Найти тему
Записки кочевников

Трансбалканская железная дорога против РЖД. Что круче?

Оглавление
Когда планировал прокатиться на Хогвартс-экспрессе, а попал в вагон РЖД 90-х с дембелями. 

Примерно так можно описать нашу поездку на поезде трансбалканской железной дороги Бар-Белград, соединяющей черногорский Бар со столицей Сербии. 

Нехогвартс-неэкспресс
Нехогвартс-неэкспресс

Не то, чтобы это было совсем уж плохо, но повторять этот опыт особо не хочется. И вот почему. 

Расписание. 

Смысл поездки был в том, чтобы встретить закат под стук колёс среди горных вершин и ущелий Черногории.

Вот за такими видами мы отправились
Вот за такими видами мы отправились

Поезд уходит из Бара в районе семи вечера, поэтому расклад казался реальным. Но билеты из Бара взять не получилось (почему, я подробно рассказывала здесь), а в Подгорицу поезд приходит уже в восемь. 

Ну, и... вы бы смогли в субботу вечером уйти из бара в семь? 

Вот и черногорский поезд не смог. 

Судя по всему, ни для кого это не было неожиданностью, потому что о том, что поезд задерживается, на вокзале даже не объявили. 

Вокзал в Подгорице
Вокзал в Подгорице

Состав. 

Поезда разрисованы граффити, шумные, медленные. До Белграда есть купейные и сидячие вагоны. 

Типичный вид Балканского поезда
Типичный вид Балканского поезда

Нумерация в поездах какая-то странная. Мы, например, ехали в 466 вагоне. И номера мест все двузначные. 

Билеты на поезд. Они не именные и для их покупки не требуется паспорт
Билеты на поезд. Они не именные и для их покупки не требуется паспорт

В составе вот такая вот интересная клетка для перевозки машин:

Когда едешь на поезде со своим четырехколесным другом
Когда едешь на поезде со своим четырехколесным другом

Вагон. 

Вагон оказался каким-то невероятно длинным. Одну его часть занимали шестиместные купе, а другую - четырехместные. 

-7

Полки гораздо шире российских, это прямо полноценная кровать. Дверь - полупрозрачная, через нее видно очертания пассажиров.

-8

Неоновое освещение:

-9

В общем, хороший вагон.

Был. Лет 50 назад. Подвижной состав откровенно старый. И, что характерно, постельное белье скорее всего тоже не обновлялось с первого рейса, ибо по его дырам и пятнами можно отслеживать историю. Полотенца в комплект не входят.

Ещё очень странно выглядит этот рудимент вместо стола. И лестница над ним. 

-10

У постельного белья есть ещё одна странность. Если стандартную простынь разрезать пополам, то получится как раз простынка, которую выдают в вагоне. 

Санузел. 

Вода в раковину начинает течь после нажатия ногой на педаль. Не очевидно, но удобно в условиях, далёких от чистоты. 

-11

Биотуалеты?

Это что-то на современном. Только туалет гравитационного типа.

После того, как сфотографируешь санузел уже можно считать себя настоящим блогером?
После того, как сфотографируешь санузел уже можно считать себя настоящим блогером?

Фаянсовый унитаз с большой дыркой, в которую проникает бодрящий горный ветерок. Про ветерок - не шутка. Сквозняк прекрасно выполняет функцию вентиляции. Стоит поезду остановиться - вагон наполняется характерным запахом. Прямо до рези в глазах. Благо, когда поезд в движении - запах полностью исчезает. 

На станциях, кстати, туалет не закрывается. Да, что уж там. Он в принципе не закрывается. Замок отвалился, похоже уже давно. Но кого это волнует, когда такие виды за окном? 

-13

Услуги. 

Чай в вагоне? Вагон-ресторан? Кондиционер? Может вам ещё ключ-карту от купе, где деньги лежат? В общем, нет этого ничего. 

Пассажиры. 

С вечера всех развлекала большая русская компания на два шестиместных купе с двумя ящиками пива. Они, похоже, были настолько рады, что в черногорском поезде можно пить и курить, как раньше в российских поездах, что даже забыли, что в русских поездах они так никогда и не делали. Интеллигентные попались ребята, видно, айтишники. Даже курили не в купе, а строго под надписью "Пушенье забраньено" в тамбуре. Угомонились рано. 

Сначала прочитала "Сербовоз"
Сначала прочитала "Сербовоз"

Но вот с утра весело и громко весь вагон подняла немецкая компания. Похоже, они единственные, кто поверил в то, что поезд придёт в Белград, как написано в расписании, в шесть утра. Поэтому уже с пяти они бесили всех своей бодростью и позитивом. 

Ради таких видов стоило их всех потерпеть?
Ради таких видов стоило их всех потерпеть?

Граница. 

Пограничный пункт наступает ровно в тот момент, когда уже окончательно перестаёшь вглядываться в темноту в надежде увидеть очередную головокружительную картинку и начинаешь дремать.

Опережая пограничников, в вагон забегает продавец пива и с криком: "Вставайте, граница!" начинает ломиться в купе, предлагая товар. 

А пограничники - молодцы. Работают быстро, чётко. Границу в этот раз прошли гладко, будто и не было её совсем. 

-16

В общем, сербско-черногорская железная дорога не очень. РЖД рулит. Причём на столько, что скоро займется ее инфраструктурой:

Банер РЖД в центре Белграда
Банер РЖД в центре Белграда

А вообще, между Черногорией и Сербией уже строят новый автобан. Ограничение скорости на сербском участке обещают 130 км/ч, и 100км/ч - на черногорском. С сербской стороны работы по его строительству идут полным ходом. Ну, и с черногорской тоже идут, только медленно. 

А у нас такой вот интересный опыт с поездкой на поезде получился.

А вы любите путешествовать поездом?