Найти тему
Вадим Слуцкий. Люди

Амира: конец сказки

Амира в 9 лет
Амира в 9 лет

Раньше я не увлекался исполнителями: мне важна была сама музыка. Амира Виллигхаген первая певица, которую я начал слушать ради неё самой, а не ради музыки, которую она исполняет. Я люблю саму Амиру - больше, чем то, что она исполняет.
Может быть, дело в моём опыте. Я педагог и знаю сотни несчастных детей. Которых никто не любил, которые были никому не нужны. Среди них были талантливые люди, в каком-то смысле не менее талантливые, чем Амира.
Судьба Амиры контрастна их судьбам. Её детство - это какая-то сказка. Любящие родители, любимый старший брат. Полное эмоциональное благополучие. И в 7 лет - В СЕМЬ ЛЕТ! - найденное любимое дело!
Её мама и папа - музыканты-любители, брат тоже учился играть на скрипке. В семье все обожали музыку, она отовсюду звучала, о ней постоянно говорили.
А Амиру не учили музыке.
Никто тогда ещё не догадывался, что у этой девочки на редкость сильный характер. На вид этого никак нельзя было сказать.
Как-то они с братом, Винсентом, решили, что на школьном концерте могли бы выступить вдвоём. Он будет играть, она петь. Амира стала слушать в Интернет разные музыкальные композиции, выбирая что-то, что бы ей понравилось. Оказалось, что ей больше всего нравились классические оперные арии. Особенно - "Нессан Дорма" Пуччини в исполнении Лючано Паваротти.
И так она начала петь. Она сначала стеснялась и пела в своей комнате. Для разучивания арий она использовала записи в Ю-Тьюб.
Мама удивилась, когда услышала её пение. У Амиры оказалось оперное сопрано.
Её увлечение поддержали. Взяли учителя по вокалу.
И она стала выступать, обычно с мамой и братом, в своём городе.
А потом, в 9 лет, приняла участие в конкурсе начинающих исполнителей "Холландс год талант" ("Голландские молодые таланты"). В этом конкурсе, кажется, есть ограничение по возрасту, но принимают в нём участие и взрослые. Амира выиграла конкурс, в 9 лет.
А вскоре известный голландский скрипач, дирижёр и шоумен Андре Рьё пригласил её выступать вместе с его оркестром (он называется Оркестр Иоганна Штрауса).
И с тех пор - с 9 лет - Амира популярная певица.
На конкурсе она исполнила сначала арию "О мио баббино каро" из оперы "Джанни Сакки" всё того же Пуччини. Эту арию до Амиры исполняли исключительно монстры оперного пения, вроде Монтсеррат Кабалье, Марии Каллас, Елены Образцовой и т.п. Когда Амира сообщила жюри (это был 1 тур: её видели впервые), что именно собирается петь, у председателя жюри, что называется, отвисла челюсть - он даже переспросил её, как будто не расслышал.
Потом, во 2-м туре, она пела "Аве Мария" Баха-Гуно, а добила всех в 3-м туре той самой "Нессан Дорма" из "Турандот", которую впервые услышала в исполнении Лючано Паваротти.
Как это стало возможным? Амира очень любит петь: это действительно её любимое дело, её призвание. Пение позволило ей приобщиться к семейному увлечению, и этим привлекало её с самого начала. Она заразилась любовью к музыке от родителей.
Она очень психологически устойчивая. Открытая, весёлая и уверенная в себе. Потому что счастливая. Она не боялась сцены, хотя, конечно, волновалась.
И у неё был невероятный голос. Потом я объясню, почему говорю "был".
Нежный-нежный, как лепесток розы, и в то же время сильный, мощный, как ураган. Действительно настоящий оперный голос.
Великолепный слух. Она очень работоспособная, уже в 12-13 лет пела на всех возможных языках (итальянском, латыни и пр., которых не знает, конечно).

Амира поёт "Нелла фантазия". Ей 12 лет
Амира поёт "Нелла фантазия". Ей 12 лет

Мои любимые её записи - "Нелла Фантазия" Эннио Морриконе (это запись 2016 г. или 2017 г., Амире было 12 или 13 лет: она родилась в 2004 г.) и "Аве Мария" Вавилова (которую иногда называют "Аве Марией" Каччини, хотя Каччини тут ни при чём, но Вавилов выдавал эту вещь за произведение Каччини).
В 12 лет она спела дуэтом с известным итальянским певцом Патрицио Буэнне "О соле мио" - и спела не хуже него.

