Последний взмах шпателя - и Вадим невольно залюбовался своей работой по отделке комнаты.
- На сегодня всё, завтра начинаем гостиную, никому не опаздывать, - обратился Вадим к своей бригаде. Он умылся, переоделся и поехал домой, чтобы завтра продолжить работу на объекте. Нужно поспешить, хозяин обещал хорошие деньги, если закончат это в срок. Но Вадим был уверен, что они успеют, потому что ребята, которых он набрал в свою бригаду отделочников, не «филонили». Бригада Вадима пользовалась хорошей репутацией, и деньги они зарабатывали неплохие.
Но так было не всегда. Еще совсем недавно этот человек ночевал на улице и совершал преступления. Кажется почти невероятным, что подобная перемена смогла произойти в недавнем беспризорнике.
На улице
...Вадим вылез из люка колодца теплотрассы на морозный воздух улицы, окутанный клубами белого пара. Там, внутри, было тепло, но только этим преимущества убежища Вадима и ограничивались. Наполненное сырым паром угрюмое пристанище не было приспособлено для жилья, ведь это была теплотрасса с утечкой в паропроводе. Долго находиться там невозможно: одежда насквозь промокает, дышать всё труднее и труднее, приходится выходить на улицу, где мороз, и бегать, чтобы согреться. Через некоторое время, когда устаёшь бегать и замерзаешь до костей, а одежда схватывается ледяной коркой, с радостью снова ныряешь в спасительное тепло. Но через некоторое время свежего воздуха не хватает, и снова - мороз неприкаянной ночи…
Одна только мысль, упрямая и твёрдая, давала силы жить дальше: “Я выберусь, я буду жить нормально, как все люди”. Вадим упрямо повторял её снова и снова, повторял сквозь жар и кашель сильной простуды. Так проходила та страшная зима, когда Вадим в возрасте 14 лет оказался на улице. Он стал беспризорником и бездомным бродягой.
Родился он в 1982 году, до этой зимы жил в детском доме, а в возрасте полутора лет его забрали у матери. Семья была неблагополучной: отец Вадима сидел, бабушка работала на пивзаводе и много пила, мать находилась в стеснённых материальных обстоятельствах, и Вадима у нее забрали. Из-за этого она получила сильную эмоциональную травму и оказалась на лечении в психиатрическом учреждении. Одним словом, детство мальчика прошло в Афипском детском доме, где он выделялся особенной склонностью к организации разных шалостей - больших и малых, законных и далеко выходящих за рамки закона. Он научился выживать в том жестоком мире, где царили свои неписаные законы. И не просто выживать, а быть лидером. Способный от рождения, Вадим был не просто хулиганом или малолетним преступником, как может показаться на первый взгляд, скорее, был он озорником, чья энергия и таланты ищут выхода, но идут в неверном направлении.
Он окончил среднюю школу. Захотел учиться дальше, для чего поехал поступать в ПТУ, но его не приняли. Не поехал он обратно и в детский дом. Так Вадим оказался на улице. Без денег, без жилья, без друзей. Попытался искать помощи в Краснодарском отделе образования, но его просто выгнали. Первую бездомную ночь провёл Вадим на вокзале, где у него украли сумку с документами и тёплыми вещами, а ведь на улице уже была зима. Что делать? Жить ведь как-то нужно. И примкнул наш герой к шайке беспризорных малолеток, в результате чего оказался на нарах.
неожиданный поворот
Резкий голос конвоира резанул уши и натянутые нервы.
- Фамилия, имя, отчество!
- Цукманов Вадим Сергеевич.
- Год рождения…статья…Бегом марш!
