Я прекрасно понимаю, что вынесенную в заголовок тему невозможно полностью раскрыть в одной небольшой статье.
С другой стороны - два приведенных выше фото как бы снимают сам вопрос, вынесенный в заголовок. Однако не всё так однозначно. И я предлагаю не какое-то исчерпывающее исследование на предложенную тему, а просто её обсудить.
Итак, в первую очередь надо разобраться с терминами. Что такое рок-музыка и что такое искусство. Потому что разные люди вкладывают в эти слова разные значения.
Под искусством я в данном случае имею в виду только те произведения, которые обращаются к лучшим сторонам человека, возвышают его. Если мне возразят, что это очень уж узкое понятие, пусть так. Можно заменить его понятием "высокое искусство". Но в любом случае ссылки на мастерство, прекрасную захватывающую игру и т.п. мною не принимаются. Любители футбола скажут, что игра Месси - это настоящее искусство. И будут в чём-то правы. Любители хоккея скажут, что игра нашей великолепной пятерки Фетисов-Касатонов-Макаров-Ларионов-Крутов - это искусство. И тоже будут правы. Но я имею в виду нечто другое.
Тем более, что мастерство - это понятие довольно относительное. Это мы внутри нашей рок-песочницы можем восторгаться виртуозной игрой Ричи Блэкмора, Джона Бонэма или Гизера Батлера, а любители джаза услышав эти восторги рассмеются нам в лицо. Тем более смешны восторги по поводу вокальных данных рок-звёзд для звёзд оперных. Последние только у виска пальцем могут покрутить, если кто-то при них начнёт превозносить вокальный диапазон рок-певцов. Конечно, были случаи, когда например Монтсеррат Кабалье или Лучано Паваротти снисходили до совместных выступлений с представителями рок-музыки. Но это и было именно снисхождение, эдакое "хождение в народ". Мне известен только один случай, когда среда академической музыки не признала, нет, а только допустила выступать у себя рок-исполнителя - это приглашение в Японию для участия в постановке оперы "Золотой петушок" нашего Александра Градского. Исключение, которое лишь подтверждает правило. Очевидно, что главное в рок-музыке - не виртуозная игра и не вокальный диапазон исполнителей, а нечто совсем другое.
С определением понятия рок-музыки тоже не просто. Слишком это общее понятие, допускающее множество интерпретаций. Здесь, на Дзене например не так давно развязалась настоящая баталия насчет того, являются ли песни Элтона Джона рок-музыкой. Поэтому я буду говорить о рок-музыке в самом узком смысле. Например, ни у кого не будет возражений, если заявить, что Rolling Stones, Led Zeppelin, Iron Maiden, Metallica, Nightwish - это и есть самый настоящий, истинный рок, во всяком случае - в лучшие годы этих коллективов. Случаи, когда рок-исполнители проникали на сопредельные территории - например в джаз, или эстрадную песню, не будем касаться, это отдельная тема для разговора.
Итак - вот два ряда великих музыкантов, композиторов, исполнителей.
С одной стороны - Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Лист, Рахманинов, Рихтер, Шостакович, Шаляпин, Плачидо Доминго...
С другой стороны - Cream, Jimi Hendrix, Black Sabbath, Judas Priest, Accept, Slayer, Venom, Sepultura...
Как говорится - комментарии излишни.
Прошу понять меня правильно, я ничего не имею против спид- или трэш-металла, некоторых других видов тяжелой музыки. Там действительно играют часто настоящие мастера и новаторы. Эксперименты с ритмом и звуком иногда рождают новые направления, раздвигают горизонты. Но всё это - не искусство в том смысле этого слова, какой оно имело до появления рок-н-ролла. Эта с позволения сказать музыка человека не возвышает, напротив - обращается к самым низменным его инстинктам, разжигает страсти.
Могут возразить - ведь были не только Rolling Stones, но и Beatles, а затем - Yes, Genesis, Jethro Tull, King Crimson... Прогрессив-рок, арт-рок, психоделик-рок.
Да, действительно, в 1960-х годах рок-музыка только зарождалась, и могла пойти по пути Beatles, а не Rolling Stones, но не получилось. Самый яркий пример - ELO, где выдающийся музыкант Джеф Линн пытался развить битловские идеи, но всё это достаточно быстро заглохло, осталось там, в золотых 70-х. Как кстати и арт-рок. Сами ELO, Genesis и прочие монстры этих направлений изменили и упростили свою музыку, и последователей у них практически не было. Marillion - редкое исключение, да и уровень его на мой взгляд до Genesis начала 70-х явно не дотягивает. Зато тяжелая музыка развивалась очень активно, появлялись всё новые и новые направления, новые действительно выдающиеся исполнители. В начале 90-х на весь мир гремела Металлика, потом - Нирвана открыла целое направление - гранж. Жуткая депрессуха и не менее жуткий финал лидера Нирваны...
