5 мая мы с женой взяли экскурсию в Петергоф. Давно хотелось посетить этот дворцово-парковый комплекс. Мы во время наших путешествий по миру побывали во многих подобных местах и наше родное ничем не уступает им по роскоши и красоте. Петергоф был основан Петром I как загородная резиденция. Место в 29 километрах от Санкт-Петербурга было выбрано неслучайно: Ропшинские родники, находящиеся на возвышении, идеально подходили для снабжения фонтанов, а близость Финского залива обеспечивала транспортную доступность. Пышный дворцово-парковый комплекс торжественно открыли 15 августа 1723 года.
Прогулку по Петергофу у нас началась с Нижнего парка: именно здесь располагаются Большой петергофский дворец, Большой каскад фонтанов и 15 других музеев и дворцов. Комплекс был вдохновлён Версалем: Пётр I оценил пышный дворец, водные аттракционы и парк с геометрической планировкой, поэтому решил воспроизвести всё это в России. Строительство доверили французскому архитектору Жану-Батисту Леблону.
Парк делится на три части: центральную (Парадную), западную (Марлинскую) и восточную (Монплезирскую). Пока часть нашей группы пошла в Большой петергофский дворец, мы немного погуляли поблизости. Посмотрев на очередь во дворец и представив какое там творится внутри столпотворение, мы решили отложить его посещение на другой приезд в Петергоф. Поэтому ниже я очень кратко пройдусь по описанию дворца. Всего в дворцово-парковом ансамбле насчитывается 176 фонтанов, каждый из которых является произведением инженерной и художественной мысли. Большой каскад включает 255 скульптур, покрытых позолотой, и 64 фонтана. См. видео по ссылке https://dzen.ru/video/watch/6487677c8cde1a11373ff798
В центральной части Большого каскада находится фонтан "Самсон, раздирающий пасть льва". При планировке фонтана изначально предполагалось использовать образ Геракла, но было решено, что побеждающий льва Самсон имеет символическое значение: он знаменует победу русских над шведами, которая одержана в день Самсона Странноприимца. Лев - символ Швеции, он располагается на гербе современного государства.
В военный период эта композиция могла быть уничтожена, поэтому как только фашисты оказались в пределах Ленинграда, музейные сотрудники вывезли Самсона и спрятали в земле вблизи Петергофского комплекса. Эта статуя так и не найдена, а каскад украшает копия. С морем Большой каскад связан Морским каналом, ширина которого составляет 12 метров. Канал берет свое начало от ковша Большого каскада, проходит через парк и выступает в залив, где расположена гавань.
С двух сторон канала расположены газоны, на которых установлены 22 плоские чаши-фонтаны. Над ними бьют вверх тонкие четырехметровые струи. Эта композиция получила название - Аллея фонтанов. Из чаш вода поступает к золоченым маскаронам, прикрепленным к гранитным пилонам, и ниспадает в канал. Ниже часть моих фотографий Большого каскада и скульптур вокруг него.
Выдающейся достопримечательностью Петергофа считается Большой дворец, начавший свое существование в 1714-1725 гг. Первоначально это был скромный царский дворец, однако Елизавета перестроила его по образцу французского Версаля. Длина фасада, обращенного к морю, составляет 268 метров. Во дворце около 30 залов: Танцевальный, или Купеческий зал, Картинный, Аудиенц-зал, Голубая приемная, Куропаточная гостиная, Дубовый кабинет и другие.
Если стоять лицом к дворцу, то слева к нему примыкает придворная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, который открылся после длительной реставрации 12 июля 2011 года. Храм на протяжении полутора столетий являлся молчаливым свидетелем семейных торжеств Дома Романовых. Здесь совершались бракосочетания, крестились новорожденные дети, торжественно отмечались важнейшие государственные и религиозные праздники, служились молебны в ознаменование воинских побед.
Архитектором этой церкви и перестройки скромного петровского дворца по распоряжению Елизаветы Петровны стал придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Строительство храма началось в 1747 году. Первоначально по замыслу Растрелли придворный храм должен был венчать одноглавый купол, однако по настоянию Елизаветы Петровны, внимательно следившей за ходом строительства, церковный купол был увенчан пятью главками, традиционными для древнерусского зодчества.
Освящение храма в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла состоялось в сентябре 1751 года; имя святого покровителя императора Петра должно было напоминать о деяниях основателя "приморского парадиза" и августейшего отца Елизаветы. Вместе с ней на церемонии освящения церкви присутствовали наследник российского престола великий князь Пётр Фёдорович с супругой Екатериной Алексеевной (будущей императрицей Екатериной Второй).
После революции из придворной церкви бесследно исчезли наиболее ценная утварь и иконы. Тем не менее, до начала Великой Отечественной войны внешний облик и частично внутреннее убранство дворцового храма сохранялось. Во время немецкой оккупации Церковный корпус был практически полностью уничтожен, в огне погибли иконостас, деревянная резьба, оставшиеся живописные полотна. Повреждения были столь велики, что впору было говорить о полной утрате уникального памятника русской архитектуры.
Однако в ходе начального этапа реставрационных работ к середине 1950-х годов церковные фасады были восстановлены по сохранившимся оригинальным чертежам. При этом первоначально для воссоздания храма был выбран первый проект Растрелли, в соответствии с которым планировалось увенчать церковный купол единственной главкой. Лишь к 2003 году церковный купол вновь был увенчан традиционным пятиглавием. И, наконец, в ходе завершающего этапа реставрации, был выполнен основной объём работ по восстановлению фасадов и интерьера, в том числе, воссоздание деревянной золочёной резьбы и священных изображений. Восстановление придворного храма стало завершающим этапом в многолетней реставрации Большого Петергофского дворца, растянувшейся на многие десятилетия.
После мы прошли вглубь нижнего парка к Финскому заливу.
На самом его берегу стоит любимый загородный дворец Петра I - "Монплезир" (с французского - "моё удовольствие"). Замысел постройки определялся набросками и схематическими рисунками самого царя. В облике "Монплезира" отразились незаурядность личности первого российского императора, его эстетические вкусы, интересы и привязанности: декоративное оформление явно задумано под влиянием голландской архитектуры XVIII века, поэтому дворец иногда называли "Голландским домиком".
Дворец строился с 1714 по 1723 годы (архитекторы Андреас Шлютером , Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти). Перед дворцом разбит великолепный парк с фонтанами и скульптурами.
Продолжение рассказа о Петергофе читайте в следующем выпуске. Не забываем ставить лайки, подписываться на мой блог и рекомендовать его своим друзьям и знакомым.