живопись картины отсылает зрителя к жанровым сценкам малых голландцев и к ближайшему предшественнику Перова в русской традиции – Павлу Федотову.

Художник пишет условный идиллический пейзаж с пышной зеленью деревьев и ясным небом, который воспринимается резким контрастом по отношению к изображенной сцене.

Автор подчеркнул конфликт между героями, в том числе с помощью композиции, имеющей в своей основе круг. Его левая и правая части представляют два мира, зеркально отражающих друг друга. Предметы слева написаны Перовым с тщательной фактурной разработкой и здесь преобладают округлые формы. В правой части все элементы изображения имеют более сдержанную живописную фактуру и монохромную красочную гамму.

Несмотря на неоднозначную реакцию общества на картину, она была приобретена московским купцом К.Т. Солдатенковым. Впоследствии полотно вошло в собрание Третьяковской галереи.

Подробнее читайте на сайте Мытищинского историко-художественного музея: https://mytyshimuseum.ru/

#Мытищи #Мытищинскиймузей #мытищимузей
#нашеподмосковье #культураМО #гоМытищи #культураМытищи #Московскаяобласть #КультураРФ #нацпроекткультура #наши #400лет #патриотическийпроект