Сержант внутренних войск убрал в сторону резиновую дубинку, которой преграждал выход, и замахнулся ею больше для устрашения, чем по необходимости. Вадим рванул вперёд. Выпрыгнув из “столыпинского” вагона, где перевозят заключённых, Вадим, пригнув голову, бежал сквозь строй конвоиров и лай собак в переполненный до отказа “воронок”, куда загоняли зеков для перевозки в Краснодарское СИЗО. Уже почти год катается он по тюремным этапам вместе со своими подельниками. Статья серьезная – грабёж, потому не посмотрят, что малолетки, срок дадут нешуточный. По их уголовному делу доказано девять эпизодов ограбления с нанесением побоев, хотя на самом деле их гораздо больше… Подростки, налетев разъяренной толпой на жертву, избивали её, забирали всё сколько-нибудь ценное: деньги, куртку, часы, телефон, всё, что можно потом продать. Их было десять человек - все, как и Вадим, беспризорники, но кто-то вынужденно, а кто-то по складу характера. Есть такая категория беспризорников - по зову души. Они убегают из благополучных семей, от достатка и сытости к иллюзорной свободе, хотя на самом деле им просто не хватает родительской любви и внимания. Но Вадим никогда не относился к их числу, он вообще сильно отличался от всех, с кем вынужден был грабить и воровать. Все в их группе пили, некоторые уже употребляли наркотики, а он этого не делал - было противно, да и понимал, что совсем опускаться нельзя, ведь он, как и раньше, мечтал о нормальной жизни. На преступления же шёл скорее вынужденно, потому что надо было есть и одеваться.
В тюрьме
Тюрьма стала для него спасением. Их взяли как раз в тот момент, когда Вадим сильно простудился. А для человека в его положении это было гибельно. Ведь никто не будет его лечить, кормить, ухаживать за ним. Улица, как джунгли: выживает сильный. А если ты споткнулся, то пощады не жди, слабого затопчут.
В тюрьме Вадима вылечили, вернее, сильный молодой организм сам справился с болезнью.
Прошёл год, пока длилось следствие. В России это дело долгое, неспешное.
За время, проведённое в тюремной «малолетке», Вадим повысил свою преступную квалификацию, ведь недаром тюрьму называют воровским университетом. А потом случилось неожиданное. На суде дали ему всего три года условно, что само по себе удивительно, если учитывать тяжесть совершённых преступлений и отсутствие богатых родителей, которые могли бы нанять дорогих адвокатов. Однако это случилось.
Здравствуй, свобода!
Выйдя за ворота тюрьмы, Вадим наслаждался свободой, пьянящей самим своим воздухом. Теперь-то уж он будет строить свою жизнь иначе, он будет умнее, хитрее, осторожнее. Но эти мысли посещали его лишь до тех пор, пока не потребовались деньги.
Хорошо зная мир малолетних беспризорников, он организовал из них бригаду карманников, которая действовала на рынках города. Количество их доходило иногда до десяти человек, но постоянного состава не было - одни уходили, другие приходили. Вадим давал им приют, снимая квартиры, “делал крышу”, чтобы они могли спокойно “работать”, защищал и т. д., а сам собирал выручку. Он знал нужных людей, знал, кому сколько дать. Тюрьма давала о себе знать, пошли в дело организаторские способности, и шальные деньги потекли рекой.
Иллюзия счастья
Вадим любил красивую жизнь, любил собрать десятка два приятелей и подруг и устроить им хороший вечер.
...Пьяный смех девочек тонул в грохоте ритма и полубезумных вспышках цветомузыки. Извивались в танце, а скорее, дёргались, разгорячённые алкоголем тела. Вечеринка была в разгаре, стол ломился от яств. Не об этом ли мечтал он, сидя в зловонной камере? Однако дорогая еда уже не доставляла никакого удовольствия, импортные коньяки надоели, да и вообще, он пил очень мало. Во-первых, не хотел, а во-вторых, положение не позволяло, ведь он стал теперь что-то вроде преступного авторитета, маленького, но всё же… Вадим полюбил дорогую одежду, иногда он переодевался по два раза на день, выкидывая старые вещи. Стал играть в казино, но не из-за азарта а, скорее, из-за того, что туда ходили богатые и важные люди, с кем ему нравилось общаться. Ведь это делало его, не так давно ночевавшего в теплотрассе, более значимым в собственных глазах.
