В этой статье я хочу рассказать в возникновении и развития деревянного зодчества в одной из ведущих стран в этой сфере строительства – Норвегии. Для начала отмечу, что норвежское зодчество нужно рассматривать в более широком контексте Скандинавского региона и Британии. Период, о котором пойдет речь, ограничен VII-XI вв. Заодно скажем, что за счет более широкого географического охвата лучше будет видна самобытность именно норвежской архитектуры. Норвегия в средние века являлась периферией Европы не только в географическом, но и в культурном плане. Это не могло не накладывать отпечаток на все технологические и культурные процессы в этой стране. Понятно, что и деревянное зодчество, как важная часть культуры, обладало довольно ярко выраженным региональным характером. Норвежские зодчие практически не испытывали привходящих влияний, и их творчество сохраняло уникальные черты на протяжении многих веков.
Кульминационным моментом развития норвежского домостроения можно считать XII-XIII вв. Этот момент, разумеется, неотделим от возникновения и развития деревянной архитектуры в Северной Европе в целом. Там это относится к периоду VII-X вв. Во второй половине X в., то есть, достаточно поздно, началась христианизация Норвегии. Соответственно, возникла потребность в строительстве храмов, в подавляющем большинстве, деревянных. Конечно, здесь уже не обошлось без архитектурных влияний стран-соседей – Швеции, Дании, а так же «законодателей» ремесла – Германии и Британии. В эту эпоху деревянные храмы в Норвегии получают традиционную форму, связанные со сложным каркасом, лежащим в основе здания. Впрочем, срубам из цельного бревна так же находилось место в новой зодческой традиции. Эта особенность имеет особенное значение, когда мы пытаемся найти место региональной норвежской традиции в общем контексте европейского деревянного зодчества.
Заметим, что в архитектуре средневековой Восточной Европы и Руси бревенчатый сруб служил основой традиции изначально. Тогда как в Северной и Западной Европе основой домостроения выступал деревянный каркас. Отличие это принципиальное, и его нельзя упускать из виду, чтобы дать адекватную оценку норвежской традиции. Повторюсь, для Норвегии было характерно сочетание этих двух базовых подходов к деревянному зодчеству. Органичное совмещение этих двух технологий позволило норвежской архитектуре оставаться уникальной.
Подъем храмового зодчества, как части деревянного строительства вообще, был инициирован не только христианизацией Норвегии, но и собственным ремесленным потенциалом страны. К Xвеку викинги обладали высокими навыками строительства кораблей и домов. И в кораблестроении, и в зодчестве ими применялись те же технологии. Раннее деревянное зодчество в Скандинавии можно принять за точку отсчета в дальнейшем развитии архитектуры уже христианской эпохи в данном регионе. Как правило, это были так называемые «залы» («длинные дома») – родовые жилища скандинавов, пример которых мы можем найти в Борге на Лофотенских островах.
В Скандинавском регионе вообще была характерна культура викингов, для которых корабль был вторым (а нередко и первым) домом. «Дом как корабль» и «корабль как дом» - две стороны этой уникальной философии архитектуры и кораблестроения, неразрывно связанных и оказывающих взаимное влияние на культуру средневековой Норвегии. Эти принципы, лежащие в основе мировоззрения викингов, помогают лучше понять Скандинавскую культуру того периода.
Подъем, о котором мы уже говорили, продолжался в норвежском зодчестве примерно до XIV века. В середине XIV в. в Норвегии разразилась эпидемия чумы, надолго остановившая культурное развитие региона. Хотя вплоть до XV в. наработки средневекового зодчества продолжали действовать в деревянном строительстве Норвегии.
Интерес к норвежской архитектуре этого периода возник в Европе в начале XIX в. на общем фоне увлечения средневековой культурой, вызванной романтизмом. Именно тогда в Европейских странах интеллектуальные элиты стали всерьез задумываться о культурной идентичности. Помимо романтизма на это повлияли, разумеется, наполеоновские войны. В Норвегии первыми стали серьезно изучать эндемичную архитектуру Николай Николайсен, Петер Андреас Бликс, Юхан Кристиан Клаусен Даль, Лоренц Дитрихсон. Что касается XXв., то ведущие работы по данному вопросу были опубликованы после Второй мировой войны. Именно тогда изучение деревянного зодчества средневековой Норвегии (и Скандинавского региона в целом) обрело чисто научную основу. В этот период стоит отметить таких исследователей, как Клаус Аренс, Хокон Андреас Кристи и Рев Хауглид.