Не помешает вспомнить и то, откуда вышла рок-музыка. Речь не о её корнях, хотя предание о том, как и через кого получил свой талант первый блюзмен 30-х годов Роберт Джонсон, очень показательно. Если говорить о непосредственном рождении рок-музыки как таковой во всём её разнообразии, в первую очередь приходит на ум конец 60-х годов. Думаю, что читатель согласится, что именно тогда - как в результате какой-то вспышки, взрыва, вдруг появилась масса выдающихся групп, музыкантов. Открывались новые стили и направления, которые разрабатывались и оттачивались практически все 70-е годы, и на которых рок-музыка основывается до сих пор. Чем это вызвано? На мой взгляд кроме бурного развития музыкальной индустрии, социально-историческими причинами. Что такое конец 60-х? Это время сексуальной революции, свободы на грани разнузданности, очень широкого распространения всяких веществ (в том числе синтетических), расширяющих сознание. Всё это во многом и породило взрывное развитие рок-индустрии. Вспомним лозунг того времени "секс, драгс энд рок-н-ролл". Сейчас об этом стыдливо умалчивают, но из песни слова не выкинешь. Смерти Джима Моррисона, Джимми Хендрикса, Джанис Джоплин, Брайана Джонса от злоупотребления наркотиками. А ведь это всё - мегазвезды, фактически создатели рок-музыки как таковой. Потом были не менее трагические финалы (на этот раз от алкоголя) у Бона Скота (после выхода альбома "Дорога в ад", ужас, очень страшно за его посмертную участь), Джона Бонэма. Опять же - это мегазвезды, которых любят и ценят до сих пор, хоть после их смерти и прошло более 40 лет.
Тема любви и отношения к женщине у композиторов-классиков и в рок-н-ролле. Два противоположных полюса. Любовь и секс.
Мелодия, гармония в академической музыке и в рок-музыке... Один из самых популярных рок-журналов "Метал Хаммер" назвал лучшим альбомом всех времен альбом Megadeth "Rust In Peace". Ничего не хочу сказать о нём плохого. Может быть - это действительно лучший альбом в стиле трэш. Но назвать его лучшим из лучших? Очень показательный выбор.
Безусловно, рок-музыка - это не только забой и рык. Она подарила миру "Abbey Road", "Tarkus", "A Trick Of The Tail"... Но к огромному сожалению не эти работы определяют её лицо. Посмотрите любой из многочисленных рейтингов самых-самых альбомов "всех времен". В большинстве из них вы увидите альбом Sex Pistols 1977 года. Причем - нередко в первой десятке. Но нигде вы не встретите например альбом Джона Лорда "Sarabanda", хоть Джон Лорд - далеко не последняя личность в роке, а этот его альбом действительно выдающийся (в отличие от потуг Sex Pistols, которые и музыкой-то назвать язык не повернётся). Чем это объяснить? Очевидно, что панк-рок, трэш-, дэт-, блэк- или ню-металл (фото одного из представителей которого Slipknot открывает эту публикацию) - это всё вполне закономерное порождение рок-н-ролла, а прочие "заумные" произведения - это его периферия.
Могут возразить - а как же Pink Floyd? Действительно, 4 его великолепных альбома периода 1973-1979 годов очень популярны, до сих пор пользуются спросом, и без всяких сомнений являются золотым фондом рок-музыки. Но если внимательно послушать например наполненный под завязку прекрасными мелодиями, аранжировками, великолепно сыгранный альбом "Стена", невозможно не отметить что кроме всего прочего в нём очень много присущей рок-музыке агрессии. Это особенно заметно при просмотре одноименного фильма Алана Паркера.
Итак, какой же вывод? Рок-музыка - безусловно заметное явление человеческой культуры конца 20-го - начала 21-го веков. Она подарила миру много действительно прекрасных работ. И слушать их безусловно намного лучше, чем то непотребство, что предлагают нам сейчас наши музыкальные каналы. Но давайте не мешать всё в одну кучу. Классическая музыка - это классическая музыка, достояние человечества, проверенное веками. А рок-музыка - это явление, отражающее плачевное состояние человека настоящего времени. Я когда-то думал, что увлечение рок-музыкой приведет меня постепенно и к классике. Но дальше "Щелкунчика" и нескольких работ Николо Паганини дело не пошло. Не надо себя обманывать - чрезмерное увлечение роком приведет только туда, куда он и сам пришел - к Slayer и норвежским сатанистам.
А классическую музыку нужно слушать обязательно, независимо от своих увлечений. Уж она ни к чему плохому не приведет, а будет способствовать не только развитию музыкального вкуса, но не побоюсь сказать - развитию человеческой личности. Тем более классики - целый океан. И она сейчас доступна как никогда, каждый может выбрать то, что ему по душе.
Прошу извинить меня за некоторую категоричность суждений, не кидаться тапками и тухлыми яйцами. Я изложил свою субъективную точку зрения. Если кто не согласен - возражайте, но пожалуйста - без перехода на личности.