Ему было всего 17 лет, но он теперь имел всё то, чего был лишён в детстве, даже больше. Однако к хорошему привыкаешь очень быстро, да и лёгкие деньги легко уходят. И понял Вадим, что счастья они не приносят, и всё чаще стал задумываться о смысле жизни. Где он? Внутренняя пустота требовала наполнения, только чем её наполнить? Ни роскошь, ни власть, ни женщины не могли принести чувства покоя и счастья. А еще Вадим понимал, что воровская удача не вечна, она может в любой момент отвернуться от него. Это только со стороны такая жизнь иногда кажется красивой и романтичной, на самом деле она полна страхов и опасностей. Итог этой жизни знают все, кто погрузился в воровскую “романтику” - почти неизбежная тюрьма и насильственная ранняя смерть. Но Вадим хотел нормальной жизни, осознавая, что имеет сейчас только иллюзию счастья, готовую развалиться в любой момент.
Вскоре “тучи начали сгущаться” над головой Вадима, интуиция подсказывала, что скоро прижмут его: если не милиция, то конкуренты. Ведь ситуация и расстановка сил в воровском мире меняется чуть ли не ежедневно. А ещё он понимал, что нельзя постоянно испытывать судьбу, расплата неминуема. Почувствовав это, он бросил всё и на целый год исчез, “залёг” на дно. А когда вернулся, то пришлось начинать с нуля, поскольку всех прежних знакомых посадили. Он очень скоро сколотил новую бригаду и начал заниматься не только кражами, но и перепродажей чёрной икры, которую возил в Краснодар из Астрахани, покупая её у браконьеров.
Новая жизнь
Когда Вадим в очередной раз вернулся из Астрахани, то осознал со всей остротой, что жить так, как раньше, больше нельзя, что это дорога, ведущая в погибель. И нашёл он в себе силы начать всё сначала, строить жизнь по-новому. Он смиренно пошёл на биржу труда искать работу. Сперва разгружал вагоны, потом освоил строительные специальности, собрал бригаду из таких же, как он, бывших преступников, которые устали жить как прежде. И дело пошло. Стали зарабатывать честно. Отпала необходимость бояться, лгать, прятаться, что ещё нужно душе? Не об этом ли мечтал Вадим всю сознательную жизнь? Однако не того жаждало сердце, всё ещё была в нём пустота. Он попытался заполнить её музыкой - не получилось; чем-то ещё - опять не то. Всё не то. Не понимал тогда Вадим, что его душа жаждет Бога . Бог звал его, звал всю жизнь, только путь к Нему оказался непростым.
Однажды, работая на очередном объекте, Вадим узнал, что родственники работодателей - евангельские христиане. Он даже увидел видеозапись служения и сразу понял, что в этих людях, христианах, есть именно то, чего так не хватает ему. Он стал расспрашивать, искать этих людей, и, наконец, нашёл. В его доме жила верующая девушка из церкви «Ковчег», которая пригласила его на служение. Придя в церковь, Вадим понял, что это то, чего ему не хватало, чего он ждал всю жизнь, – веры в Бога.
Осталось рассказать совсем немного. Вадим покаялся, стал христианином, принял крещение и несёт служение в церкви. Он и группа молодёжи посещают детские дома и интернаты, свидетельствуя детям о Христе. А ещё поступил Вадим учиться в Кубанский евангельский христианский университет, чтобы потом применять полученные знания в служении Богу.
Необычно складывалась его судьба, но конец этой истории счастливый. Теперь, оглядываясь на прожитую жизнь, Вадим понимает, что Бог был рядом даже в самые трудные минуты. Кто-то может спросить: “Разве мог быть Бог рядом, когда погибал Вадим в теплотрассе?” На это можно ответить, что Богом для каждого человека предназначен свой путь. Кто-то покается в грехах от одной только проповеди Слова Божьего, а кому-то для сокрушения гордыни нужно пройти через теплотрассу. Вадим встретился с Господом.
Станислав Буланов