Амира и Патрицио Буэнне поют "О соле мио". Амире здесь 12 лет
Амира и Патрицио Буэнне поют "О соле мио". Амире здесь 12 лет

Счастливая любящая семья. Любимое дело. Успех. Концерты по всему миру. Знакомство с выдающимися музыкантами, которые целовали ей руки, говорили о ней "Белиссимо!" и пр.
Какое детство! Она его заслужила, но сколько талантливых детей, которые никому не нужны. Их тысячи.
Но вот оно кончилось. Сейчас Амире 19 лет.

Не она первая прославилась в детском возрасте. Классический пример - Робертино (Роберто, на самом деле) Лоретти. В 14-15 лет он кумир, у него чуть не каждый день концерт, его пластинки слушает весь мир. Но потом дискант - очень редкий высокий голос, который почти не встречается у мужчин, - сменился обычным баритоном.
Робертино всё так же любил петь. Но слушать его уже никто не хотел.
Мы не знаем точно, как он это пережил. Он тоже сильный человек, с характером, с чувством собственного достоинства. Он никогда не ныл, не жаловался.
Но мы не знаем, что было у него в душе, - и что есть: он ведь жив и сейчас.
И вот у Амиры наступает этот переход.
Того удивительного прежнего серебряного сопрано - уже нет. Голос у неё уже обычный, намного лучше, чем у подавляющего большинства людей, даже профессиональных певцов, - но далеко не прежний. Исчезли и та детская нежность голоса, и прежняя сила.
На последней записи, какую мне удалось найти, Амира выступает в каком-то зальчике, типа актового зала школы, на голой сцене, где стоит только фортепиано - в Бергене, в Норвегии. И поёт уже далеко не так, совсем не так, как раньше.
Раньше были огромные, как стадионы, залы, великолепное исполнение, блестящий успех - зрители хлопали стоя, когда она кончала петь.
Всё это кончается или уже кончилось.
Сама Амира тоже изменилась. У неё от природы обычная внешность, очень типичная для её народа. Но в детстве она была неотразимо обаятельной.
Однако мама её напоминает бегемота. И у Амиры, видимо, тоже склонность к полноте. И она постепенно становится другой.
У неё по-прежнему всегда ровное хорошее настроение. Но того обаяния нет, оно ушло, как и прежний голос.
Из-за того, что уже нет её поразительного голоса, стали очевидны некоторые другие и прежде присущие ей особенности. Амира всегда очень добросовестно и старательно заучивала исполняемые музыкальные композиции, а слух у неё прекрасный.  Идеально  всё воспроизводила - но именно так, как её научили. Она не способна на оригинальную трактовку исполняемых произведений.
Ей нравилось петь, но она всё-таки не вносила в исполнение ничего нового. Да никто этого и не ждал. Ребёнок - и такой голос! Все её называли "ангелом, спустившимся на Землю".
Но Амира не ангел. Она человек.
И её детская сказка кончается. Или уже кончилась.
Впрочем, человеческая жизнь и не должна быть сказкой. Кроме репетиций и концертов, была ведь и другая жизнь у Амиры, но мы ничего о ней не знаем. Она тоже училась в школе, с кем-то дружила, с кем-то, может быть, и ссорилась. У ней есть молодой человек: кажется, уже давно.
Мы не знаем, как она будет внутри себя переживать изменения в своей жизни. То, что она уже больше не знаменитость.
Но человек может быть счастливым и без славы, без известности.
Только для слабого, ничтожного человека - это что-то вроде наркотика. И если он стал знаменитым, а потом утратил славу - он или уйдёт в запой, или покончит с собой.
Амире это не грозит. Как я уже писал, она психологически устойчивая, эмоционально благополучная и счастливая. Но гораздо более обыкновенная, чем о ней многие думали.
Её удивительное детство, я уверен, будет поддерживать её всю жизнь. Его свет, его тепло она будет ощущать даже в старости. Но жить будет иначе, не так, как в детстве.
Наверное, мы ничего о ней не узнаем. Но я верю, что она сможет быть не менее счастлива в своей взрослой жизни - без славы и успеха - чем была счастлива в детстве, в своей детской сказке.
Не менее - но по-другому.
Пусть это не будет сказкой, а обычной человеческой жизнью. У неё есть всё, чтобы сделать её осмысленной и счастливой.