Интересно, что вопреки сложившемуся представлению о том, что современный российский империализм (в отличие от советского) деидеологизирован, это, как показывают действия России в течение последних двух десятилетий, вовсе не так.
Путинская Россия ведет себя ровно так же, как и николаевская: она одновременно захватчик-империалист и жандарм.
По сути, в действиях России в Грузии при Саакашвили, в Украине после свержения Януковича, в сдаче Армении после прихода к власти Пашиняна и т.д. просматривается как имперская, так карательная составляющие.
Недоспустимой Россия считает прозападную ориентацию, смену власти, попытки строительства правового государства, борьбу с коррупцией и стремление к реальному суверенитету. И, напротив, никаких действий против автократических Белоруссии, Казахстана или Азербайджана Россия не предпринимает, хотя без труда могла бы произвести тот же нарратив против этих стран, что используется против Украины (начиная с того, что они тоже не были раньше суверенными государствами и «созданы Лениным»).
Словом, за действиями России просматривается политическая философия ХVIII-XIX вв. Она воюет не столько со странами, сколько с режимами.
Страна, отказывающаяся двигаться вперед, ставшая частью вчерашнего мира, застывшего в своем антимодернизме, по сути, отказывается от будущего.
Евгений ДОБРЕНКО