Найти тему

Савва М.В.:“Человек не может быть лучше остальных только потому, что он определенной национальности”

Переполненный троллейбус тяжело остановился. Пассажиры протискивались к выходу:

«Ну ты, чурка, полегче! - возмутился подвыпивший блюститель этикета, - понаехали тут всякие...»

«Чуркой» оказался студент азиатской внешности. Ничего, видимо, не поняв, он не отреагировал, а только молча покинул троллейбус.

Все мы бываем свидетелями подобных сцен. Человек не совершил ничего предосудительного, но впадает в немилость только потому, что он другого цвета, национальности, религии. Как ни странно, даже наличия иной внешности, одежды, ментальности уже достаточно для ненависти со стороны некоторых индивидуумов. Каждому человеку хочется быть значимым. И если у него нет собственных жизненных достижений, а есть только паспорт с указанием национальности, этот субъект пытается возвысить себя хотя бы этим, не сознавая что все мы творения Божьи.

Тут самое время поразмыслить о причинах разделения человечества на нации, последствия которых обретают гораздо большие масштабы, чем частные случаи в общественном транспорте. По прогнозам экспертов, фашизм сегодня – это реальная угроза миру. Крайний национализм следует воспринимать как патологию, потому как, засевший в голову человека, он не оставляет там места разуму.

Национальное самосознание – хорошо это или плохо? Как определить грань между национальным самосознанием и крайним национализмом? Почему Россия сегодня – одна из первых стран по разгулу шовинизма и этнорасовых конфликтов? Что делать, чтобы стало лучше? Обо всем этом – авторитетное мнение.

Михаил Валентинович Савва, директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра, доктор политических наук, профессор Кубанского госуниверситета:

— Что такое национализм? Когда и как он появился в обществе как феномен?

— Ученые понимают под национализмом идеологию, систему взглядов, которая предполагает, что для человека его этническая, национальная принадлежность является очень важной. Как видите, это понятие очень широкое. На самом деле национализм — это не плохо и не хорошо. Это факт жизни. А будет ли он созидательным или разрушительным, зависит исключительно от степени его выраженности. Когда человек способен сказать: «Моя нация - самая лучшая», - это крайнее проявление национализма. Когда же он говорит: «Моя нация - самая лучшая для меня», - это норма, естественный для человека национализм. Как и в любом деле, здесь нужно уходить от крайности. Возник национализм очень давно, с формированием этносов.

Вопрос о времени возникновения наций остается открытым. О нынешнем состоянии национализма можно сказать следующее. Он представляет собой систему взглядов, которая отчасти формируется самим народом и отчасти приносится сверху, то есть теми, кто управляет этим народом. Иногда людям просто навязывают взгляды, установки по поводу их национальной исключительности, и они поддаются влиянию. Пример — нацистская Германия, когда буквально в течение нескольких лет большой и образованный народ поверил в свою национальную исключительность. Очень часто национализм используется в интересах каких-то определенных групп. Легко заставить людей поверить в то, что они лучше других только благодаря своей национальной принадлежности. Это не что иное, как извечная тяга к легкой славе, когда ни за что мы что-то получаем. Так не должно быть, это абсолютная иллюзия. Человек не может быть лучше остальных только потому, что он принадлежит к какой-то национальности.

— Как осуществляется процесс обработки массового сознания?

— Есть очень много примеров. Если говорить о Германии, то нацистская обработка общественного сознания опиралась на то, что этническое чувство является очень давним, глубоким. До сих пор живут люди в той же Германии, которые в 30-е годы были подростками, убежденными нацистами. Потом они остались жить на территории ГДР, став убежденными коммунистами. В настоящее время они являются убежденными демократами. То есть они трижды поменяли свои идейные установки, но от этого не перестали быть немцами. Чувство принадлежности к нации - очень глубокое, оно является одним из базовых для человека. Сложнее, чем национальность, поменять только пол. То есть психологически национальность изменить очень трудно. Манипуляция общественным сознанием с целью поверить в свою исключительность как раз основывается на этом факте. А в последнее время она основывается на следующем. Эпоха машинной цивилизации приносит очень серьезные изменения в нашу жизнь и влияет на социальные изменения. С развитием техники и информационной сферы отношения между людьми становятся все более поверхностными, неличностными, между ними встает «технологическая стена». Очень многие мыслители, включая Маркса, предрекали исчезновение национальных различий. Но человек — существо социальное, нам необходимо чувство причастности к какой-то группе. Поэтому в последней четверти XX века возникло явление, получившее название «этнический парадокс современности». Оно проявляется в росте ксенофобии – враждебности к чужому.

Более того, наблюдается бурный рост чувства национальной принадлежности. Оно стало очень востребованным. Началось развитие фольклорных коллективов, возродился интерес к изучению языков, люди потянулись к «национальным корням». Почему? Дело в том, что в этих группах - в нациях - люди увидели то, к чему можно прислониться, чем можно компенсировать недостаток психологической защищенности, возникший в результате нашей технологической цивилизации. Рост значимости национального чувства продолжается до сегодняшнего дня.

