Когда планировал прокатиться на Хогвартс-экспрессе, а попал в вагон РЖД 90-х с дембелями.
Примерно так можно описать нашу поездку на поезде трансбалканской железной дороги Бар-Белград, соединяющей черногорский Бар со столицей Сербии.
Не то, чтобы это было совсем уж плохо, но повторять этот опыт особо не хочется. И вот почему.
Расписание.
Смысл поездки был в том, чтобы встретить закат под стук колёс среди горных вершин и ущелий Черногории.
Поезд уходит из Бара в районе семи вечера, поэтому расклад казался реальным. Но билеты из Бара взять не получилось (почему, я подробно рассказывала здесь), а в Подгорицу поезд приходит уже в восемь.
Ну, и... вы бы смогли в субботу вечером уйти из бара в семь?
Вот и черногорский поезд не смог.
Судя по всему, ни для кого это не было неожиданностью, потому что о том, что поезд задерживается, на вокзале даже не объявили.
Состав.
Поезда разрисованы граффити, шумные, медленные. До Белграда есть купейные и сидячие вагоны.
Нумерация в поездах какая-то странная. Мы, например, ехали в 466 вагоне. И номера мест все двузначные.
В составе вот такая вот интересная клетка для перевозки машин:
Вагон.
Вагон оказался каким-то невероятно длинным. Одну его часть занимали шестиместные купе, а другую - четырехместные.
Полки гораздо шире российских, это прямо полноценная кровать. Дверь - полупрозрачная, через нее видно очертания пассажиров.
Неоновое освещение:
В общем, хороший вагон.
Был. Лет 50 назад. Подвижной состав откровенно старый. И, что характерно, постельное белье скорее всего тоже не обновлялось с первого рейса, ибо по его дырам и пятнами можно отслеживать историю. Полотенца в комплект не входят.
Ещё очень странно выглядит этот рудимент вместо стола. И лестница над ним.
У постельного белья есть ещё одна странность. Если стандартную простынь разрезать пополам, то получится как раз простынка, которую выдают в вагоне.
Санузел.
Вода в раковину начинает течь после нажатия ногой на педаль. Не очевидно, но удобно в условиях, далёких от чистоты.
Биотуалеты?
Это что-то на современном. Только туалет гравитационного типа.
Фаянсовый унитаз с большой дыркой, в которую проникает бодрящий горный ветерок. Про ветерок - не шутка. Сквозняк прекрасно выполняет функцию вентиляции. Стоит поезду остановиться - вагон наполняется характерным запахом. Прямо до рези в глазах. Благо, когда поезд в движении - запах полностью исчезает.
На станциях, кстати, туалет не закрывается. Да, что уж там. Он в принципе не закрывается. Замок отвалился, похоже уже давно. Но кого это волнует, когда такие виды за окном?
Услуги.
Чай в вагоне? Вагон-ресторан? Кондиционер? Может вам ещё ключ-карту от купе, где деньги лежат? В общем, нет этого ничего.
Пассажиры.
С вечера всех развлекала большая русская компания на два шестиместных купе с двумя ящиками пива. Они, похоже, были настолько рады, что в черногорском поезде можно пить и курить, как раньше в российских поездах, что даже забыли, что в русских поездах они так никогда и не делали. Интеллигентные попались ребята, видно, айтишники. Даже курили не в купе, а строго под надписью "Пушенье забраньено" в тамбуре. Угомонились рано.
Но вот с утра весело и громко весь вагон подняла немецкая компания. Похоже, они единственные, кто поверил в то, что поезд придёт в Белград, как написано в расписании, в шесть утра. Поэтому уже с пяти они бесили всех своей бодростью и позитивом.
Граница.
Пограничный пункт наступает ровно в тот момент, когда уже окончательно перестаёшь вглядываться в темноту в надежде увидеть очередную головокружительную картинку и начинаешь дремать.
Опережая пограничников, в вагон забегает продавец пива и с криком: "Вставайте, граница!" начинает ломиться в купе, предлагая товар.
А пограничники - молодцы. Работают быстро, чётко. Границу в этот раз прошли гладко, будто и не было её совсем.
В общем, сербско-черногорская железная дорога не очень. РЖД рулит. Причём на столько, что скоро займется ее инфраструктурой:
А вообще, между Черногорией и Сербией уже строят новый автобан. Ограничение скорости на сербском участке обещают 130 км/ч, и 100км/ч - на черногорском. С сербской стороны работы по его строительству идут полным ходом. Ну, и с черногорской тоже идут, только медленно.
А у нас такой вот интересный опыт с поездкой на поезде получился.
А вы любите путешествовать поездом?