Согласно Библии, в Саула вселился злой дух, которого изгнал Давид игрой на гуслях (1 Цар.16:14-23). Экзорцизм описан и в книге Товита, а также неоднократно упоминается в Талмуде. Случаи изгнания бесов Иисусом Христом и Его учениками неоднократно описываются в Новом Завете. В древней Церкви, в обряд крещения иудеев и язычников, традиционно входило изгнание из них злых духов. В Средние Века экзорцизм составлял часть обряда крещения детей: ребенку три раза дули в лицо, повторяя при этом: "Изыди, нечистый дух, освободи место Духу Святому". С 1614 г. эта практика была закреплена в римско-католическом обряде. Краткий обряд экзорцизма, утвержденный Папой Львом XIII, содержит следующую формулу: "Изгоняем тебя, нечистый дух, сатанинская сила, исчадие ада, со всеми твоими полчищами, скопищами и бесовскими сектами во имя и властью Господа нашего Иисуса Христа: будь ты искоренен из Божьей Церкви, прочь из душ, искупленных драгоценной кровью Божьего Агнца. Отныне и впредь не смей, коварный змей, смущать род человеческий, преследовать Церковь Божью и беспокоить Божьих избранников..."
Краткие экзорцистские формулы упоминаются и в лютеранских крещальных обрядах, как и в первом молитвеннике короля Эдуарда VI (1549). В древней Церкви существовало особое служение экзорцистов соответствовавшее одному из нижних уровней церковной иерархии. Процесс экзорцизма включал в себя возложение рук на одержимого, изгнание злых духов из готовящихся к крещению (оглашенных).
Богословское переосмысление проблемы контактов людей с демонами произошло в XIII в. в условиях борьбы католической Церкви с ересями и в связи с ведовскими процессами. В современной жизни экзорцизм, как отметил II Ватиканский собор, утратил прежнее значение сохранившись в чине Таинства крещения, которое снимает с человека печать греха. В Англиканской церкви право на экзорцизм удостоверяется особым разрешением.
Практика изгнания злых духов существует и в Православной церкви. Так, например, Чин изгнания беса можно найти в Требнике (Евхологион), изданном митрополитом Киевским Петром Могилой в 1646 г.
В чинопоследовании оглашения и крещения Православной Церкви сохранились особые, очень древние, известные еще по огласительным поучениям Кирилла Александрийского (IV в.) заклинательные молитвы. В одной из богослужебных книг Православной Церкви – "Большом требнике" имеются специальные молитвы "для изгнания бесов".
Весьма развита экзорцистская практика у пятидесятников и других харизматических движениях.
Очевидно, что внутрь биологического тела, в буквальном смысле, никто не вселяется. Выражение "бес вселился" могло бы подразумевать установление связи между человеком и каким-то демоническим существом. Принципиально отрицать такую возможность нельзя. Ведь на самом деле такое явление принципиально не отличалось бы, например, от трансфизической связи между демоном государственности и некоторыми людьми – активными орудиями и проводниками его воли, которых могут быть тысячи.
Вопрос лишь в том, зачем демонам нужен конкретный человек? Почему они готовы тратить на него время и силы? Это, действительно, не вполне ясно, если речь идёт о рядовых людях ни на что в глобальном историческом масштабе не влияющих. С наукой практика экзорцизма, очевидно, позитивно не согласуется, но и не противоречит науке, поскольку говорит о вещах, которые в современной науке (нейропсихологии) достоверного теоретического объяснения не имеют.
Конкретно в современной православной практике экзорцизма ("отчитки") есть ряд сомнительных моментов. Резко против экзорцизма выступал проф. Московской Духовной Академии А.И. Осипов, сугубый, впрочем, "богослов-теоретик", не имеющий практического опыта и выступающий с формально-догматических позиций
С ним многие православные не согласны. Другая точка зрения, близкая к "общепринятой в православии", выражена в статье "Проблема бесоодержимости": "Принципиально допуская возможность "демонических овладений", они [отцы церкви] сходятся в признании чрезвычайной редкости подобных состояний и оставляют их как бы на периферии духовной жизни. И отцы-пустынники, и "всероссийский батюшка" св.Иоанн Кронштадский и авторитетный психолог и богослов о. А.ван Каам центрируют острие "невидимой брани" на преодолении "страстей", "скрытого беснования плоти", "мини-обсессий". Нравственному преображению, обновлению ума – "метонойи", как истинному покаянию будет более способствовать не внешне-обрядовое, а внутренне-сердечное восприятие данной реальности."
Христианство никогда не перестанет верить в существование бесов. Однако вера – одно, а мода на экзорцизм – совсем другое. К счастью, и среди священников есть люди здравомыслящие, относящиеся к разговорам о тотальном "бешенстве" скептически. Покойный митрополит Сурожский Антоний (Блум) вспоминал, как к нему в бытность его в Париже обратились родственники иконописца, который вдруг стал вести себя очень странно. Художника начали отчитывать, соборовать, чаще причащать, но он все равно не поправлялся. Будущий митрополит, выпускник биологического и медицинского факультетов Сорбонны, ответил: "Отдайте его нам в психиатрическую клинику, мы его будем лечить электрошоком. Бесу электрический ток вреда не принесет, а человека может спасти". И больной выздоровел. Свой рассказ владыка завершает словами: "Делайте все, что возможно с человеческой точки зрения, с точки зрения лекарств, лечения, психиатрической помощи. И молитесь".
P/S. Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина россиян (45%) не верит в существование дьявола.