— Это хорошо или плохо?

— Как любой социальный процесс, этот рост имеет и плюсы, и минусы. Минусом я бы назвал то, что в ходе роста национального самосознания в любой этнической общности обязательно появляется группа людей, которая начинает исповедовать ксенофобию. Их национализм становится крайним, они становятся убежденными врагами всего чужого и в первую очередь - другой национальности и другой религии. Это своеобразный барометр, сигнализирующий об опасности. Появляются преступления против людей другой расы, национальности, религии. В западной науке и в полицейской практике это называют преступлением на почве ненависти. Таких преступлений, к сожалению, становится все больше.Маятник нестабильности качнулся в нашей стране в сторону конфликтности еще на рубеже 80-х -90-х годов.

— Почему это произошло?

— Потому что у нас радикально изменилась социально-экономическая ситуация. В стране поменялось все: система власти, строй, уровень демократии. На этом фоне сработал такой фактор, как задавленность этнического самосознания. Проповедуемый в советское время интернационализм на самом деле не означал искреннего, глубокого понимания человека другой национальности. Он подразумевал, что любые попытки проявления неприязни сразу будут жестко подавлены властью. То есть болезнь не лечилась, а загонялась внутрь. В свое время, задолго до Советской власти, один из декабристов написал своему другу в Петербург, что «ум, как и порох, опасен только сжатый». Представьте ситуацию, когда это этническое самосознание прессовалось, а потом в 89-90 годах, буквально за год, получило возможность вырваться наружу.

— Каковы межнациональные отношения в России сегодня? Когда можно ожидать стабилизации сложившейся ситуации?

— Можно абсолютно уверенно говорить о том, что в последние три года наблюдается рост ксенофобии. Однако ни один социальный процесс не продолжается вечно. Затухания всплесков национализма тоже произойдут, но будет это не скоро. В последнее время произошло очень важное изменение самих конфликтов. Если в первой половине 90-х годов они были масштабными, то сейчас они стали более локальными, ограниченными по территории и количеству участников, но зато они стали гораздо более непредсказуемыми. Их причины, формы и проявления стали бесконечно разнообразными, и стало намного сложнее их прогнозировать. Те научные инструменты, которые действовали в 90-е годы, сейчас уже не работают, и нужно думать о других подходах.

— Но ведь экономически стабильные страны тоже не застрахованы от крайних проявлений национализма?

— Да, это так. Посмотрим на опыт западных стран. Их обычно называют государствами развитой демократии, уровень жизни там намного выше по сравнению с Россией. Мы видим, что степень достатка населения особенно не влияет на его националистические чувства.

Возьмем Канаду и Японию — самые богатые страны мира, занимающие в общемировом рейтинге качества жизни первое и второе места. В обеих странах есть этнические проблемы. В Канаде — это сепаратизм франкоязычного меньшинства, в Японии — корейское меньшинство. Проблема не в самом уровне жизни, а в его динамике. Не должно быть такой ситуации, когда в одной и той же стране у одной этнической общности происходит подъем, а у другой спад. Если эти общности будут наблюдать подобную динамику не в свою пользу, безусловно, будет сохраняться основа для конфликтов.

— Можно ли влиять на всплески национализма?

— Можно. Это описывается математической моделью. Есть теория социальных возмущений, которая показывает, когда люди теряют контроль над своим поведением и начинают проявлять агрессию.

Рассмотрим следующую ситуацию. В процессе роста уровня жизни, то есть когда человеку становится лучше, психологически он хочет, чтобы изменения происходили еще быстрее. Наши ожидания растут намного быстрее, чем возможности. Тогда люди выходят на улицы, строят баррикады, организуют погромы и т.д. Это происходит при одном условии: если они не получили ответ на свои ожидания, то есть если власть не дает ответа на вопросы о дальнейшем улучшении жизни. В России этот ответ сейчас дается. Это четыре так называемых общенациональных проекта: образование, жилье, здравоохранение и сельское хозяйство. Безусловно, это массовая пиар-акция, но она очень своевременна и необходима. Ведь рост уровня жизни в стране налицо, так как стоимость нефти на мировом рынке чрезвычайна высокая. Это не просто поддерживает экономику России, это дало нам возможность выплатить все внешние долги, создать огромный стабилизационный фонд. Но еще быстрее растут ожидания населения.

Значит, на них нужно давать ответы. В лице этих четырех национальных проектов такой ответ дан. Я надеюсь, что это позволит каким-то образом снизить уровень агрессии значительной массы населения. Потому что наши люди уже, действительно, начинают искать врага на улицах. При этом масса проблем в сфере национальных отношений еще не решена ни со стороны общества, ни со стороны власти.

(Продолжение следует)

Мариет Кочтюрк